Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание

Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бедность населения, причины возникновения, измерение и гос политика по ее преодолению.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Минимальные государственные социально-трудовые гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня БПМ, а в дальнейшем – до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. 

При определении бюджета прожиточного минимума использу­ются два подхода: нормативный и генетический. Нормативный заключается в экспертном определении нормативов минимально допустимого потребления применительно к основным видам по­требительских благ: питанию, одежде, жилищу, предметам куль­турно-бытового назначения, коммунально-бытовым, социальным, зрелищным услугам. Однако в этом случае не учитываются зако­номерности структурных изменений вектора потребления.

Генетический, или статистический, подход состоит в том, что в соответствии с биологическими требованиями конструируется минимальная величина расходов на питание, которая удовлетворяет всем медицинским нормам по количеству калорий, соотношению белков, жиров, углеводов, солей, минеральных веществ, витаминов.

В структуре потребления различных социально-демографиче­ских групп населения доля расходов на питание в минимальном потребительском бюджете составляет примерно 50 %. Следователь­но, удвоение сумм затрат на питание даст полную величину прожи­точного минимума.

При этом оценка минимального сбалансиро­ванного набора питания должна периодически корректироваться с учетом динамики индекса цен. В условиях значительного колеба­ния цен прожиточный минимум следует устанавливать ежемесячно.

Еще одним важным инструментом социальной политики является минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2007 г. № 182 с 1 января 2007 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 179 050 руб., что составляет 108 % от утвержденного в ценах сентября 2006 г. бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (165 790 руб.), а часовая — в размере 1060 руб.

Международная организация труда еще в 1973 году приняла Конвенцию № 26 «О механизме установления минимальной зара­ботной платы» и Рекомендацию № 30, касающуюся методов ее ус­тановления. Для определения уровня МЗП принят ряд критериев. Среди них следует выделить два основных: материальные и духов­ные потребности работников и их семей (исходя из минимального потребительского бюджета); уровень оплаты за аналогичный труд в сопоставимых отраслях по специальностям (профессиям).

Первый критерий используется прежде всего в развивающихся странах. При таком подходе МЗП устанавливается на достаточно высоком уровне, например по отношению к средней заработной плате, и больше приближается к величине социального минимума. В странах с рыночной экономикой доминирует второй критерий. Кроме того, в большинстве государств исчисление МЗП связано с общей экономической ситуацией: объемом и динамикой роста национального дохода, платежной ситуацией и т.д.

В странах СНГ выработаны механизмы определения размера МЗП, предписывающие необходимость учета экономических воз­можностей государственного и местных бюджетов, а также нани­мателей, сложившихся величин средней заработной платы в эконо­мике. Размеры минимальной заработной платы (месячной и часо­вой) устанавливаются исходя из показателей государственного бюджета, а также соотношений между размером МЗП и социаль­ными нормативами. Размер минимальной заработной платы, уста­новленный законодательством, является обязательным для нани­мателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

В четвёртом квартале 2006 года БПМ составлял 162 500 рублей. Это и есть черта бедности, население, у которого доходы ниже этого уровня, относится к бедному. При сравнении БПМ с минимальным потребительским бюджетом, который равен 258 570 рублей (с 01.11.2006), видно, что на данный момент черта бедности составляет 62,5% МПБ (что немного больше 60%-ной методики, используемой до 1999 года).

Государство поддерживает нуждающиеся группы населения используя элементы социальной защиты и помощи.

Государственные пособия семьям, воспитывающим детей — назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Виды пособий [20]:

                  пособие по беременности и родам;

                  единовременное пособие в связи с рождением ребенка;

                  пособие женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;

                  ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

                  ежемесячное пособие на детей старше 3 лет;

                  пособие по уходу за больным ребенком;

                  ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

                  пособие при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида;

                  ежемесячное пособие на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

Размер пособий (кроме пособий по беременности и родам, пособий по уходу за больным ребенком и при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов) установлен, исходя из величины бюджета прожиточного минимума (БПМ), и пересматривается 4 раза в год в связи с изменением БПМ. При этом пособия на детей старше трех лет назначаются с учетом совокупного дохода на члена семьи [20].

Системой пособий на начало 2006 года охвачено 664,1 тыс. детей в возрасте до 18 лет (33,1 от общего их количества) [19]. Ежемесячные пособия на детей до 3-х лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, на детей старше 3-х лет – с учетом совокупного дохода. Детям-инвалидам и одиноким матерям выплачиваются надбавки.

 

Средний размер пособия в связи с рождением ребенка в 2006 году составил 316 240рублей, при рождении третьего и последующих детей  -  474  360 рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения  им возраста 3 лет - 102 780 рублей; ежемесячное пособие - 102 780 рублей - неработающим и  не олучающим пенсий лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в  возрасте до 18 лет; жемесячное  пособие  - 71  150  рублей  -  на  детей  в возрасте  до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита  человека или больных СПИДом.[19]

   

Действующие размеры пособия семьям, воспитывающим детей, в настоящее время не в полной мере оказывают влияние на создание необходимого уровня жизни детей для обеспечения их полноценного физического и интеллектуального развития.

