Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание

Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бедность населения, причины возникновения, измерение и гос политика по ее преодолению.doc

— 342.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1 Бедность как социально-экономическая категория

1.1 Понятие бедности и малообеспеченности

1.2 Измерение экономического неравенства и бедности

2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике

2.1 Бедность: причины и условия возникновения

2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности

3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь

3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Переход от централизованной и плановой системы ведения хозяйствования к рыночным отношениям резко изменил социальную картину в странах с переходной экономикой, выявил ряд новых проблем, с которыми действовавшая ранее система социальной защиты населения не сталкивалась. Главная проблема – резкое снижение жизненного уровня  основной массы населения и рост бедности.

Следует отметить, что бедность как социально-экономическое явление присуща любой стране, в том числе и Беларуси, относящейся к странам с переходной экономикой. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны на протяжении последних 15 лет, потому что официальный уровень бедности очень высок, и только в последние годы стал уменьшаться.

Проблема бедности актуальна не только для Республики Беларусь, но и для всего мира без исключения. Всегда есть люди, не по собственной воле имеющие низкие доходы и лишенные доступа к занятости, к качественному жилью, образованию, здравоохранению, т.е. те, кто не может из-за нехватки средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу, в конкретный период времени, а соответственно являются бедными. Поэтому данной проблемой вплотную занимаются ведущие международные организации: ООН, МВФ и Всемирный банк. В частности, в нашей стране реализуется совместный проект ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». Проблема преодоления бедности является ключевой в социально-экономической политике Беларуси, поскольку масштабная и глубокая бедность считается не совместимой  с современными принципами социально-ориентированной экономики.

Тема курсовой работы актуальна и важна для Республики Беларусь, потому что по данной категории каждый может оценить достаточность использования государством рычагов социальной и экономической политики.

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:

1. Определение бедности как социально-экономической категории;

2. Изучение основных причин возникновения бедности;

3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

1 Бедность как социально-экономическая категория

 

1.1 Понятие бедности и малообеспеченности

 

Бедность населения – одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования.

С давних времен люди постоянно задавали себе вопрос: «Что такое бедность?» Ответом на него является большое количество определений, сделанных лучшими умами человечества. Каждое из них может считаться правильным и отражает суть понятия «бедность».

Так, в соответствии с определением, приведенным в толковом словаре С.Ожегова, «Бедность — это жизнь в нужде, состояние того, кто постоянно нуждается; недостаток в необходимом».

Наиболее часто используемым в мире определением, в основе которого лежит концепция ООН, является рассмотрение бедности как «состояния длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни». Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека, вызванное отсутствием достойной работы, удобного жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению.

Кроме этого, бедность включает в себя также бессилие перед обстоятельствами, отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха, ограничение возможностей участвовать в демократических процессах и быть услышанным.

Социальное развитие любого государ­ства, независимо от реализуемой модели экономического развития, оценивается по уровню жизни тех групп населения, которые в силу определенных причин (экономических, демографических, социальных, физических, психологических и др.) оказались на «обо­чине» общества, и которые не могут даже на минимальном уровне поддерживать приня­тые в обществе жизненные стандарты (пи­таться, одеваться, проводить досуг и т.д.). Таких людей называют бедными.

 

Традиционные подходы к понятию и оцен­ке бедности такие, как абсолютный, отно­сительный и субъективный, рассматривают прежде всего доходы человека или уровень его (ее) потреб­ления. Первый подход – абсолютная бедность – считает бедными тех, кто не в состоянии обеспечить себя суммой благ для удовлетворения основных потребностей в пище, одежде, жилище, для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Абсолютно бедным считается тот человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума. При использовании критерия абсолютной бедности уровень бедности и численность бедных зависят от границы бедности, официально установленной государством, которая, в свою очередь, зависит от финансовой возможности государства.

Второй подход – относительная бедность. При этом подходе исходят из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определяют на этой основе уровень средних  доходов наименее обеспеченных групп. В отличие от концепции абсолютной бедности, в данной концепции по сути признается неустранимость бедности как социального явления. Абсолютная граница бедности может быть преодолена при проведении соответственной государственной политики, тогда как относительная граница бедности будет существовать всегда. В большинстве развитых стран устанавливается именно относительная, а не абсолютная национальная граница бедности. Согласно концепции относительной бедности человек (семья, домохозяйство) считается бедным в том случае, если средства, которыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, принятый в обществе. В рамках данной концепции для определения черты бедности используется показатель среднего, или медианного, личного располагаемого дохода. Например, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, во многих странах Европы – 50%. В Скандинавских странах с их социально ориентированной экономикой граница бедности определяется равной 60% медианного душевого дохода. В Республике Беларусь граница относительной бедности равна 60% национальной медианы дохода. Как свидетельствуют статистические данные, опубликованные в Национальном отчете о человеческом развитии 2006г., количество людей, живущих  в относительной бедности в Беларуси не так уж и много, их процент от общей численности населения составляет 11,2.

