Маркетинговое исследование поведения потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной дипломной работы является исследование особенностей психологии поведения потребителей на рынке и влияние покупательского поведения на механизм принятия решений о покупке.
Для реализации данной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
Изучить влияние ценового фактора на поведение потребителей и на механизм принятия решения о покупке;
Проиллюстрировать методы анализа и оценки мотиваций покупателей для разработки маркетинговых мероприятий по завоеванию целевых сегментов рынка;
Ознакомиться с основными мотивационными подходами;
Показать взаимосвязь маркетинга с другими науками, такими как: социология, антропология, психология;
Выявить влияние внешних факторов на поведение потребителей;
Ознакомиться с общенаучными и методологическими приемами проведения исследований;
Показать особенности моделирования покупательского поведения;
Рассмотреть особенности маркетингового планирования на предприятии ОАО «Минскжелезобетон».

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
Глава 1. Маркетинговое понимание потребителя и их группы
1.1 Группы потребителей и факторы, влияющие на потребность………..5
1.2 Мотивация потребителей. Основные мотивационные подходы…………………………………………………………………...…14
1.3 Влияние спроса на поведение потребителей. Теория эластичности………………………………………………………...………17
1.4 Моделирование покупательского поведения. Цена как фактор потребительского поведения…………………………………………..…. 21
1.5 Типы поведения потребителей……………………………………...…24
Глава 2.Методы исследования потребителей
2.1 Информация – как главный маркетинговый актив……………….…..33
2.2 Общенаучные и методологические приемы проведения исследований…………………………………………………………..……41
2.3Моделирование покупательского поведения.…………………….………………………………………………45
2.4. Влияние внешних факторов на поведение потребителей……………52
Глава 3.Практическая часть (Оценка степени удовлетворенности потребителей на ОАО «Минскжелезобетон»).
3.1Планирование маркетинга……………………………...………………65
2.2 Методика измерения степени удовлетворенности покупателей…….69
3.3 Отчет об удовлетворенности потребителей ………………………….78
Заключение………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 565.00 Кб (Скачать)
 

  Расчет  оценки удовлетворенности потребителей (УП):

№ п/п         Вопрос    ИУП  балл   Значимость  вопроса   Уд. оценка
1   Качество  продукции    7,5   40%   300,0%
2 Номенклатура  изделий    7,1   10%   71%
3 Срок выполнения заказов   5,7   15%   85,5%
4   Стоимость продукции   6,3   25%   157,5%
5   Сервис    5,4   5%   27%
6   Персонал    7,3   5%   36,5%
                       Итого    7,48   100%   748%
 

  Комплексное значение удовлетворенности потребителя  составило УП = 7,48.

  Сравнивая значение удовлетворенности потребителей за первое полугодие 2006 года (УП = 7,73) и  за второе полугодие 2006 года (УП = 7,48) мы видим, что значение удовлетворенности упало на 0,25. отсюда следует, что необходимо решать задачу увеличения индекса. В этом случае также необходимо в первую очередь проанализировать планирование производства и организацию поставок. Выявить проблемы, сформулировать корректирующие действия и организовать соответствующие мероприятия.

  Согласно  приведенным выше данным, самым низким показателем является сервис. Это  объясняется большим количеством  заказов и малыми складскими площадями. В 2006 году была проделана большая работа по улучшению сервиса – было организованно 10 постов отгрузки готовой продукции. Для быстрого оформления документов организовали работу по принципу «одного окна». Низкий показатель по сроку выполнения заказов объясняется большим количеством заказов и перебоями с поставкой цемента. В 2007 году будет приобретена и установлена новая линия RH-2000 на территории ЗСК, где имеются железнодорожные пути и большие складские площади.

  Среднее значение удовлетворенности потребителя  за 2006 год составляет 7,60 балла, что на 1,4 балла больше значения 2005 года. 

  Маркетинговая деятельность на предприятии осуществляется в соответствии с разработанным  годовым планом в области маркетинга, который разрабатывается на квартал. План маркетинга состоит из пяти разделов:

    1. маркетинговые исследования.

    1. рекламная деятельность.
    2. участие в выставочной кампании.
    3. разработка прайс-листов.
    4. участие в тендерах.

    На предприятии основные маркетинговые  исследования проводятся следующим  образом:

  - путем опроса заказчиков с последующим анкетированием;

  - путем опроса заказчиков по  телефону;

  - обменом информацией с проектными  институтами, заказчиками с целью  позиционирования продукции предприятия;

  - путем проведения анализа требований  потребителей и возможности их  удовлетворения (по объемам и номенклатуре);

  - анализом соотношения с уровнем  цен изделий конкурентов;

   -анализом действующих продаж  продукции. 