В целях сокращения уровня малообеспеченности в Республике Беларусь одним из приоритетных направлений социальной защиты является оказание адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям семей и граждан. Право на ее получение имеют те семьи и одинокие граждане, чей совокупный среднедушевой доход по объективным причинам ниже установленного гарантированного минимума, составляющего 60% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения. Ее размер представляет собой разницу между среднедушевым доходом семьи (гражданина) и гарантированной частью БПМ [13].

В истекшем году за адресной социальной помощью обратилось         36,9 тыс. человек – это в 2 раза меньше, чем в 2002 году, и на 3% меньше, чем в 2003 году. В общей численности граждан, охваченных адресной социальной помощью, категории неполных и многодетных семей составили 89% [19].

Адресная социальная помощь была назначена 45,4 тыс. человек, что составило около 82% от числа обратившихся. Следует отметить, что сумма назначенного ежемесячного социального пособия на 1 получателя составила 71 150 рублей [19].

 

 

 

 

 

 

 

Пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.04.1992г. «О пенсионном обеспечении» назначаются [20]:

а) трудовые пенсии:

-         по возрасту — в размере 55% среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии. Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

-         по инвалидности — в следующих размерах: инвалидам I группы — 75%, инвалидам II группы — 65%, инвалидам III группы — 40% среднемесячного заработка. Минимальные размеры пенсий по инвалидности устанавливаются в размере: по I и II группам инвалидности — 100 %, по III группе инвалидности — 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100% минимального размера пенсии по возрасту;

-         по случаю потери кормильца  — на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40% среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту.

-         за выслугу лет — в размере 55 % среднемесячного заработка, но не ниже 100 % минимального размера пенсии по возрасту;

-         за особые заслуги перед республикой — в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет и может повышаться до 200 % минимального размера пенсии по возрасту;

б) социальные пенсии — назначаются гражданам, не имеющим права на установление пенсии по возрасту или иной трудовой пенсии в следующих размерах:

-             инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп — 150% минимального размера пенсии по возрасту;

-             инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства); лицам, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет; детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — 100% минимального размера пенсии по возрасту;

-             инвалидам III группы — 50% минимального размера пенсии по возрасту.

-             детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой — 150%, второй — 175%, третьей — 200%, четвертой — 250% минимального размера пенсии по возрасту.

В настоящее время программами пенсионного обеспечения органов социальной защиты охвачено около 2,5 миллионов человек, в т.ч. более 1,9 миллионов человек – получатели трудовых пенсий по возрасту. В республике насчитывается 617 тыс. одиноких пенсионеров, для которых пенсия является единственным источником существования.

Реальный размер назначенной месячной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) на конец 2006 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 32,7% [19]. Уровень пенсионного обеспечения в Беларуси выше, чем в других государствах, находящихся в сходных социально-экономических условиях. В 2004 году в республике соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии и средней заработной платы составило 41,4% против 40,8% в 2000 году. В Российской Федерации это соотношение составляло около 30%.    

Льготы — предусмотренные законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от выполнения установленных обязанностей или облегчение условий их выполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности [13].

Льготы гражданам в Республике Беларусь, в основном, устанавливаются в зависимости от формальной принадлежности к той или иной социальной группе, то есть по категориальному признаку: ветеранам, инвалидам, участникам войны, детям и др. Всего насчитывается более сорока категорий льготников, которым предоставлено около 100 видов льгот и дотаций.

Порядок и условия предоставления льгот регулируются более, чем 900 различными нормативными правовыми актами.

В последние годы (2004 – 2006) доля бедного населения, получившего социальные льготы и дотации, составила 61 – 65 % [16]. Это льготы и дотации на питание, оплату услуг общественного транспорта, оплату жилья, коммунальных услуг, отдыха, на лекарства, на содержание детей в дошкольных учреждениях, на обучение детей и на другие цели. В Количественном выражении расходы Фонда социальной защиты в 2003 году составили в расчете на одного получателя [16]:

-         пенсии – 102,1 тыс. р.;

-         ежемесячные пособия – 38,1 тыс.р.;

-         пособия по безработице – 20,8 тыс.р.;

-         единовременные пособия – 147,3 тыс.р. и др.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, концепция совершенствования оплаты труда, президентская программа «Дети Беларуси», комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 – 2006 годы, основные направления государственной семейной политики, государственная программа «Жильё», программа по проблемам пожилых людей.

Сегодня в Беларуси бедными считаются 13 процентов жителей, хотя еще 10 лет назад бедными признавали 42 процента населения. Правительство Беларуси обещает к 2010 году снизить уровень бедности до 10% . Государству удалось этого достичь при помощи использования рычагов социальной и экономической политики. Но не смотря на рост денежных доходов населения и увеличение их покупательной способности, уровень малообеспеченности (бедности) остается достаточно высоким. Этот показатель превышает пороговый уровень, определяемый в рамках теории экономической безопасности, который равен 7-10%, поэтому  можно сделать вывод, что проблема бедности актуальна для нашей республики, требует постоянного мониторинга и разработки основных направлений ее преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь