Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты на примере ОАО «ОНОС» за 2003-2005 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды издержек и их структуры;
-методические вопросы калькулирования фактической себестоимости продукции;
-оценка влияния издержек на финансовые результаты предприятия;
-определить наиболее важные моменты в анализе затрат на производство продукции, а также показателей рентабельности ОАО «ОНОС» в 2003 –2005гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические аспекты формирования издержек на предприятии ....
7
1.1
Понятие издержек предприятия, их виды и оценка ……….……….…
7
1.2
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции ………………….……………..……….…..

16
1.3
Методика оценки влияния издержек на финансовые результаты………………………………………………………...….….

24
2
Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг ….……………………..

27
2.1
Анализ общей суммы затрат на производство и оценка динамики себестоимости ……………………………………………………..…….

27
2.2
Анализ затрат по статьям калькуляции …………..…………………....
46
2.3
Анализ затрат на один рубль товарной продукции …………..…….…
52
2.4
Анализ прибыли и рентабельности продукции ……………………….
57
3
Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»………………………………………………………………….

63
3.1
Резервы и пути снижения издержек производства ……..…………….
63
3.2
Влияние снижения издержек на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………...

72
Заключение…………………………………………………………………..
85
Библиографический список.…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Балансовая  прибыль включает прибыль от реализации произведенной продукции (выручка (нетто) от продажи продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов), операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки выполнения плана прибыли по составным ее элементам в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого из формы N 2 и оперативных данных организации заносятся в таблицу 2.10 следующие показатели.

Таблица 2.10

Состав прибыли ОАО «ОНОС» за 2004 – 2005 гг

(тыс. руб.)

Показатели

Факт на 
2004 
год

2005 год

Отклонения

По плану

Фактически

от плана

от     
2004 
года

сумма

%

сумма

%

Прибыль (убыток)  
до налогообложения 

927

1207

1349

+142

+11,8

+422

+45,5

в том числе:    

             

валовая прибыль 

953

1207

1391

+184

+15,2

+438

+46,0

операционные      
доходы и расходы

-13

-

-7

-7

х

+6

х

внереализационные 
доходы и расходы

-13

х

-35

-35

х

-22

х


 

Из таблицы 2.10 следует, что фактическая прибыль  до налогообложения увеличилась по сравнению как с планом, так и с предыдущим годом. Однако операционные и внереализационные расходы уменьшили балансовую прибыль в отчетном году против плана на 42 тыс. руб. (7 тыс. руб. + 35 тыс. руб.).

Анализ прибыли  от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется таблица 2.11 по плановым и фактическим показателям.

Анализ приведенных  данных в балансе произведенной  готовой продукции (таблица 2.11) позволяет  сделать заключение о том, что  план прибыли от выпуска продукции  перевыполнен на 226 тыс. руб., или на 19,3% (226 тыс. руб. х 100 : 1168 тыс. руб.), а от реализации - на 184 тыс. руб., или на 15,2% (184 тыс. руб. х 100 : 1207 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Таблица 2.11

Баланс товарной продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год

(тыс. руб.)

 

 

 

Показатели

План

Факт

Отклонение 
фактической 
прибыли   
от плановой

Плановая   
себестоимость 
произведенной 
продукции

Произведенная 
продукция   
в отпускных  
ценах

Прибыль

Полная    
себестоимость 
произведенной 
продукции

Произведенная 
продукция   
в отпускных  
ценах

Прибыль

1. Остатки     
готовой        
продукции на   
начало 2005 года  

471

529

58

471

529

58

-

2. Выпуск      
продукции в    
2005 году

10 888

12 056

1 168

11 279

12 673

1 394

+226

3. Остатки     
готовой        
продукции на   
конец          
2005 года

514

533

19

526

587

61

+42

4. Реализовано 
готовой        
продукции за   
2005 год

10 845

12 052

1 207

11 224

12 615

1 391

+184


 

В таблице 2.11 прибыль  от выпуска продукции в ценах  плана составила 1372 тыс. руб. (12 651 тыс. руб. - 11 279 тыс. руб.); плановые показатели определяются как разность между объемом реализации, суммой остатков продукции на начало года и плановым ее выпуском.

Одной из причин такого положения может быть наличие  в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции - резерв увеличения прибыли (42 тыс. руб.) в следующем отчетном периоде.

В ходе анализа  рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.

Повышение рентабельности продукции является одним из важнейших  условий увеличения прибыли организации.

Основная задача анализа рентабельности продукции  состоит в выявлении причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом. Сопоставление фактической рентабельности отдельных изделий с плановой проводится следующим образом (см. таблицу 2.12).

