Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.
Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности
2 Причины возникновения и решение проблемы бедности населения в современной рыночной экономике
2.1 Бедность: причины и условия возникновения
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности
3 Основные направления социальной политики в Республике Беларусь
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения
Заключение
Список использованных источников
В контексте реализации Декларации ПРООН всемерно поддерживает инициативы стран по проведению оценки и картографирования бедности; анализу социальных расходов и характера их распределения; подготовке национальных докладов о развитии человека; координации усилий различных государственных и негосударственных структур по сокращению бедности. В то же время центральное место в этом спектре инициатив занимает подготовка национальных стратегий по предотвращению и сокращению бедности. В соответствии с подходами ПРООН, именно национальная стратегия в странах с переходной экономикой призвана стать инструментом сокращения бедности и уменьшения социальных издержек переходного периода, рычагом, позволяющим осуществить позитивные изменения в уровне и качестве жизни населения. С 1996 г. при содействии ПРООН в 18 странах региона были подготовлены национальные стратегии и программы борьбы с бедностью и начата их реализация.
Несмотря на национальные отличия, стратегии по сокращению бедности стран с переходной экономикой имеют похожую логику построения и содержат такие структурные блоки, как:
- анализ масштабов и глубины бедности;(измерение бедности и выбор порога бедности)
- стратегические цели;
- пути сокращения бедности (в разрезе отдельных направлений и секторов);
- процесс участия;
- реализация и мониторинг стратегии.
Наиболее четко стратегические цели сформулированы в документах стран Балтии, причем в Литве и Латвии стратегические цели имеют количественное выражение.
Так, в Национальной стратегии сокращения бедности Литвы поставлены следующие цели: ликвидация крайней бедности к 2003 г.; сокращение относительной бедности до 13% к 2005 г.; сокращение бедности среди наиболее уязвимых групп населения до 20% к 2006 г.
Цели стратегии сокращения бедности в Эстонии: снижение социальной и экономической уязвимости групп населения, живущих ниже черты бедности; снижение факторов риска бедности, создание возможностей для улучшения условий жизни; развитие и более эффективное использование человеческого потенциала; соблюдение принципа социальной справедливости для людей с низкими доходами (обеспечение доступа к услугам образования и здравоохранения, создание новых рабочих мест, увеличение экономических возможностей).
Общие цели Национальной стратегии Латвии: улучшение качества жизни бедных и лиц с низким уровнем доходов; обеспечение такого положения в стране, чтобы к 2015 г. количество лиц с низкими доходами не превышало 10% общей численности населения и общее количество бедных и лиц с низкими доходами не превышало 25% общей численности населения [11].
Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:
• совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста в интересах бедных;
• развитие социальной политики в направлении усиления адресности и ориентации на поддержку наиболее уязвимых слоев населения;
• расширение и углубление процесса участия для обеспечения прав и реализации возможностей людей как активных членов общества;
• разработка системы мониторинга, позволяющей не только отслеживать тенденции реализации стратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса, корректировать намеченные планы.
Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс. Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации, выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста в интересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секторальной экономической политики и институционального регулирования.
В ходе подготовки и разработки стратегий Сербии, Армении, стран Балтии был проведен анализ хода реформ и их влияния на уровень, масштабы и распространение бедности, были исследованы динамика и распределение экономического роста, изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. В рамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов, требующихся для поддержания существующей системы социального обеспечения при различных вариантах развития макроэкономической и демографической ситуации. Эта модель позволяет также определить, к каким последствиям в области финансовой, экономической и налогово-кредитной политики может привести реформирование социальной сферы.
В блоке финансовой политики, как правило, рассматривается влияние действующей налоговой системы на динамику бедности, осуществляется анализ расходов бюджета на социальные цели, оценивается механизм финансирования социальных программ.
Важным элементом национальных стратегий, обеспечивающим их реализацию, является совершенствование системы государственного управления и законодательства. Так, например, в стратегических документах России и Литвы осуществлен всесторонний анализ действующего законодательства и его влияния на масштабы и распространение бедности, приведены уровни принятия решений по вопросам реализации национальной стратегии.
Социальная политика - это центральный блок национальных стратегий сокращения бедности, поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодоление этого явления, в таких областях, как:
• политика формирования доходов;
• политика на рынке труда, обеспечение занятости;
• развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.);
• система социальной защиты и социального страхования;
• пенсионная система;
• развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи.
Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. основной субъект, координирующий эту деятельность, – государство. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.
В Республике Беларусь разработаны два основных социальных норматива, обеспечивающих социальную защиту населения в области предотвращения бедности – это минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Минимальный потребительский бюджет представляет собой более высокий социальный норматив, чем БПМ, обеспечивающий восстановительный уровень потребления людей. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» МПБ включает расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей населения. Последние значительно дифференцируются в зависимости от пола, возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому МПБ рассчитывается не на абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы. В качестве таковых в Беларуси приняты: стандартная семья из четырех человек, мужчина одиночка в трудоспособном возрасте, женщина одиночка в трудоспособном возрасте, семья пенсионеров, пенсионер одиночка, пенсионерка одиночка, молодые семьи с различным количеством детей, студент, студентка, дети различных возрастов [2].
МПБ как социальный норматив используется:
• для прогнозирования изменения уровня жизни населения;
• усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;
• определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;
• разработки социальных программ помощи населению;
• формирования системы пропорций и приоритетов социально-экономического развития страны, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативно-статистическим методом на основе системы потребительских корзин по основным статьям расходов. При формировании минимальной потребительской корзины заложен принцип репрезентативности, т.е. включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности семьи или отдельного человека.
Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину минимального потребительского бюджета, при этом используются средние цены товаров и услуг с учетом всех видов торговли [2].
Потребительская корзина — это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.
Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на [2]:
питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;
одежду, белье, обувь;
лекарства, предметы санитарии и гигиены;
мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
жилье и коммунальные услуги;
культурно-просветительские мероприятия и отдых;
бытовые услуги, транспорт, связь;
содержание детей в дошкольных учреждениях.
Стоимостная величина МПБ рассчитывается в ценах, фактически сложившихся в стране в соответствующем месяце с учетом всех видов торговли. Структура и состав потребительских корзин пересматривается с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления Советом Министров Республики Беларусь с участием профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений не реже одного раза в пять лет [2].
Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг: продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные услуги, транспортные и бытовые услуги, услуги детских дошкольных учреждений [1].
Конкретное наполнение каждого указанного вида материальных благ и услуг в отдельности и прожиточного минимума в целом для основных социально-демографических групп населения определено на основе норм потребления, разработанных учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие прожиточного минимума последние определяются статистическим методом.
Прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет [1].
Стоимостная величина прожиточного минимума представляет собой бюджет прожиточного минимума. Начиная с 1999 года, величина бюджета прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала по основным социально-демографическим группам населения и в среднем на душу населения. БПМ как социальный норматив предназначается для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям) [1].
При анализе и прогнозировании уровня жизни населения БПМ используется для:
оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат;
определения у ровня и масштабов малообеспеченности;
прогнозирования процессов социально-экономического развития.
Бюджет прожиточного минимума — основа для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Он служит основным критерием для признания граждан (семей) малообеспеченными [1]. Граждане (семьи), признанные малообеспеченными, имеют право на государственную социальную помощь. Бюджет прожиточного минимума – основа для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Он служит основным критерием для признания граждан (семей) малообеспеченными. Он установлен действующим в стране законодательством на ближайшую перспективу для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, для оказания им различных видов социальной помощи, а также для определения минимальных государственных социально-трудовых гарантий [1]. Как мера социальных гарантий, БПМ отражает уровень потребления, который общество на данном этапе может гарантировать всему населению, создавая условия для равного доступа к жизненно важным благам.
Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Беларусь