Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, дипломная работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды издержек и их структуры;
-методические вопросы калькулирования фактической себестоимости продукции;
-оценка влияния издержек на финансовые результаты предприятия;
-определить наиболее важные моменты в анализе затрат на производство продукции, а также показателей рентабельности ОАО «ОНОС» в 2003 –2005гг.
Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические аспекты формирования издержек на предприятии ....
7
1.1
Понятие издержек предприятия, их виды и оценка ……….……….…
7
1.2
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции ………………….……………..……….…..
16
1.3
Методика оценки влияния издержек на финансовые результаты………………………………………………………...….….
24
2
Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг ….……………………..
27
2.1
Анализ общей суммы затрат на производство и оценка динамики себестоимости ……………………………………………………..…….
27
2.2
Анализ затрат по статьям калькуляции …………..…………………....
46
2.3
Анализ затрат на один рубль товарной продукции …………..…….…
52
2.4
Анализ прибыли и рентабельности продукции ……………………….
57
3
Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»………………………………………………………………….
63
3.1
Резервы и пути снижения издержек производства ……..…………….
63
3.2
Влияние снижения издержек на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………...
72
Заключение…………………………………………………………………..
85
Библиографический список.…………………………………………
Балансовая прибыль включает прибыль от реализации произведенной продукции (выручка (нетто) от продажи продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов), операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки выполнения плана прибыли по составным ее элементам в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого из формы N 2 и оперативных данных организации заносятся в таблицу 2.10 следующие показатели.
Таблица 2.10
Состав прибыли ОАО «ОНОС» за 2004 – 2005 гг
(тыс. руб.)
Показатели |
Факт на |
2005 год |
Отклонения | ||||
По плану |
Фактически |
от плана |
от | ||||
сумма |
% |
сумма |
% | ||||
Прибыль (убыток) |
927 |
1207 |
1349 |
+142 |
+11,8 |
+422 |
+45,5 |
в том числе: |
|||||||
валовая прибыль |
953 |
1207 |
1391 |
+184 |
+15,2 |
+438 |
+46,0 |
операционные |
-13 |
- |
-7 |
-7 |
х |
+6 |
х |
внереализационные |
-13 |
х |
-35 |
-35 |
х |
-22 |
х |
Из таблицы 2.10 следует, что фактическая прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению как с планом, так и с предыдущим годом. Однако операционные и внереализационные расходы уменьшили балансовую прибыль в отчетном году против плана на 42 тыс. руб. (7 тыс. руб. + 35 тыс. руб.).
Анализ прибыли от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется таблица 2.11 по плановым и фактическим показателям.
Анализ приведенных данных в балансе произведенной готовой продукции (таблица 2.11) позволяет сделать заключение о том, что план прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 226 тыс. руб., или на 19,3% (226 тыс. руб. х 100 : 1168 тыс. руб.), а от реализации - на 184 тыс. руб., или на 15,2% (184 тыс. руб. х 100 : 1207 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.
Таблица 2.11
Баланс товарной продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год
(тыс. руб.)
Показатели |
План |
Факт |
Отклонение | ||||
Плановая |
Произведенная |
Прибыль |
Полная |
Произведенная |
Прибыль | ||
1. Остатки |
471 |
529 |
58 |
471 |
529 |
58 |
- |
2. Выпуск |
10 888 |
12 056 |
1 168 |
11 279 |
12 673 |
1 394 |
+226 |
3. Остатки |
514 |
533 |
19 |
526 |
587 |
61 |
+42 |
4. Реализовано |
10 845 |
12 052 |
1 207 |
11 224 |
12 615 |
1 391 |
+184 |
В таблице 2.11 прибыль от выпуска продукции в ценах плана составила 1372 тыс. руб. (12 651 тыс. руб. - 11 279 тыс. руб.); плановые показатели определяются как разность между объемом реализации, суммой остатков продукции на начало года и плановым ее выпуском.
Одной из причин такого положения может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции - резерв увеличения прибыли (42 тыс. руб.) в следующем отчетном периоде.
В ходе анализа рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.
Повышение рентабельности продукции является одним из важнейших условий увеличения прибыли организации.
Основная задача анализа рентабельности продукции состоит в выявлении причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом. Сопоставление фактической рентабельности отдельных изделий с плановой проводится следующим образом (см. таблицу 2.12).
Таблица 2.12
Рентабельность отдельных видов продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год
Наименование |
Рентабельность |
Удельный вес | ||
по плану |
фактически |
по плану |
фактически | |
Мазут |
20,0 |
21,2 |
44,4 |
47,9 |
Бензин |
4,8 |
5,3 |
39,1 |
37,3 |
Дизельное топливо |
6,3 |
11,5 |
2,1 |
2,0 |
Печное топливо |
2,0 |
1,0 |
9,8 |
8,4 |
Товары прочие |
4,0 |
6,7 |
4,6 |
4,4 |
Итого |
10,7 |
12,2 |
100 |
100 |
Из рассмотрения данных, приведенных в таблице 2.12, можно сделать вывод, что рентабельность по четырем позициям ниже средней по организации. Причем по продукции "печное топливо" по сравнению с планом она уменьшается. Особенно значительные резервы увеличения прибыли имеются в отношении изделия "бензин", так как его удельный вес в общем объеме выпуска продукции в отчетном периоде высок и составляет 37,3%.
В связи с
этим в ходе анализа рентабельности
продукции устанавливается, соответствует
ли профилю организации
При рассмотрении
рентабельности продукции анализируются
причины убыточности и
Уровень рентабельности оказывает влияние на показатель эффективности использования основных производственных факторов и оборотных средств, и поэтому на этот показатель обращается особое внимание при планировании расчетной рентабельности.
Проанализируем рентабельность продукции на примере следующей таблицы (см. таблицу 2.13).
Из рассмотрения данных, приведенных в таблице 2.13, можно сделать вывод, что расчетная рентабельность за отчетный год выше рентабельности предыдущего года и выше плана.
На заключительном
этапе анализа прибыли
Таблица 2.13
Рентабельность основных производственных фондов
ОАО «ОНОС за 2005 год»
(тыс. руб.)
Показатели |
Факт на |
2005 год |
Отклонения от плана | |
По плану |
Фактически | |||
1. Прибыль до |
927 |
1207 |
1349 |
+142 |
2. Прибыль за
вычетом платежей в бюджет |
697 |
973 |
1113 |
+140 |
3. Средняя стоимость |
2730 |
2852 |
2802 |
-50 |
4. Расчетная |
25,5 |
34,1 |
39,7 |
+5,6 |
Управление издержками предприятия является составной частью управления предприятием в целом. Оно просто необходимо. Прежде всего для того, чтобы максимизировать прибыль, улучшить финансовое состояние фирмы, повысить конкурентоспособность, снизить риск стать банкротом и т.п.
Технология управления издержками проста. Руководство компании выделяет элемент затрат, определяет цель его управления, назначает ответственного, которому дает задание по оптимизации данного элемента. Через определенное время ответственный сотрудник должен отчитаться перед начальством, какой конкретно экономии по данным издержкам он добился и как соотносятся фактические показатели этих затрат с "идеальными". Естественно, на выполнение такой задачи сотруднику выделяются определенные финансовые и административные ресурсы.
Главным же моментом в управлении издержками является тот самый вопрос, на который "морально тяжело" ответить: "Какой реальный результат мы получили, затратив данные ресурсы?" Ответ должен указывать либо на конкретный доход, либо на актив, который появился в результате понесенных затрат. Если ответа на этот вопрос мы найти не можем, значит, данные затраты приводят к убыткам, а следовательно, от них нужно отказаться.
Далее компании необходимо снизить издержки таким образом, чтобы это не отразилось на бизнесе. Основой безопасного управления издержками является "подход от рисков". Каждый раз, когда компания решает избавиться от каких-либо издержек или увеличить их отдачу, нужно определить и проанализировать риски, которые могут возникнуть в связи с этим. Причем надо не забыть учесть расходы, которые также понадобятся. Риски же должны быть все детально продуманы.
В условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода затраты могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно и требует немало времени и ресурсов, но это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.
Для ощутимого воздействия издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства. Несмотря на важное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретического освещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке нескольких экономических наук.