  Использование данной методики привело к повышению  качества, выпускаемой ОАО «Минскжелезобетоном» продукции. Например, вибропрессованные  изделия получили сертификат соответствия системы менеджмента качества СТБ ИСО 9001-2001. Общество награждено премией правительства Республики Беларусь за достижение в области качества. В 2006 году такие изделия, как камни бортовые бетонные, керамзитные блоки, плиты бетонные для тротуаров признаны лауреатами в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь». 

  Результаты  маркетинговых исследований используются при планировании, изменении и  расширении ассортимента, при разработке перспективных и текущих планов на предприятии. Предприятие не останавливается на достигнутых результатах, а стремится повысить уровень обслуживания. В 2006 году на предприятии работа с физическими лицами проводилась по принципу «одного окна», что позволило создать удобства для клиента. 

  Укрепление  связей и взаимовыгодному сотрудничеству с потребителями и заказчиками продукции способствует политика открытости предприятия, организация его рекламной деятельности, а это:

  - создание выставочных площадок  непосредственно на территории  предприятия, для ознакомления  с ассортиментом и ценовой гаммой, выпускаемой продукции, а также вариантов ее укладки;

  - участие в строительных выставках  («Стройэкспо», «Будпрагрэс-весна», «Будпрагрэс-осень», «Белорусский дом»), а также в  международных выставках «Будма»  (Польша) и «Национальная выставка Республики Беларусь» Латвия г. Рига;

  - участие в деловых визитах  в Россию и страны Прибалтики, которые организует ТТП РБ;

  - размещение рекламы в специальных  строительных газетах и журналах («Стройка», «Строительные материалы»  и т. д.);

  Выпуск и распространение буклетов с изображением продукции предприятия и вариантов ее применения, прайс-листов и т.д. 

  Сотрудники  проектных институтов и архитектурных  мастерских, представители заказчиков приглашались для ознакомления с  ОАО «Минскжелезобетон» и с ассортиментом выпускаемой продукции. Заказчикам и сотрудникам институтов предоставлялись буклеты с продукцией предприятия и вариантами ее применения. 

  В результате тесного сотрудничества с заказчиками, проектными организациями  был расширен ассортимент и цветовая гамма тротуарной плитки и бортового камня (14 видов плитки, 25 оттенков, 4 вида бортового камня), увеличилось число потребителей, вырос выпуск и объем реализации продукции плитки тротуарной и бортового камня, а также других элементов благоустройства. 

  В целом в 2006 году маркетинговой службой  Общества была проведена большая  рекламная кампания. Целью кампании было создание положительного имиджа предприятия, продвижение товаров  и укрепление бренда на рынках Республики, в странах Прибалтики и России.

  В 2006 году был разработан и выполнен новый выставочный стенд, а также  рекламно-презентационный материал (ручки, листовки и т. д.).

  В настоящее время разработаны  отдельно прайс-листы на основную номенклатуру сборный железобетон и бетонные изделия, а также на тротуарную плитку, бортовые камни и другие элементы благоустройства и отдельно на керамзитобетонные стеновые материалы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 

  1. Поведение потребителей – это  деятельность, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Проведение предварительных маркетинговых исследование и правильное позиционирование маркетологом своего продукта является залогом правильного понимания потребностей потребителя и, как следствие, их успешное удовлетворение.

  Также для эффективности маркетингового исследования поведения потребителей необходим объективный сбор и  анализ добровольно полученной информации. Исследование должно проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, а также согласно стандартам, основанным на общепринятых научных методах.

  2. В большинстве компаний проведение исследований поручают специалистам. Обычно фирмы делегируют вопросы исследования специальному менеджеру, который, в свою очередь, нанимает подрядчиков из специальных исследовательских фирм для проведения всех основных мероприятий. В других случаях фирмы в вопросах разработки исследования полагаются на отделы своих рекламных агентств и нанимают соответствующих  исполнителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем более вовлечен весь маркетинговый отдел и вся команда менеджеров в получение и анализ информации о рынке, тем ближе оказывается компания к своим покупателям. Живая информация, добытая с помощью исследования, и готовность изобретать новое помогает компании улучшать свои продукты и услуги и обгонять конкурентов. Для получения объективной и достоверной информации, а также для принятия оперативных решений (предупреждающие и корректирующие действия) необходимо повышать квалификацию персонала, посредством дальнейшего обучения, как в области качества, так и в области профессиональных знаний. Благодаря этому у предприятия появиться возможность  выйти из информационного паритета и получить существенные информационные преимущества.  

  Удовлетворение  потребностей покупателей, выявление  мотиваций принятия решений о  покупке, прогнозирование покупательского  поведения являются приоритетными направлениями маркетинговой деятельности предприятий на рынке. Таким образом, можно сделать следующий вывод: изучение поведения потребителя на рынке необходимо для успешной маркетинговой деятельности предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования на целевых сегментах рынка, обеспечения устойчивых позиций на них.

