Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание

Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бедность населения, причины возникновения, измерение и гос политика по ее преодолению.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

В контексте реализации Декларации ПРООН всемерно поддерживает инициативы стран по проведению оценки и картографирова­ния бедности; анализу социальных расходов и характера их распределения; подготовке нацио­нальных докладов о развитии человека; коорди­нации усилий различных государственных и не­государственных структур по сокращению бед­ности. В то же время центральное место в этом спектре инициатив занимает подготовка нацио­нальных стратегий по предотвращению и сокра­щению бедности. В соответствии с подходами ПРООН, именно национальная стратегия в стра­нах с переходной экономикой призвана стать ин­струментом сокращения бедности и уменьше­ния социальных издержек переходного периода, рычагом, позволяющим осуществить позитив­ные изменения в уровне и качестве жизни насе­ления. С 1996 г. при содействии ПРООН в 18 странах региона были подготовлены нацио­нальные стратегии и программы борьбы с бед­ностью и начата их реализация.

 

 

 

 

Несмотря на национальные отличия, стратегии по сокращению бедности стран с переходной экономикой имеют похожую ло­гику построения и содержат такие структур­ные блоки, как:

-         анализ масштабов и глубины бедности;(измерение бедности и выбор порога бедности)

-         стратегические цели;

-         пути сокращения бедности (в разрезе отдельных направлений и секторов);

-         процесс участия;

-         реализация и мониторинг стратегии.

Наиболее четко стратегические цели сформулированы в документах стран Бал­тии, причем в Литве и Латвии стратегические цели имеют количественное выражение.

Так, в Национальной стратегии сокращения бедности Литвы поставлены следующие цели: ликвидация крайней бедности к 2003 г.; сокращение относительной бедности до 13% к 2005 г.; сокращение бедности среди наиболее уязвимых групп населения до 20% к 2006 г.

Цели стратегии сокращения бедности в Эстонии: снижение социальной и экономической уязвимости групп населения, живущих ниже черты бедности; снижение факторов риска бедности, создание возможностей для улучшения усло­вий жизни; развитие и более эффективное исполь­зование человеческого потенциала; соблюдение принципа социальной спра­ведливости для людей с низкими доходами (обес­печение доступа к услугам образования и здра­воохранения, создание новых рабочих мест, уве­личение экономических возможностей).

Общие цели Национальной стратегии Латвии: улучшение качества жизни бедных и лиц с низким уровнем доходов; обеспечение такого положения в стра­не, чтобы к 2015 г. количество лиц с низкими доходами не превышало 10% общей численности населения и общее количество бедных и лиц с низ­кими доходами не превышало 25% общей чис­ленности населения [11].

Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:

• совершенствование макроэкономичес­кой политики и обеспечение экономического роста в интересах бедных;

• развитие социальной политики в направ­лении усиления адресности и ориентации на поддержку наиболее уязвимых слоев населения;

• расширение и углубление процесса участия для обеспечения прав и реализации возможностей людей как активных членов общества;

• разработка системы мониторинга, по­зволяющей не только отслеживать тенденции реализации стратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса, корректировать намеченные планы.

Логическим продолжением разработан­ных стратегией направлений борьбы с беднос­тью часто выступают программы их реализа­ции, определяющие временные рамки выпол­нения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс. Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализа­ции, выступают макроэкономическая полити­ка и обеспечение экономического роста в ин­тересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджет­ного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секто­ральной экономической политики и институ­ционального регулирования.

В ходе подготовки и разработки стратегий Сербии, Армении, стран Балтии был проведен анализ хода реформ и их влияния на уровень, масштабы и распространение бедности, были исследованы динамика и распределение эконо­мического роста, изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. В рамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов, требу­ющихся для поддержания существующей сис­темы социального обеспечения при различных вариантах развития макроэкономической и де­мографической ситуации. Эта модель позволяет также определить, к каким последствиям в об­ласти финансовой, экономической и налогово-кредитной политики может привести реформи­рование социальной сферы.

В блоке финансовой политики, как пра­вило, рассматривается влияние действующей налоговой системы на динамику бедности, осу­ществляется анализ расходов бюджета на со­циальные цели, оценивается механизм финан­сирования социальных программ.

Важным элементом национальных стра­тегий, обеспечивающим их реализацию, явля­ется совершенствование системы государствен­ного управления и законодательства. Так, на­пример, в стратегических документах России и Литвы осуществлен всесторонний анализ действующего законодательства и его влияния на масштабы и распространение бедности, при­ведены уровни принятия решений по вопро­сам реализации национальной стратегии.

