Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты на примере ОАО «ОНОС» за 2003-2005 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды издержек и их структуры;
-методические вопросы калькулирования фактической себестоимости продукции;
-оценка влияния издержек на финансовые результаты предприятия;
-определить наиболее важные моменты в анализе затрат на производство продукции, а также показателей рентабельности ОАО «ОНОС» в 2003 –2005гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические аспекты формирования издержек на предприятии ....
7
1.1
Понятие издержек предприятия, их виды и оценка ……….……….…
7
1.2
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции ………………….……………..……….…..

16
1.3
Методика оценки влияния издержек на финансовые результаты………………………………………………………...….….

24
2
Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг ….……………………..

27
2.1
Анализ общей суммы затрат на производство и оценка динамики себестоимости ……………………………………………………..…….

27
2.2
Анализ затрат по статьям калькуляции …………..…………………....
46
2.3
Анализ затрат на один рубль товарной продукции …………..…….…
52
2.4
Анализ прибыли и рентабельности продукции ……………………….
57
3
Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»………………………………………………………………….

63
3.1
Резервы и пути снижения издержек производства ……..…………….
63
3.2
Влияние снижения издержек на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………...

72
Заключение…………………………………………………………………..
85
Библиографический список.…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

На первом этапе  выделяют и количественно оценивают резервы; на  втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют  мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Основными источниками  увеличения рентабельности являются:

-увеличение объема реализованной продукции;

-повышение цен;

-снижение себестоимости;

-повышение качества.

Резервы увеличения прибыли показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль  в расчете на единицу продукции  соответствующего вида.

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Если прибыль  рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

 

                                            N =  PV * П / V,                                                (3.1)

 

где: N   -     резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции

      PV -    возможное увеличение  объема реализованной продукции,  руб.;

      П     -     фактическая  прибыль от реализации продукции,  руб.;

      V     -     фактический объем реализованной продукции, руб.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными  возможностями  предприятия позволяет  спрогнозировать  увеличение  объема производства и реализации продукции ОАО «ОНОС» на 5% в следующем году.

Рассчитаем  резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ОАО «ОНОС» на основе исходных данных, приведенных в таблице 3.5.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами  предприятие увеличит свою прибыль на 16245,85 тыс. руб.

 

 

Таблица 3.5

Выручка и прибыль  от реализации продукции 

ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг

Тыс.руб.

Показатели

2003 г

2004 г

2005 г

Выручка от реализации продукции

1758945

1228573

1191005

Прибыль от реализации продукции

103091

137594

324917


 

PV =  1191005 тыс. руб. * 5% = 59550,25 тыс.руб.

П   =   324917 тыс.руб.

V   =   1191005 тыс.руб.

N  =   59550 * 324917 / 1191005 = 16245,85 тыс.руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Для выявления  и подсчета резервов роста прибыли  за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на  передовых предприятиях:  базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.

Методической  базой  экономической  оценки  резервов  снижения затрат овеществленного труда является система  прогрессивных  технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.

Для определения  резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, работ, услуг необходимо резерв снижения себестоимости каждого вида продукции  умножить на возможный объем реализации продукции (с учетом резервов его роста).

Для определения резервов роста прибыли за счет повышения  качества необходимо изменение удельного  веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммировать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявленные резервы роста прибыли необходимо обобщить.

В заключение анализа  необходимо определить конкретные мероприятия  по освоению выявленных резервов.

Данные анализа показывают, что определенные меры должны быть приняты для повышения финансовой устойчивости и ликвидности, так  как показатели рентабельности высокие. Для этого необходимо добиться увеличения удельного веса основных источников формирования запасов и затрат в составе общей величины источников средств. Этого можно достичь тремя путями:

1. Увеличение размера  собственных источников средств  - осуществляется за счет увеличения размера уставного фонда, а также за счет прибыли (второй вариант, учитывая величину прибыли за анализируемый период, особых результатов дать не может).

2. Увеличение размера  заемных источников средств - достигается путем привлечения долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Учитывая современную экономическую ситуацию, предприятие в самом лучшем случае может надеяться на получение краткосрочных ссуд.

3. Пересмотр средневзвешенных  величин запасов продукции на  складах на день, неделю, месяц. Возможно, размер запасов необоснованно завышен, что, конечно, влияет на кредиторскую задолженность, величину которой следовало бы снизить.

Самым желательным является осуществление второго варианта, так как получение заемных  средств позволит практически до нуля снизить уровень кредиторской задолженности и тем самым повысить ликвидность предприятия. Однако, это является затруднительным, так как основные фонды объединения, учитывая их небольшую величину, не могут использоваться в качестве залога по кредиту. Возможно руководству следует искать поручителей, которыми, кстати, могут быть учредители.

Третий вариант - регулирование  размера запасов - может быть осуществлен только в случае снижения среднего срока оборота дебиторской задолженности. Для этого необходимо разработать и внедрить политику управления дебиторской задолженностью, основным содержанием которой является:

-определение доходности капитала предприятия (часть капитала вынужденно иммобилизуется в результате предоставления товарного кредита);

-разработка гибкой системы скидок в зависимости от срока оплаты отгруженной продукции.

Рассмотрим эффективность деятельности предприятия в прогнозном периоде, данные представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Показатели рентабельности ОАО  «ОНОС»

за 2005г. и прогноз на 2006 г.

в процентах

Наименование показателей

2005г.

Прогноз

на 2006г.

Изменения

1

2

3

4

Рентабельность всей реализованной продукции

12,2

12,4

0,2

Рентабельность расчетная

39,7

39,9

0,2


Из таблицы 7 видно, что  эффективность деятельности предприятия имеет динамику роста и можно предположить, что увеличивая объемы продаж предприятие сможет повысить свою платежеспособность, финансовую устойчивость, получать прибыль и увеличивать эффективность своей деятельности.

В заключение нужно  добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принять во внимание следующие моменты:

  1. рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее от уровня рисковости, который «требует» определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем больше прибыль она должна получать;
  2. оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся в течение ряда лет, отражается в учетной оценке, которая может сильно отличаться от рыночной;
  3. влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиций, таким образом это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе проведена  оценка деятельности ОАО «ОНОС» и  дана характеристика финансовых условий, в которых работало предприятие  в 2003 – 2005 гг. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия показал, что рост выручки предприятия в 2005 г. по отношению к 2003г. составил 338540 тыс. руб. Как положительную тенденцию можно охарактеризовать, более высокие темпы роста выручки по отношению к себестоимости производимой продукции. Глубина переработки нефти снизилась на 3,7 % с 68,3 % в 2003 г. до 64,6 % в 2005 г. Из-за отсутствия на ОАО «ОНОС» установок по вторичной переработке нефти, показатель глубины переработки мало зависит от работы существующих установок, определяющим фактором глубины переработки является только качество поставляемой нефти. Для увеличения глубины переработки необходимо внедрять вторичные процессы, что связано с привлечением инвестиций. За анализируемый период произошло снижение затрат на 1 руб. товарной продукции.

Финансовое состояние ОАО «ОНОС» в 2004 и 2005 гг. улучшилось по сравнению  с 2003 г. В 2003 году по итогам финансово-хозяйственной  деятельности балансовая прибыль сложилась  отрицательная. Убыток составил 11422 тыс. руб.  Предприятие получило прибыль от реализации товарной продукции, но на финансовый результат повлияли внереализационные расходы, которые фактически являлись непокрытым убытком прошлого года.

Для того чтобы оптимизировать издержки предприятия, в третьей части дипломного проекта определены пути снижения затрат на производство продукции предприятия.

Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий – необоснованный и  неконтролируемый рост затрат. Для  решения этой проблемы ОАО «ОНОС» необходима четкая программа по управлению затратами.

На основе анализа  резерва увеличения прибыли и  рентабельности предприятия, можно  сделать выводы о том, что на ОАО  «ОНОС» существуют следующие резервы  увеличения  прибыли:

-увеличение  объема производства и реализации выпускаемой  продукции;

-снижение  себестоимости   выпускаемой  продукции.

Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений  по улучшению финансовых результатов ОАО "ОНОС", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

-рассмотреть  и устранить причины возникновения  перерасхода;

-усовершенствовать  управление предприятием, а именно:

-выделить в  составе структурных подразделений  и структурных единиц предприятия  центры затрат и центры ответственности;

<p class="dash0421_0442_0430_043d_0434_0430_0440_0442_043d_044b_

Информация о работе Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты на примере ОАО «ОНОС» за 2003-2005 года