Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, дипломная работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды издержек и их структуры;
-методические вопросы калькулирования фактической себестоимости продукции;
-оценка влияния издержек на финансовые результаты предприятия;
-определить наиболее важные моменты в анализе затрат на производство продукции, а также показателей рентабельности ОАО «ОНОС» в 2003 –2005гг.
Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические аспекты формирования издержек на предприятии ....
7
1.1
Понятие издержек предприятия, их виды и оценка ……….……….…
7
1.2
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции ………………….……………..……….…..
16
1.3
Методика оценки влияния издержек на финансовые результаты………………………………………………………...….….
24
2
Анализ и оценка издержек предприятия, их влияние на финансовые результаты ОАО «ОНОС» за 2003 – 2005 гг ….……………………..
27
2.1
Анализ общей суммы затрат на производство и оценка динамики себестоимости ……………………………………………………..…….
27
2.2
Анализ затрат по статьям калькуляции …………..…………………....
46
2.3
Анализ затрат на один рубль товарной продукции …………..…….…
52
2.4
Анализ прибыли и рентабельности продукции ……………………….
57
3
Пути снижения затрат на производство продукции на ОАО «ОНОС»………………………………………………………………….
63
3.1
Резервы и пути снижения издержек производства ……..…………….
63
3.2
Влияние снижения издержек на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………...
72
Заключение…………………………………………………………………..
85
Библиографический список.…………………………………………
При попередельном методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, стадиям, фазам) и статьям расходов. Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляется учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисление себестоимости незавершенного производства или его оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях.
Прибыль предприятия
является важнейшим показателем
эффективности его
Часть прибыли в виде налогов направляется на формирование доходов государственного бюджета. За счет прибыли выплачиваются доходы по акциям, гасятся кредиты. Добиться увеличения прибыли можно за счет улучшения качества производимой продукции, роста объема продукции, применения более совершенной технологии, роста производительности труда. В настоящее время продолжает эксплуатироваться подчас неоправданный ценовой фактор в увеличении прибыли. С насыщением рынка товарами производитель продукции будет искать и использовать каждую возможность получения преимуществ издержках и получения максимальной прибыли.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Большой размер прибыли может достигаться ценой значительных затрат. Поэтому обобщающим показателем для оценки деятельности предприятия используют показатель рентабельности.
Рентабельность
где R - рентабельность реализуемой продукции, %;
С - полная себестоимость реализуемой продукции, тыс.руб.;
П – прибыль (валовая, налогооблагаемая, чистая), тыс.руб.
Этот показатель определяет величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
В целом рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности производства, поэтому из нескольких вариантов, обеспечивающих равную прибыль или равные затраты, всегда нужно выбирать тот, что гарантирует максимальную рентабельность.
Одним из методов снижения издержек построен на анализе отклонений– разница между нормативными и фактическими издержками. Отклонения делят на благоприятные и неблагоприятные. Неблагоприятные отклонения влекут за собой снижение фактического чистого дохода по сравнению с бюджетным, благоприятные отклонения приводят к увеличению чистого дохода. Значения отклонений, а также их характер указывают только на необходимость регулирования производства, но ни в коей мере не являются основанием для оценки эффективности управления.
Для целей анализа отклонения раскладывают на составляющие. Ответственность за конкретную составляющую отклонения возлагается на определенный центр ответственности. Так, принято выделять:
- отклонения производственной
себестоимости (например, отклонения
прямых материальных затрат
- маркетинговые отклонения (например, отклонения расходов на маркетинг, отклонения валовой прибыли);
- другие отклонения, находящиеся в ведении руководства фирмы (например, отклонения производственной программы).
Отклонения общехозяйственных расходов могут быть разложены на два элемента:
отклонение по объему производства;
отклонение по фактическим затратам.
На каждую единицу изготовленной конечной продукции приходится определенная доля общехозяйственных расходов по заранее определенной допроизводственной ставке. Следовательно, общехозяйственные расходы, относимые на производство, представляют собой произведение ставки общехозяйственных расходов на количество фактически изготовленных единиц продукции.
Если производства меньше нормативного, то фактические общехозяйственные расходы меньше сметных. Сметные расходы оказываются недоотнесенными. В противном случае они оказываются переотнесенными. Разница между сметными и поглощенными расходами составляет отклонение.
Отклонения по фактическим затратам для общехозяйственных расходов настолько же важны, как и сумма отклонений по использованию и по цене – для прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда.
Чистое отклонение хозяйственных расходов есть разница между поглощенными и фактическими расходами.
Отклонение по объему производства представляет собой разницу между поглощенными и сметными расходами. Отклонение по фактическим затратам – это разница между сметными и фактическими расходами.
Поглощенные общехозяйственные расходы есть произведение фактического объема на ставку общехозяйственных расходов.
ОАО «Орскнефтеоргсинтез» является одним из пяти перерабатывающих предприятий российско-британской компании ТНК-ВР. 24 декабря 1935 года официально считается днем рождения орского НПЗ.
Страницы истории
Увеличилось количество технологических процессов, которыми оснащен завод. Набор технологических процессов позволяет выпускать около 30-ти видов различной продукции. Это – бензин А-76 и АИ-95, топливо РТ для реактивных двигателей, топливо дизельное зимнее и летнее, моторное для среднеоборотных и малооборотных двигателей; масла для холодильных машин, индустриальные масла, авиационные, компрессорные, моторные для автотракторных дизелей, битумы строительные и дорожный и ряд других нефтепродуктов.
Помимо технологических цехов завод располагает огромным товарным парком, эстакадами слива и налива, разветвленным и мощным набором вспомогательной службы, в том числе и очистными сооружениями, обслуживающими все городское хозяйство.
Построенный в степи Орский нефтеперегонный завод (как его тогда называли), стал флагманом промышленной индустрии Восточного Оренбуржья.
14 сентября 2000 года года
Орский нефтеперерабатывающий
Сегодня ОНОС по-прежнему градообразующее предприятие, налоговые отчисления которого составляют весомую часть городского бюджета. На заводе рабочие получают социальные гарантии, одну из самых высоких заработных плат в Орске. Производство развивается, улучшаются технологические процессы и условия труда, ведется планомерная реконструкция и модернизация технологических установок. Перспективы предприятия внушают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
ОАО «ОНОС» относится
к топливно-энергетическому
-производство и реализация продукции, нефтепереработки, химии и нефтехимии;
-ответственное хранение данной продукции;
-внешнеэкономическая деятельность;
-производство и переработка сельхозпродукции;
-проектно-конструкторская деятельность;
-строительство;
-производство товаров народного потребления;
-приобретение, продажа, передача и наем на условиях аренды зданий, машин, оборудования и иного имущества;
-перевозка грузов и пассажиров, перемещение грузов грузоподъемными механизмами;
-патентно-лицензионная деятельность;
-поставка нефтепродуктов и других товаров собственного производства на экспорт;
-импорт материалов, оборудования,
химических реагентов и
-инвестиционная деятельность, включая операции с ценными бумагами;
-организация рекламно-
-выполнение научно-
-посредническо-сбытовая деятельность;
-подготовка кадров;
-производства и реализация
продукции и услуг
Одним из основных видов продукции ОАО «ОНОС» является мазут. Мазут – это остаток атмосферной перегонки, выкипает выше 350 градусов С, применяется как котельное топливо или сырье для установок гидроочистки и термического крекинга.
Основной производственной функцией ОАО «ОНОС» является переработка нефти. На предприятии используется казахская, башкирская и оренбургская нефть. Зная, что из одной тонны нефти получится определенный процент выхода, сколько необходимо химических реагентов, топлива и т.д. рассчитывая производительность каждой установки, планируется выпуск продукции. На ОАО «ОНОС» разрабатываются годовые планы выпуска с разбивкой по кварталам, месяцам. В плане выпуска продукции устанавливаются номенклатура, ассортимент и объем производства через планирование выпуска продукции реализуется основная задача функционирования предприятия, которая состоит в получении нефтепродуктов, выполнении работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Сформулированная миссия ОАО «ОНОС» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых обществом, путем предоставления как физическим, так и юридическим лицам качественных услуг по переработке нефтепродуктов, а также услуг по сопутствующим видам деятельности таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким технологическим и этическим стандартам; обеспечение справедливой и соответствующей прибыли акционерам общества и справедливого отношения к сотрудникам общества.
Как известно, в рыночной экономике основой всех планов должен быть маркетинг, как процесс предвидения, управления и удовлетворения спроса на товары, услуги и идеи. Маркетинг также является основой принятия организационных и управленческих решений. В ходе планирования деятельности предприятие должно также учитывать свои сильные и слабые стороны в сфере производства, технологии, персонала, финансов, сбыта и т.д. Планы маркетинга и производства должны увязывать цели предприятия, требования потребителей, ресурсные возможности, влияние как внешней, так и внутренней среды, воздействие конкуренции, государственное регулирование и т.п.
Отрицательным является тот факт, что в ОАО «ОНОС» на протяжении всех лет «перехода к рынку» не была организована служба маркетинга. Таким образом, один из главных планов предприятия, который служит основой для построения многих других планов - план производства - не отражал реалий действительности. Причем в период, начиная с 1993 года, у предприятия возникли проблемы с сырьем, и с тех пор оно работает на давальческой основе, предоставляя услуги по нефтепереработке. Неопределенность в поставках нефти отразилась на планировании, эффективность которого снижалась.
Структура управления ОАО «ОНОС» определяет необходимое количество управленческого персонала по подразделениям аппарата: устанавливает состав этих подразделений (например: планово-экономический отдел, производственно-диспетчерский отдел, отдел труда и заработной платы и др.); регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения, как между подразделениями аппарата, так и между работниками, входящими в состав этих подразделений; устанавливает права, обязанности и ответственность работников аппарата управления, определяет требования к профессиональному составу управленческого персонала.