Социальная политика - это центральный блок национальных стратегий сокращения бедности, поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодоление этого явления, в таких областях, как:

• политика формирования доходов;

• политика на рынке труда, обеспечение занятости;

• развитие социальных услуг (здравоох­ранения, образования и др.);

• система социальной защиты и социаль­ного страхования;

• пенсионная система;

• развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи.

 


3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

 

3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь

 

Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. основной субъект, координирующий эту деятельность, – государство. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.  

В Республике Беларусь разработаны два основных социальных норматива, обеспечиваю­щих социальную защиту населения в области предотвращения бедности – это минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский бюд­жет представляет собой более вы­сокий социальный норматив, чем БПМ, обеспечиваю­щий восстановительный уровень потребле­ния людей. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» МПБ включает расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей населения. Последние значительно дифференцируются в зависимости от пола, возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому МПБ рассчитывается не на абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы. В качестве таковых в Беларуси приняты: стандартная семья из четырех человек, мужчина одиночка в трудоспособном возрасте, женщина одиночка в трудоспособном возрасте, семья пенсионеров, пенсионер одиночка, пенсионерка одиночка, молодые семьи с различным количеством детей, студент, студентка, дети различных возрастов [2].

 

МПБ как социальный норматив используется:

•     для прогнозирования изменения уровня жизни населения;

•     усиления социальной защиты и поддержки наименее защищен­ных слоев населения;

•     определения минимальных размеров заработной платы, пен­сий, пособий, стипендий и других социальных выплат;

•     разработки социальных программ помощи населению;

•     формирования системы пропорций и приоритетов социально-экономического развития страны, обеспечивающих поэтап­ное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативно-статистическим методом на основе системы потребительских корзин по основным статьям расходов. При формировании минимальной потребительской корзины заложен принцип репрезентативности, т.е. включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности семьи или отдельного человека.

Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину минимального потребительского бюджета, при этом используются средние цены товаров и услуг с учетом всех видов торговли [2].

Потребительская корзина — это научно обоснованный на­бор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональ­ные потребности человека в определенные отрезки времени, исхо­дя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.

Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на [2]:

                  питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;

                  одежду, белье, обувь;

                  лекарства, предметы санитарии и гигиены;

                  мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

                  жилье и коммунальные услуги;

                  культурно-просветительские мероприятия и отдых;

                  бытовые услуги, транспорт, связь;

                  содержание детей в дошкольных учреждениях.

Стоимостная величина МПБ рассчитывается в ценах, фактиче­ски сложившихся в стране в соответствующем месяце с учетом всех видов торговли. Структура и состав потребительских корзин пересматривается с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления Советом Министров Республики Беларусь с участием профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений не реже одного раза в пять лет [2].

Прожиточный минимум — это минимальный набор матери­альных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг: продукты пи­тания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользова­ния, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-комму­нальные услуги, транспортные и бытовые услуги, услуги детских дошкольных учреждений [1].

Конкретное наполнение каждого указанного вида материальных благ и услуг в отдельности и прожиточного минимума в целом для основных социально-демографических групп населения определено на основе норм потребления, разработанных учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие прожиточного минимума последние определяются статистическим методом.

Прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет [1].

Стоимостная величина прожиточного минимума представляет собой бюджет прожиточного минимума. Начиная с 1999 года, величина бюджета прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала по основным социально-демографическим группам населения и в среднем на душу населения. БПМ как социальный норматив предназначается для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям) [1].

При анализе и прогнозировании уровня жизни населения БПМ используется для:

      оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат;

      определения у ровня и масштабов малообеспеченности;

      прогнозирования процессов социально-экономического развития.

Бюджет прожиточного минимума — основа для установле­ния минимальных государственных социально-трудовых гаран­тий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Он служит основным критерием для признания граждан (семей) малообеспеченными [1]. Граждане (семьи), признанные малообеспеченными, имеют право на государственную социальную помощь. Бюджет прожиточного минимума – основа для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Он служит основным критерием для признания граждан (семей) малообеспеченными. Он установлен действующим в стране законодательством на ближайшую перспективу для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, для оказания им различных видов социальной помощи, а также для определения минимальных государственных социально-трудовых гарантий [1]. Как мера социальных гарантий, БПМ отражает уровень потребления, который общество на данном этапе может гарантировать всему населению, создавая условия для равного доступа к жизненно важным благам.

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь