Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, дипломная работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды издержек и их структуры;
-методические вопросы калькулирования фактической себестоимости продукции;
-оценка влияния издержек на финансовые результаты предприятия;
-определить наиболее важные моменты в анализе затрат на производство продукции, а также показателей рентабельности ОАО «ОНОС» в 2003 –2005гг.
Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические аспекты формирования издержек на предприятии ....
7
1.1
Понятие издержек предприятия, их виды и оценка ……….……….…
7
1.2
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции ………………….……………..……….…..
16
1.3
Методика оценки влияния издержек на финансовые результаты………………………………………………………...….….
24
2
Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг ….……………………..
27
2.1
Анализ общей суммы затрат на производство и оценка динамики себестоимости ……………………………………………………..…….
27
2.2
Анализ затрат по статьям калькуляции …………..…………………....
46
2.3
Анализ затрат на один рубль товарной продукции …………..…….…
52
2.4
Анализ прибыли и рентабельности продукции ……………………….
57
3
Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»………………………………………………………………….
63
3.1
Резервы и пути снижения издержек производства ……..…………….
63
3.2
Влияние снижения издержек на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………...
72
Заключение…………………………………………………………………..
85
Библиографический список.…………………………………………
Отметим, что недостаточно только разработать мероприятия по снижению затрат. Зачастую нужно преодолевать сопротивление собственных сотрудников, которые считают что не стоит дополнительно тратить свои силы еще и на снижение затрат. Поэтому важно разработать положения по премированию сотрудников за снижение затрат.
Руководителю любого
предприятия на практике приходится
принимать множество
Выполнение плана прибыли от реализации продукции анализируется также исходя из следующих данных таблицы 3.1.
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что фактическая прибыль от реализации произведенной продукции больше запланированной на 224 тыс. руб. (1464 тыс. руб. - 1240 тыс. руб.).
Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли.
Прежде всего следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. За счет этого фактора прибыль организацией была увеличена на 22 тыс. руб. (12 688 тыс. руб. - 12 666 тыс. руб.).
Таблица 3.1
Прибыль от реализации товарной продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год
(тыс. руб.)
Показатели |
По |
По плану |
По отчету |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Производственная себестоимость |
10 759 |
11 222 |
11 139 |
2. Коммерческие
расходы (расходы на продажу) |
86 |
86 |
85 |
3. Итого полная себестоимость |
10 845 |
11 308 |
11 224 |
4. Выручка от реализации |
12 085 |
12 666 |
12 688 |
5. Результат: |
|||
прибыль |
1 240 |
1 358 |
1 464 |
убыток |
- |
- |
- |
Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции, которое рассчитывается следующим образом:
а) план реализации продукции в отпускных ценах выполнен на 104,8% (12 666 тыс. руб. х 100 : 12 085 тыс. руб.);
б) за счет перевыполнения плана реализации продукции получено дополнительно прибыли (сверх плана) 59,5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 4,8% Z : 100).
(12 666 тыс. руб. - 12 085 тыс. руб.) х 100
Z = ------------------------------
На размер прибыли оказывает влияние уменьшение себестоимости реализованной продукции.
Влияние на прибыль
уменьшения себестоимости реализованной
продукции определяется путем сопоставления
фактической себестоимости
а) по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 11 222 тыс. руб., а фактически - 11 139 тыс. руб., то есть меньше плана на 83 тыс. руб. (11 222 тыс. руб. - 11 139 тыс. руб.);
б) от снижения расходов на продажу прибыль увеличилась на 1 тыс. руб. (86 тыс. руб. - 85 тыс. руб.).
Всего за счет уменьшения
себестоимости реализованной
На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента и качества фактически реализованной продукции в сравнении с планом. В вышеприведенном примере вследствие изменения ассортимента реализованной продукции и качества получено дополнительно прибыли согласно следующему расчету:
а) прибыль по плану в условиях фактической номенклатуры и фактического объема реализации (по плану на фактически реализованную продукцию) составила 1358 тыс. руб. (12 666 тыс. руб. - 11 308 тыс. руб.);
б) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана реализации равна 1299,5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 104,8% : 100).
Следовательно, дополнительная прибыль составила 58,5 тыс. руб. (1358 тыс. руб. - 1299,5 тыс. руб.).
Общая сумма
сверхплановой прибыли
- от завышения цен на выпускаемую продукцию - на 22 тыс. руб.;
- от роста объема реализации - на 59,5 тыс. руб.;
- от уменьшения
себестоимости реализованной
- от изменения ассортимента и качества - на 58,5 тыс. руб.
Кроме того, при анализе выполнения прибыли рассматривается состояние расчетов с покупателями (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Состояние ненормируемых оборотных средств
ОАО «ОНОС» за 2005 год
(тыс. руб.)