  Необходимость учитывать влияние внешних факторов, таких как культура и инновации,  на поведение потребителей является неотъемлемой частью исследований.

  3. Анализ методики оценки степени удовлетворенности потребителей,  используемой на предприятии ОАО «Минскжелезобетон», представляется одним из основных условий взаимовыгодной и эффективной деятельности организации. Первичная задача службы маркетинга – определить целевой рынок предприятия, как по номенклатуре выпускаемых изделий, так и по конкретным потребителям. Результатами использования данной методики стало увеличение комплексного значения индекса удовлетворенности потребителя, был проведен анализ производства и организации поставок, выявлены проблемы, сформулированы корректирующие действия и организованны соответствующие мероприятия.  

                             

 

  Список использованной литературы. 
 

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 382c.
  2. Безвершук Ж.А. Потребности. Вкусы. Мода. Киев, М.: НПТ «Финансы, учет, аудит», 1997 – 413c.
  3. Бутов А. В. Домохозяйство как потребительская единица на товарном рынке. М.: Центр,1996 – 215с.
  4. Васильев Г.А. Поведение потребителей – М.: Вузовский учебник, 2005 – 452с.
  5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования теория, практика, методология. – М.: «Финпресс», 1998 – 416с.
  6. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1995 – 427с.
  7. Дурович А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности – Мн.: YG: «Финансы, учет, аудит», 1997. – 464с.
  8. Ильин В. И.  Поведение потребителей - СПб., Питер, 2000 – 360с.
  9. Ильин В. И. Социальная группа как фактор потребительского поведения//Маркетинги маркетинговые исследования в России.- 2000. №2. – С.12-16
  10. Засорина Т. , Штернлиб Н. Поведение потребителей при выборе магазина для покупки строительных и отделочных материалов.//Практический маркетинг.- 2000. № 12.- С. 28-34
  11. Краснов Р. О. Изучение модели потребительского поведения с целью формирования комплекса продвижения товара // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. №3. – С. 43-49
  12. Крылов И. В. Маркетинг, - М.: Центр, 1998 – 192с.
  13. Кураков А. П., Кажурников Г.Г., Владимирова М.Л., Кожанов В. Т. Теория развития предпринимательства и поведение потребителя. М.:Центр, 1997 – 485с.
  14. Лыгина Н.И., Макарова Т.Н. Поведение потребителей - М.: Инфра – М, 2005 – 392с.
  15. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка - М.: Инфра – М, 2003 – 411с.
  16. Лыгина Н.И. Поведение потребителей -  М.: Инфра – М, 2003 – 210с.
  17. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560с.
  18. Мухина М. Все ли вы знаете о своих клиентах//Маркетолог. - 2000. № 1.- С.35-39
  19. Мухина М. К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментация рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. № 3. –С.41-44
  20. Овсянников А. А. Типология потребительского поведения. М.: Инфра – М, 1989- 390с.
  21. Рябинский Л. С. Поведение покупателей в условиях рыночной экономики. М.: Центр, 1995- 530с.
  22. Салин В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления. М.: ИНФРА-М, 1990 – 320с.
  23. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Есипова В.Е.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.
  24. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник для вузов / Уткин Э.А.- М.: ЭКМОС, 1997.- 430 с.
  25. Чикунова Л. А. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1998. № 2.- С.41-45
  26. Ширков Ю. Изучение ценностных предпочтений потребителей в целях сегментации//Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. № 4. – С.32-36
  27. Щепочкин Ю.Э. Маркетинг и управление потребительским поведением. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998 – 210с.
  28. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник в 2-х томах / Макконнелл К.Р., Брю С.Л.- М.: ИНФРА-М, 2003.- Т.1.- 486 с.
  29. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылев, С.П. Гурко.- Мн.: БГЭУ, 1997.- 550 с.
  30. Экономический словарь / И.Ф. Жданова, Э.Л. Вартумян.- М.: Рус. яз., 2003.- 880 с.
  31. Энджел Д., Блекуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. Пер. с англ. Спб, 1999 -  412с.
  32. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Экономика, 1999.- 130 с.
  33. Elster J. Rational Choice Theory // The Polity Reader in Social Theory. Cambridge. -  1995. №5. – P.26-31
  34. Malcolm H., McDonald and Peter Morris. The Marketing Plan: A Pictorial Guide for Managers.- London: Butterworth-Heinemann Ltd., 2002.- 450 p.  
  35. Robert J. Campbell. Competitive Cost-Based Pricing Systems for Modern Manufacturing.- London: Quorum Books, 1992.- 360 p.

Информация о работе Маркетинговое исследование поведения потребителей