Таблица 2.12

Рентабельность  отдельных видов продукции ОАО «ОНОС» за 2005 год

Наименование     
продукции

Рентабельность    
(прибыль в %     
к себестоимости)

Удельный вес     
в общем объеме    
товарной продукции, %

по плану

фактически

по плану

фактически

Мазут

20,0

21,2

44,4

47,9

Бензин

4,8

5,3

39,1

37,3

Дизельное топливо

6,3

11,5

2,1

2,0

Печное топливо

2,0

1,0

9,8

8,4

Товары прочие     

4,0

6,7

4,6

4,4

Итого              

10,7

12,2

100

100


Из рассмотрения данных, приведенных в таблице 2.12, можно сделать вывод, что рентабельность по четырем позициям ниже средней по организации. Причем по продукции "печное топливо" по сравнению с планом она уменьшается. Особенно значительные резервы увеличения прибыли имеются в отношении изделия "бензин", так как его удельный вес в общем объеме выпуска продукции в отчетном периоде высок и составляет 37,3%.

В связи с  этим в ходе анализа рентабельности продукции устанавливается, соответствует  ли профилю организации производимая ею малорентабельная и убыточная  продукция. В случае несоответствия принимаются меры по исключению данной продукции из плана выпуска или по передаче ее производства другой организации.

При рассмотрении рентабельности продукции анализируются  причины убыточности и малорентабельности изделий. Если они не зависят от самой  организации (отсутствие специализированного оборудования, оснастки и др.), то изучается вопрос о закрытии производства нерентабельной продукции или разрабатываются мероприятия по увеличению рентабельности этих изделий.

Уровень рентабельности оказывает влияние на показатель эффективности использования основных производственных факторов и оборотных средств, и поэтому на этот показатель обращается особое внимание при планировании расчетной рентабельности.

Проанализируем  рентабельность продукции на примере  следующей таблицы (см. таблицу 2.13).

Из рассмотрения данных, приведенных в таблице 2.13, можно сделать вывод, что расчетная  рентабельность за отчетный год выше рентабельности предыдущего года и  выше плана.

На заключительном этапе анализа прибыли подводятся итоги на основании ранее выявленных резервов ее увеличения за счет роста объема реализации, уменьшения себестоимости продукции и улучшения использования производственных ресурсов.

 

Таблица 2.13

Рентабельность  основных производственных фондов

ОАО «ОНОС за 2005 год»

(тыс. руб.)

Показатели

Факт на 
2004 
год

2005 год

Отклонения  от плана

По плану

Фактически

1. Прибыль до        
налогообложения    

927

1207

1349

+142

2. Прибыль за  вычетом платежей в бюджет             

697

973

1113

+140

3. Средняя стоимость 
основных производственных фондов             

2730

2852

2802

-50

4. Расчетная         
рентабельность, %  

25,5

34,1

39,7

+5,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»

 

  •  Резервы и пути снижения издержек производства
  •  

    Управление издержками предприятия является составной частью управления предприятием в целом. Оно просто необходимо. Прежде всего для того, чтобы максимизировать прибыль, улучшить финансовое состояние фирмы, повысить конкурентоспособность, снизить риск стать банкротом и т.п.

    Технология управления издержками проста. Руководство компании выделяет элемент затрат, определяет цель его управления, назначает ответственного, которому дает задание по оптимизации данного элемента. Через определенное время ответственный сотрудник должен отчитаться перед начальством, какой конкретно экономии по данным издержкам он добился и как соотносятся фактические показатели этих затрат с "идеальными". Естественно, на выполнение такой задачи сотруднику выделяются определенные финансовые и административные ресурсы.

    Главным же моментом в управлении издержками является тот  самый вопрос, на который "морально тяжело" ответить: "Какой реальный результат мы получили, затратив данные ресурсы?" Ответ должен указывать  либо на конкретный доход, либо на актив, который появился в результате понесенных затрат. Если ответа на этот вопрос мы найти не можем, значит, данные затраты приводят к убыткам, а следовательно, от них нужно отказаться.

    Далее компании необходимо снизить издержки таким  образом, чтобы это не отразилось на бизнесе. Основой безопасного управления издержками является "подход от рисков". Каждый раз, когда компания решает избавиться от каких-либо издержек или увеличить их отдачу, нужно определить и проанализировать риски, которые могут возникнуть в связи с этим. Причем надо не забыть учесть расходы, которые также понадобятся. Риски же должны быть все детально продуманы.

    В условиях динамично  развивающейся рыночной ситуации в  течение непродолжительного периода  затраты могут изменяться под  влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно и требует немало времени и ресурсов, но это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.

    Для ощутимого воздействия  издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства. Несмотря на важное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретического освещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке нескольких экономических наук.

    Информация о работе Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты на примере ОАО «ОНОС» за 2003-2005 года