Третий подход – субъективный, основан на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов. В рамках данной концепции бедность оценивается на основании мнений людей о необходимом уровне потребления, при котором они не считали бы себя бедными.

Бедность для населения Беларуси является особенно актуальной проблемой на протяжении последних десятилетий, т.к. по оценкам статистики, официальный уровень бедности в нашей республике колеблется в пределах 17,8 – 47% при пороговом уровне, определяемом в рамках теории экономической безопасности, – 7-10%.

Республика Беларусь – одна из первых стран в СНГ, в которой в 1993г.  была принята официальная методика измерения бедности. Первоначально к малоимущим (бедным) слоям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов  ниже 60% минимального потребительского бюджета. Таким образом, по старой методологии черта бедности (минимально допустимый порог дохода в стране) определялась равной 60% МПБ. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Для ликвидации этого недостатка в 1999 году был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который установил качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории малоимущих (бедных).

В научно-исследовательской литературе, посвященной проблеме бедности в Беларуси, как правило, употребляется понятие «бедность», а в законодательных и нормативных актах используется термин «малообеспеченность». Необходимо отметить, что для  Республики Беларусь эти понятия эквивалентны и равнозначны, в данной работе будут использоваться как синонимы.

   В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999г., граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Показателем черты бедности является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Он установлен действующим в стране законодательством на ближайшую перспективу для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, для оказания им различных видов социальной помощи, а также для определения минимальных государственных социально-трудовых гарантий. [1]

На начало 2007 года БПМ составлял 165 790 руб рублей. Это и есть черта бедности, население у которого доходы ниже этого уровня относятся к бедному. При сравнении БПМ с минимальным потребительским бюджетом, который равен 258 000 рублей, видно, что на данный момент черта бедности составляет 64,3% МПБ (что больше 60%-ной методики, используемой до 1999 года).

Оценка степени и масштабов бедности в конкретном обществе зависит от выбора и точного определения черты бедности (при этом часто используется метод, основанный на денежных показателях). Каждая страна разрабатывает свой набор показателей, которые не только давали бы точное отражение сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной социальной политики. В Республике Беларусь все оценки бедности строятся на основе сравнения располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную оценку набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.

Очень часто происходит смешение того, что относить к показателям бедности, а что – к факторам, ее определяющим. Система указанных показателей и факторов приводится на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Система показателей, характеризующих бедность населения Республики Беларусь [22, с.36, рис.1]

 

Раскрыть наиболее значимые причины, влияющие на вероятность попадания в группу бедных, позволяет подробное рассмотрение факторов бедности, к которым следует отнести:

            Демографические – состав семьи (неполные семьи), размер семьи (количество детей), преклонный возраст (свыше 70 лет);

            Уровень образования – базовое, среднее, высшее;

            Занятость – зарегистрированная безработица, скрытая безработица;

            Состояние здоровья – инвалидность, болезнь, препятствующая осуществлению нормальной трудовой деятельности.

Количественная и качественная оценка бедности, а также экономического неравенства име­ет большое значение для разработки эконо­мической и социальной политики государства. Для обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в стране необходим мониторинг изменений в социально-экономической структуре общества.

 

 

 

 

1.2 Измерение экономического неравенства и бедности

 

Изучение экономического неравенства  и бедности населения приобретает особую значимость для экономики переходного типа. Значительная часть населения Беларуси в годы преобразований оказалась за чертой бедности, но в то же время весьма  ограниченная часть населения стала приближаться по уровню доходов к наиболее богатым людям в развитых странах мира. Количественная и качественная оценка бедности и экономического неравенства име­ет большое значение для разработки эконо­мической и социальной политики государства.

Наиболее распространенные показатели, используемые для измерения бедности по доходу, – это коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности и синтетический индикатор бедности.

Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значе­ния (черты бедности), который обычно при­равнивается к прожиточному минимуму. Применение прожиточного минимума для оценки масштабов бедности обладает дву­мя достоинствами. Во-первых, прожиточный минимум определяется исходя из определен­ного минимально необходимого человеку уровня потребления товаров и услуг, отра­жая национальные особенности в отношении питания и одежды в соответствии с тради­циями и климатическими условиями страны. Во-вторых, применение прожиточного мини­мума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и во времени. В Беларуси уровень бедности, или доля бедного населения, определяется процентной долей населения с доходом ниже уров­ня прожиточного минимума, то есть это часть населения, которая не может позво­лить себе приобретать товары и услуги из минимальной потребительской корзины. Харак­теризуя масштабы бедности в стране пока­затель уровня бедности, тем не менее, не отражает изменений (ухудшение/улучшение) о положении бедного населения.

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь