Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание

Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бедность населения, причины возникновения, измерение и гос политика по ее преодолению.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения

 

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов: БПМ, МПБ, МЗП и др.; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:

                  Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

                  Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятий, создание новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

                  Обеспечение общего роста денежных доходов населения и создания условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

                  Повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

 

 

                  Постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к БПМ (в перспективе к МПБ) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

                  Содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

                  Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

                  Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

                  Повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

                  Установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

                  Увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;

                  Персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

                  Стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

                  Осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;

                  Освобождение страховых внебюджетных  фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Для того чтобы жители страны чувствовали себя защищенными и знали, что если по каким-то причинам их материальное положение ухудшиться и они попадут в группу малообеспеченных, им помогут – необходимо по-прежнему развивать систему социальной защиты. Так как если человек временно окажется за чертой бедности и государство окажет ему помощь, это окажется еще и мотивацией к дальнейшей деятельности. Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышения уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представленна социальными програмамми, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности. 

В условиях возросших потребностей в социаль­ной защите и сужения ресурсных возможностей их удовлетворения приоритетной задачей яв­ляется, на мой взгляд, повышение эффективности социальных программ, экономное и целенаправленное ис­пользование средств, выделяемых на удовлетворе­ние социальных потребностей. Эту задачу можно решить путем усиления адресности социальной защиты, посредством четкой ориентации социаль­ных программ на уязвимые группы населения (вместо общего дотирования расходов на предо­ставление услуг) и увязки социальной помощи с материальным положением получателей. Необходимо также усовершенствование структуры и по­рядка формирования бюджетных расходов на со­циальные нужды на основе использования систе­мы государственных минимальных стандартов. Следует отметить, что наряду с развитием главных инструментов (пособия, адрес­ные субсидии) следует развивать дополнительные формы социальной защиты (оказание натураль­ной помощи, общественные работы, переподго­товка кадров), а также необходимо осуществлять поддержку неформальных структур социальной солидарности, взаимопомощи и защиты различ­ных групп населения (общественные объедине­ния, религиозные организации и другие, создан­ные конкретно для этой цели).

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения.

(Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.). в число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной  и  разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе мер по обеспечению социальной защиты необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации. 

Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.

В первую очередь особенное внимание следует уделять детальному анализу причин бедности (это позволит правильно выявлять точки приложения мер по преодолению проблемы). Основными направлениями в области предотвращения бедности можно назвать:  повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест путём содействия развитию малого и среднего бизнеса, совершенствование основных направлений социальной политики.


Заключение

 

Бедность для населения Беларуси является особенно актуальной проблемой на протяжении последних десятилетий, т.к. по оценкам статистики, официальный уровень бедности в нашей республике колеблется в пределах 17,8 – 47% при пороговом уровне, определяемом в рамках теории экономической безопасности, – 7-10%.

Традиционные подходы к понятию и оцен­ке бедности такие, как абсолютный, отно­сительный и субъективный, рассматривают прежде всего доходы человека или уровень его потреб­ления. Кроме них существует еще метод, основанный на понятии социального неравенства. Для этого используют ряд коэффициентов: глубины и остроты бедности, квинтильный, коэффициенты фондов и Джини, а также  стратификацию общества, с выделением разного количества социальных слоев. Анализ динамики этих показателей показал, что по сравнению с 1995 годом экономическое неравенство сокращается, улучшается положение бедного населения в Беларуси, сокращается дефицит доходов у бедных людей. Следует отметить, что формирование подхода к проблеме бедности, исходя из дохода и уровня потребления, значительно сужает понимание этой проблемы. Поэтому бедность рассматривают в контексте человеческого развития, как многогранное явление, которое не может быть сведено исключительно к доходам. В рамках данной концепции используются два комплексных показателя – индексы нищеты ИНН-1 и ИНН-2, которые представляют собой ста­тистические показатели, характеризующие бедность в развивающихся и развитых стра­нах, соответственно, для Беларуси (как и других стран бывшего СССР) не со­всем подходят. В качестве еще одного комплексного показателя применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот показатель используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и мире в целом.В 2005 году индекс человеческого развития в Беларуси составил 0,786, в 2006 — 0,794, вплотную приблизившись к высокому показателю (0,800). Это позволило республике войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и подняться на 67-ю строчку мирового рейтинга.

Оценка степени и масштабов бедности в конкретном обществе зависит от выбора и точного определения черты бедности (при этом часто используется метод, основанный на денежных показателях).

 

Каждая страна разрабатывает свой набор показателей, которые не только давали бы точное отражение сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной социальной политики. Показателем черты бедности в нашей стране является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Поэтому Министерством статистики и анализа все оценки бедности строятся на основе сравнения располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума. Проведя анализ основных факторов и показателей малообеспеченности в Республике Беларусь, напрашивается вывод, что к категориям населения, наиболее подвергающимся попаданию в зону бедности, относятся: многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры и инвалиды. Риск оказаться за чертой бедности связан также с уровнем образования  главы семьи, его социальным положением и числом работающих в семье.

Подводя итог, можно отметить, что уровень малообеспеченности, начиная с 1999 года, снижается и в 2006 году численность населения, находящегося за чертой бедности, составила 11,2%. Государству удалось этого достичь при помощи использования рычагов социальной и экономической политики. Но, не смотря на рост денежных доходов населения и увеличение их покупательной способности, уровень малообеспеченности (бедности) остается достаточно высоким. Поэтому основными направлениями по преодолению бедности являются:

-             кардинальное повышение уровня заработной платы работников;

-             политика повышения доходов должна быть направлена на рост среднего класса в стране;

-             обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятий, создание новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

-             развитие микрокредитования как инструмента борьбы с бедностью;

-             создание карт бедности Беларуси для детального изучения и планирования ее преодоления;

 

 

 

 

 

 

-             переход от нынешнего уровня прожиточного минимума к его достойному уровню;

-             приближение государственных минимальных социальных стандартов к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

-             повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь