Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.
Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников
В публикациях официальной статистики Республики Беларусь можно найти информацию о распределении домашних хозяйств по уровню материальной обеспеченности в соотношении с бюджетом прожиточного минимума только с выделением трех групп: крайне малообеспеченные (доходы ниже 0,5 БПМ), малообеспеченные (от 0,5 – 1,0 БПМ) и обеспеченные (свыше 1 БПМ)
Последняя группа получается самой большой, т.к. в нее входят люди с доходами выше 1 БПМ на 10 рублей, а также с доходами превышающими БПМ в 10 раз. Разбиение населения на три социальных слоя явно недостаточно, т.к. не представляется возможность определить средний класс в Беларуси. А называть население обеспеченным с доходами выше БПМ не совсем точно, т.к. необходимо более подробное деление на относительно обеспеченных, состоятельных и богатых.
В качестве показателя доходов используется показатель располагаемых ресурсов, который включает в себя денежные средства домашних хозяйств, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот.
Структурную характеристику доходов населения могут дать следующие оценки:
Квартили распределения – значения, делящие всю совокупность на 4 равные по объему части. Так, первая квартиль характеризует тот среднедушевой доход не выше которого будут иметь 25% населения; 3-яя квартиль характеризует ту величину не выше которой будут иметь среднедушевой доход 75% населения.
Квинтили распределения – значения, которые делят совокупность на 5 равных по объему групп, т.е. по 20% населения в каждой группе.
Децили – значения, которые делят совокупность на 10 равных по объему частей (по 10 % в каждой). Тогда первая группа состоит из значений, которая не превышают первой децили, а 10-ая группа из значений, которые выше девятой децили.
Для оценки экономического неравенства в обществе широко применяются коэффициенты концентрации и дифференциации доходов. Коэффициент фондов (децильный коэффициент дифференциации доходов) позволяет сравнивать доходы наиболее и наименее обеспеченных групп населения, представляя собой соотношение общих значений денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, и показывает, во сколько раз минимальные доходы наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы наименее обеспеченного населения.
Kl =
где l1 и l9 – соответственно первая и девятая децили.
Таблица 1.5. Коэффициент фондов в Республике Беларусь, 1995-2003гг. [20, с.62]
| 1995 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Коэффициент фондов | 5,5 | 5,8 | 5,8 | 6,1 | 5,9 | 5,2 |
Коэффициенты фондов приведены в таблице 1.5. На основании этих данных можно сделать вывод, что разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченного населения уменьшается с 2001 года. И в 2003 году минимальный доход 10% наиболее обеспеченного населения в 5,2 раза превышал максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения. Таким образом, в 2003г. Величина коэффициента фондов несколько снизилась по сравнению с 1995 годом, хотя и остается достаточно высокой.
Коэффициент фондов опирается на информацию о распределении населения по доходам только в нижних и верхних группах. Для изучения дифференциации доходов по всему распределению используется группировка населения по квинтильным группам, которая в наглядной форме иллюстрирует дифференциацию доходов. В таблице 1.6 приведены данные о распределение общего объема денежных доходов населения за 1995-2003гг.
Таблица 1.6. Распределение общего объема доходов населения Республики Беларусь, после уплаты налогов, на домашнее хозяйство по квинтильным группам за 1995-2003гг., в %. [8]
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1 квинтильная группа | 9,6 | 9,9 | 9,8 | 9,2 | 9,3 | 9,3 | 9,1 | 9,3 | 9,8 |
2 квинтильная группа | 13,9 | 14,2 | 14,1 | 13,4 | 13,7 | 13,7 | 13,5 | 13,7 | 14,1 |
3 квинтильная группа | 17,6 | 17,6 | 17,6 | 17,0 | 17,5 | 17,5 | 17,3 | 17,4 | 17,8 |
4 квинтильная группа | 22,5 | 22,1 | 22,2 | 22,1 | 22,5 | 22,5 | 22,5 | 22,3 | 22,5 |
5 квинтильная группа | 36,4 | 36,2 | 36,4 | 38,3 | 37,0 | 37,0 | 37,6 | 37,3 | 35,8 |
Квинтильный коэф-нт | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 4,2 | 4,0 | 4,0 | 4,1 | 4,0 | 3,6 |
Так, в 2003г. На долю 20% наименее обеспеченного населения приходилось 9,8% общего объема денежных доходов населения, а 20% наиболее обеспеченного населения располагали 35,8% совокупного денежного дохода. Отсюда следует, что совокупный доход населения пятой квинтильной группы в 3,6 раза превышал совокупный денежный доход 20% населения первой группы.
Полученное значение является квинтильным коэффициентом, который характеризует отношение доходов, получаемых 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения. Динамика квинтильного коэффициента аналогична динамике коэффициента фондов.
Показателем дифференциации, использующим всю информацию о распределении населения по доходам, является индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он позволяет оценивать неравенство в распределении общего фонда денежных доходов (потребления) в обществе (между людьми или домохозяйствами). В отличие от коэффициентов дифференциации этот показатель рассчитывают не путем сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп населения в совокупном объеме денежных доходов.
G =
где k – число интервалов группировки;
pi – доля населения, имеющего среднедушевой доход, не превышающей верхнюю границу i-го интервала;
qi – доля доходов i-той группы населения в общей сумме доходов, рассчитанная нарастающим итогом.
Величина коэффициента Джини изменяется в пределах от 0 до 1: чем ближе его величина к, тем выше уровень концентрации дохода, т.е., чем равномернее распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наоборот, чем больше величина индекса Джини (ближе к 1), тем меньшая доля национальных доходов сосредоточена у бедных слоев населения.
Приведенные в национальном отчете о человеческом развитии за 2003 год индексы концентрации доходов (индексы Джини) рассчитаны по квинтильным группам, их значения за 1995-2003гг. показаны в таблице 1.7.
Таблица 1.7. Коэффициент Джини, 1995-2003гг. , [8]
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Значение коэффициента Джини | 0,261 | 0,254 | 0,258 | 0,283 | 0,269 | 0,270 | 0,278 | 0,272 | 0,254 |
Рост коэффициента Джини до 1998 года сменился некоторым снижением его величины в 1999 году, однако затем значения коэффициента вновь повышались до 2001 года. Следует отметить, что в течение 2 последующих лет намечена хорошая тенденция снижения показателя и достижения его в 2003 году величины, равной 0,254, что ниже значения 1995 года. Это свидетельствует об ослаблении неравенства в распределении денежных доходов населения в Беларуси.
Для целей международных сопоставлений Всемирным банком разрабатываются универсальные критерии бедности. Согласно классификации Всемирного банка в развивающихся странах бедными считаются те, кто живет менее чем на 1 долл. в день. По оценкам Всемирного банка:
• Из 6 млрд. людей, населяющих планету, 2,8 млрд. (47%) живут менее чем на 2 доллара в день, а более 1,2 млрд.(20%) — менее чем на 1 доллар в день.
• Каждый шестой взрослый в мире неграмотен.
• 115 млн. детей не посещают даже начальную школу.
• Каждый день более 30 тыс. детей в мире умирают от болезней, поддающихся лечению.
• Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до пяти лет.
• Более 1 млрд. человек, т.е. каждый пятый, не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, и более 2 млрд.— каждый третий, к современным средствам санитарии.
• Около 800 млн. человек (14% населения мира) не получают необходимого минимального уровня питания и почти полмиллиарда человек хронически недоедают, из них треть — дети.
Таким образом, в первом разделе определены категории бедности и малообеспеченности (для Беларуси эти понятия являются равнозначными), эволюция этих понятий в нашей стране, охарактеризована черта бедности, описаны основные подходы к определению и оценке бедности.
В конце ХХ в. страны огромного региона Центральной, Восточной Европы и СНГ с общей численностью населения более 400 млн. человек столкнулись с серьезной проблемой – резким ростом бедности.
Такое явление, как бедность, не может быть приписано исключительно переходному периоду, поскольку оно имело место и до 90-х годов. В Советском Союзе и его странах-союзниках бедность существовала и раньше, даже если по политическим и идеологическим соображениям официально не признавалась. Это относится особенно к республикам Средней Азии, в частности, Туркмении и Таджикистану, в которых национальный доход на душу населения был примерно в два раза ниже среднего по Советскому Союзу. По оценкам международных экспертов, в конце 80-х годов даже в Украине 11% населения жило за чертой бедности [12]. Несмотря на это, обеспечению надлежащего анализа жизненного уровня в странах бывшего социалистического лагеря не уделялось достаточного внимания. До 1989 года многие статистические данные держались в секрете. Сюда входили периодические обследования бюджетов семей, в которых содержалось большое количество социальной информации, а также наличие инфляции и скрытой безработицы. Попытки проводить серьезные обследования условий жизни пресекались и рассматривались как националистическая пропаганда. Более того, экономические показатели в дореформенный период, которые служили отправной точкой при оценке результатов последующего кризиса, часто были плодами правительственного оптимизма и привычки к регистрации на бумаге плановых заданий, которые никогда не предназначались к исполнению. В дополнение к проблемам экономического роста, все страны бывшего советского блока имеют скудные статистические данные, касающиеся защиты окружающей среды, продолжительности жизни, здравоохранения, образования и обучения. Хотя эти проблемы проявились в значительной степени во время кризиса переходного периода, некоторые из них имеют корни в старой системе. Кризис переходного периода только акцентировал эти проблемы, но не создал их.
Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь