Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание

Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бедность населения, причины возникновения, измерение и гос политика по ее преодолению.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

 

В публикациях официальной статистики Республики Беларусь можно найти информацию о распределении домашних хозяйств по уровню материальной обеспеченности в соотношении с бюджетом прожиточного минимума только с выделением трех групп: крайне малообеспеченные (доходы ниже 0,5 БПМ), малообеспеченные (от 0,5 – 1,0 БПМ) и обеспеченные (свыше 1 БПМ)

 

Последняя группа получается самой большой, т.к. в нее входят люди с доходами выше 1 БПМ на 10 рублей, а также с доходами превышающими БПМ в 10 раз. Разбиение населения на три социальных слоя явно недостаточно, т.к. не представляется возможность определить средний класс в Беларуси. А называть население обеспеченным с доходами выше БПМ не совсем точно, т.к. необходимо более подробное деление на относительно обеспеченных, состоятельных и богатых.  

В качестве показателя доходов используется показатель располагаемых ресурсов, который включает в себя денежные средства домашних хозяйств, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот.

Структурную характеристику доходов населения могут дать следующие оценки:

          Квартили распределения – значения, делящие всю совокупность на 4 равные по объему части. Так, первая квартиль характеризует тот среднедушевой доход не выше которого будут иметь 25% населения; 3-яя квартиль характеризует ту величину не выше которой будут иметь среднедушевой доход 75% населения.

          Квинтили распределения – значения, которые делят совокупность на 5 равных по объему групп, т.е. по 20% населения в каждой группе.

          Децили – значения, которые делят совокупность на 10 равных по объему частей (по 10 % в каждой). Тогда первая группа состоит из значений, которая не превышают первой децили, а 10-ая группа из значений, которые выше девятой децили.

Для оценки экономического неравенства в обществе широко применяются коэффициенты концентрации и дифференциации доходов. Коэффициент фондов (децильный коэффициент дифференциации доходов) позволяет сравнивать доходы наиболее и наименее обеспеченных групп населения, представляя собой соотношение общих значений денежных доходов 10%  наиболее и наименее обеспеченного населения, и показывает, во сколько раз минимальные доходы наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы наименее обеспеченного населения.

Kl =                                                           (6)

где l1 и l9 – соответственно первая и девятая децили.

Таблица 1.5. Коэффициент фондов в Республике Беларусь, 1995-2003гг. [20, с.62]

 

1995

1999

2000

2001

2002

2003

Коэффициент фондов

5,5

5,8

5,8

6,1

5,9

5,2

 

Коэффициенты фондов приведены в таблице 1.5. На основании этих данных можно сделать вывод, что разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченного населения уменьшается с 2001 года. И в 2003 году минимальный доход 10% наиболее обеспеченного населения в 5,2 раза превышал максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения. Таким образом, в 2003г. Величина коэффициента фондов несколько снизилась по сравнению с 1995 годом, хотя и остается достаточно высокой.

Коэффициент фондов опирается на информацию о распределении населения по доходам только в нижних и верхних группах. Для изучения дифференциации доходов по всему распределению используется группировка населения по квинтильным группам, которая в наглядной форме иллюстрирует дифференциацию доходов.  В таблице 1.6 приведены данные о распределение общего объема денежных доходов населения за 1995-2003гг.

 

Таблица 1.6. Распределение общего объема доходов населения Республики Беларусь, после уплаты налогов, на домашнее хозяйство по квинтильным группам за 1995-2003гг., в %. [8]

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

1 квинтильная группа

9,6

9,9

9,8

9,2

9,3

9,3

9,1

9,3

9,8

2 квинтильная группа

13,9

14,2

14,1

13,4

13,7

13,7

13,5

13,7

14,1

3 квинтильная группа

17,6

17,6

17,6

17,0

17,5

17,5

17,3

17,4

17,8

4 квинтильная группа

22,5

22,1

22,2

22,1

22,5

22,5

22,5

22,3

22,5

5 квинтильная группа

36,4

36,2

36,4

38,3

37,0

37,0

37,6

37,3

35,8

Квинтильный коэф-нт

3,8

3,7

3,7

4,2

4,0

4,0

4,1

4,0

3,6

Так, в 2003г. На долю 20% наименее обеспеченного населения приходилось 9,8% общего объема денежных доходов населения, а 20% наиболее обеспеченного населения располагали 35,8% совокупного денежного дохода. Отсюда следует, что совокупный доход населения пятой квинтильной группы в 3,6 раза превышал совокупный денежный доход 20% населения первой группы.

Полученное значение является квинтильным коэффициентом, который характеризует отношение доходов, получаемых 20% наиболее и 20%  наименее обеспеченного населения. Динамика квинтильного коэффициента аналогична динамике коэффициента фондов.