Показатели |
На начало |
На конец |
Изменения |
1. Денежные средства - всего |
69 |
43 |
-26 |
в том числе на расчетном счете |
62 |
43 |
-19 |
2. Товары отгруженные
по расчетным |
72 |
71 |
-1 |
3. Товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта |
- |
19 |
+19 |
4. Дебиторы - всего |
15 |
20 |
+5 |
в том числе прочие дебиторы |
11 |
11 |
- |
Итого средств |
156 |
153 |
-3 |
Из рассмотрения данных таблицы 3.2 о состоянии ненормируемых оборотных средств и таблицы "Остатки нереализованной продукции" (см. таблицу 3.3) можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 71 тыс. руб., а в отпускных ценах организации - 79 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 8 тыс. руб.
При анализе результатов от реализации продукции за 2005 год определяется рост прибыли в сравнении с 2004 годом. В данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 287 тыс. руб. (1240 тыс. руб. - 953 тыс. руб.), или на 30,0% (287 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.) к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год увеличилась против прошлого года на 511 тыс. руб. (1464 тыс. руб. - 953 тыс. руб.), или на 53,6% (511 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.).
Таблица 3.3
Остатки нереализованной продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год
(тыс. руб.)
Показатели |
На начало 2005 года |
На конец 2005 года |
Изменения | ||||
план |
факт |
отклонения |
план |
факт |
отклонения | ||
Остатки |
529 |
529 |
- |
533 |
587 |
+54 |
+58 |
в том числе: |
270 |
182 |
-88 |
150 |
121 |
-29 |
-61 |
- товары отгруженные |
х |
7 |
+7 |
х |
54 |
+54 |
+47 |
Сверхплановая прибыль от выпуска продукции в отпускных ценах составила 226 тыс. руб. (см. таблица 2.11); в ценах на выпуск продукции, принятых в плане, - 204 тыс. руб. (1372 тыс. руб. - 1168 тыс. руб.), или 17,5% (204 тыс. руб. : 1168 тыс. руб. х 100).
При анализе прибыли от выпуска продукции рассматриваются отклонения фактической прибыли от плановой по отдельным изделиям или группам изделий. Особенно это важно при невыполнении плана по прибыли.
Такой анализ дает возможность выявить конкретную продукцию, от фактического выпуска которой организацией получено меньше прибыли, чем это предусматривалось планом.
Для анализа составим следующую таблицу (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4
Прибыль ОАО «ОНОС» по видам товарной продукции за 2005 год
(тыс. руб.)
Наименование |
План |
Факт |
Отклонение | ||||
объем |
себестоимость |
прибыль |
выпуск |
себестоимость |
прибыль | ||
Мазут |
5 357 |
4 453 |
894 |
6 064 |
5 002 |
1 062 |
+168 |
Бензин |
4 717 |
4 502 |
215 |
4 718 |
4 480 |
238 |
+23 |
Дизельное топливо |
252 |
237 |
15 |
252 |
226 |
26 |
+11 |
Печное топливо |
1 180 |
1 157 |
23 |
1 060 |
1 049 |
11 |
-12 |
Товары прочие |
550 |
529 |
21 |
557 |
522 |
35 |
+14 |
Итого |
12 056 |
10 888 |
1 168 |
12 651 |
11 279 |
1 372 |
+204 |
Из рассмотрения представленных в таблице 3.4 данных можно сделать вывод, что фактическая прибыль по продукции "печное топливо" на 12 тыс. руб. ниже плана. Это имеет место в результате сокращения объема производства и увеличения затрат на 1 руб. выпущенной продукции (12 тыс. руб. - 2,3 тыс. руб.). Устранив причины, оказавшие отрицательное влияние на сокращение выпуска продукции "печное топливо" и повышение ее себестоимости, организация получит дополнительную прибыль в размере 12 тыс. руб.
Более глубокий анализ в части получения дополнительной прибыли можно получить в результате анализа выполнения мероприятий по новой технике, который позволит выявить влияние уменьшения себестоимости продукции и роста прибыли за счет мероприятий по техническому совершенствованию производства.
Из рассмотрения данных, представленных в таблице 2.10, можно сделать вывод, что убытки от превышения операционных расходов над операционными доходами составили 7 тыс. руб., но по сравнению с прошлым годом они сокращены на 6 тыс. руб.
На убытки в
составе внереализационных
При анализе выясняются
причины возникновения
Основной задачей любого аналитика является не только проведение анализа и представление его результатов, но и формулировка на их основе рекомендаций и путей по улучшению показателей или качественных характеристик анализируемого объекта. Поэтому, на основе проведенного анализа необходимо представить резервы увеличения показателей рентабельности.
Поиск резервов повышения
эффективности использования
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.