Показателем дифференциации, использующим всю информацию о распределении населения по доходам, является индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он позволяет оценивать неравенство в рас­пределении общего фонда денежных дохо­дов (потребления) в обществе (между людьми или домохозяйствами). В отличие от ко­эффициентов дифференциации этот показа­тель рассчитывают не путем сравнения де­нежных доходов наиболее и наименее обес­печенных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у от­дельных групп населения в совокупном объе­ме денежных доходов.

G =                                             (7)

где     k – число интервалов группировки;

pi – доля населения, имеющего среднедушевой доход, не превышающей верхнюю границу i-го интервала;

qi – доля доходов i-той группы населения в общей сумме доходов, рассчитанная нарастающим итогом.

Величина коэффициента Джини изменяется в пределах от 0 до 1: чем ближе его величина к, тем выше уровень концентрации дохода, т.е., чем равномернее распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наобо­рот, чем больше величина индекса Джини (ближе к 1), тем меньшая доля национальных доходов сосредоточена у бедных слоев на­селения.

Приведенные в национальном отчете о человеческом развитии за 2003 год индексы концентрации доходов (индексы Джини) рассчитаны по квинтильным группам, их значения за 1995-2003гг. показаны в таблице 1.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.7. Коэффициент Джини, 1995-2003гг. , [8]

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Значение коэффициента Джини

0,261

0,254

0,258

0,283

0,269

0,270

0,278

0,272

0,254

 

Рост коэффициента Джини до 1998 года сменился некоторым снижением его величины в 1999 году, однако затем значения коэффициента вновь повышались до 2001 года. Следует отметить, что в течение 2 последующих лет намечена хорошая тенденция снижения показателя и достижения его в 2003 году величины, равной 0,254, что ниже значения 1995 года. Это свидетельствует об ослаблении  неравенства в распределении денежных доходов населения в Беларуси.

Для целей международных сопоставлений Всемирным банком разрабатываются универсальные критерии бедности. Согласно классификации Всемирного банка в развивающихся странах бедными считаются те, кто живет менее чем на 1 долл. в день. По оценкам Всемирного банка:

•         Из 6 млрд. людей, населяющих планету, 2,8 млрд. (47%) живут менее чем на 2 доллара в день, а более 1,2 млрд.(20%) — менее чем на 1 доллар в день.

•         Каждый шестой взрослый в мире неграмотен.

•         115 млн. детей не посещают даже начальную школу.

•         Каждый день более 30 тыс. детей в мире умирают от болезней, поддающихся лечению.

•         Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до пяти лет.

•         Более 1 млрд. человек, т.е. каждый пятый, не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, и более 2 млрд.— каждый третий, к современным средствам санитарии.

•         Около 800 млн. человек (14% населения мира) не получают необходимого минимального уровня питания и почти полмиллиарда человек хронически недоедают, из них треть — дети.

Таким образом, в первом разделе определены категории бедности и малообеспеченности (для Беларуси эти понятия являются равнозначными), эволюция этих понятий в нашей стране, охарактеризована черта бедности, описаны основные подходы к определению и оценке бедности.


2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике

 

2.1 Бедность: причины и условия возникновения

 

В конце ХХ в. страны огромного региона Центральной, Восточной Европы и СНГ с общей численностью населения более 400 млн. человек столкнулись с серьезной проблемой – резким ростом бедности.

Такое явление, как бедность, не может быть приписано исключительно переходному периоду, поскольку оно имело место и до 90-х годов. В Советском Союзе и его странах-союзниках бедность существовала и раньше, даже если по политическим и идеологическим соображениям официально не признавалась. Это относится особенно к республикам Средней Азии, в частности, Туркмении и Таджикистану, в которых национальный доход на душу населения был примерно в два раза ниже среднего по Советскому Союзу. По оценкам международных экспертов, в конце 80-х годов даже в Украине 11% населения жило за чертой бедности [12]. Несмотря на это, обеспечению надлежащего анализа жизненного уровня в странах бывшего социалистического лагеря не уделялось достаточного внимания. До 1989 года многие статистические данные держались в секрете. Сюда входили периодические обследования бюджетов семей, в которых содержалось большое количество социальной информации, а также наличие инфляции и скрытой безработицы. Попытки проводить серьезные обследования условий жизни пресекались и рассматривались как националистическая пропаганда. Более того, экономические показатели в дореформенный период, которые служили отправной точкой при оценке результатов последующего кризиса, часто были плодами правительственного оптимизма и привычки к регистрации на бумаге плановых заданий, которые никогда не предназначались к исполнению. В дополнение к проблемам экономического роста, все страны бывшего советского блока имеют скудные статистические данные, касающиеся защиты окружающей среды, продолжительности жизни, здравоохранения, образования и обучения. Хотя эти проблемы проявились в значительной степени во время кризиса переходного периода, некоторые из них имеют корни в старой системе. Кризис переходного периода только акцентировал эти проблемы, но не создал их. 

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь