Основные направления социальной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:04, реферат

Описание работы

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие.

Работа содержит 1 файл

Основные направления социальной политики государства.docx

— 84.55 Кб (Скачать)

 

Основные  направления социальной политики государства

Инструментами социальной политики государства выступают  социальная защита и социальная помощь.

Социальная  защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального  благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие.

Последние называются социально незащищенными слоями. Социальная защита – важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. [15, 360 С.]

Гарантия  конституционных прав граждан в  области социальной защиты – приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной защиты, в свою очередь, складывается из двух основных форм – социального страхования  и социальной помощи.

 

 

  Различия между ними определяются  регулирующей ролью государства  и источниками финансирования.

Социальное  страхование распространяется на экономически активное, занятое население и  обеспечивается за счет его доходов  при ограниченных дотациях из национального  бюджета. Основной предпосылкой появления  социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого  существования: физиологический (болезнь  и преждевременная смерть), экономический (разорение) и социальный  
(уничтожение больших групп людей и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн). В современных условиях один из главных социальных рисков – это потеря трудового дохода. В масштабах страны (макроэкономика) такой риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.  
В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза – средств, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70 процентов общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения. Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасти: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. [13, 45 С.]Социальная помощь – одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Такая помощь, как правило, имеет компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной

 

 

помощи  включает: пенсии, устанавливаемые  нетрудоспособным членам семьи в  случае потери кормильца; инвалидам, в  том числе инвалидам с детства; пожилым людям; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и  малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и  детей-сирот; центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов. [15, 361 С.]  

Мировая история показала, что формы и  масштабы социального развития могут  быть неадекватны политическому  развитию. В мире было немало примеров, когда политические и социальные процессы развивались неоднозначно. К примеру, Веймарская республика, достигнув  прогрессивной политической системы, пала в результате неподготовленной социальной почвы для ее функционирования. Аналогичная ситуация в 60-70-е годы была в Ираке, когда была предпринята  попытка осуществить крупные  социально-экономические преобразования в рамках консервативной политической системы. Эти примеры свидетельствуют  об опасности непродуманного и неравномерного, несбалансированного протекания политического  развития страны. Поэтому важнейшей  задачей социально-культурной политики любого демократического государства  является достижение уровня равновесия в общественной жизни через:

- предоставление государственных  гарантий для предотвращения  или амортизации последствий  стихии, голода, болезней, природных  и техногенных катастроф, демографического  «взрыва» и т.д.;

- перераспределение материальных  средств и организационных усилий, направленных на обеспечение  определенного уровня жизни и  изменение его качества в направлении,  снижающем социальную напряженность;

-регулирование  образа жизни (налогами, средствами, благотворительностью).

 

 

Социальная политика - одно из главных звеньев внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство  социальных ресурсов. Ее базовыми целями являются достижение стабильности, целостности  и динамизма общества, компенсация  недостатков рыночного саморегулирования. Эти цели достигаются предоставлением  социальных гарантий для предотвращения социальных, природных, техногенных  и других катастроф, перераспределением материальных средств и организационных  усилий для обеспечения достигнутого уровня жизни населения и изменения  ег

о качества в направлении, снижающем социальную напряженность, а также регулирования образа жизни экономическими, нравственными  и другими мерами, в т.ч. и репрессивными. 
Социальная политика в рыночной экономике предполагает, что государство поддерживает различные слои населения, включая предпринимателей, берет на себя социальную поддержку малоимущих граждан, в достаточном объеме финансирует образование, здравоохранение, охрану экологии, регулирует сферу трудовых отношений и пр.  
В конечном итоге социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферой общества, обеспечению его воспроизводства. Она включает удовлетворение общих материальных и культурных потребностей граждан, регулирование процессов социальной дифференциации общества, в т.ч. доходов экономически активного населения и нетрудоспособных. Это позволяет каждому члену общества реализовать его важнейшие социально-экономические права, прежде всего, право на уровень и качество жизни, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности. К сожалению, в Республике Казахстан о необходимости проведения хотя бы минимально разумной

 

 

социальной политики вспоминают тогда, когда под угрозой оказывается  политическое господство, в период предвыборных кампаний и обострения деструктивных ситуаций. 
Основными структурными элементами социальной политики являются: 
• политика в области доходов;  
• политика в сфере труда (регулирование занятости и безработицы, охрана труда, продолжительность рабочего дня);  
• политика в образовании и здравоохранении;  
• политика в области воспроизводства населения (охрана семьи и детства, борьба с беспризорностью и бездомностью).  
 
Специфика социальной политики государства

Специфика современной социальной политики в Республике Казахстан  предопределена тем, что она оказывается  заложницей политической борьбы и борьбы за передел разграбленной государственной  собственности. Верхушка власти не устоялась - нет времени и средств заниматься социальной политикой. Это поддерживает и порождает множество негативных процессов в социальной сфере. Основными  деструктивными факторами в социальной сфере являются: 
• падение роли честного добросовестного труда в обеспечении нормального уровня жизни населения;  
• уменьшение доли заработной платы в совокупном доходе населения.  
Но проведение действенной социальной политики в переходной экономике осложняется действием ряда обстоятельств. Одни предопределены историей, другие - современностью. Первое заключается в том, что среди населения сохраняется выработанная за десятилетия социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция

 

 

соответствовала механизму  финансирования социальной сферы, основанному  на государственном патернализме. В  таких условиях возможности существенного  улучшения индивидуальных условий  жизни всегда были скромными. Уровень  и качество жизни определялись часто  не самим трудом, а скорее местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ  

Социальная политика —  это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного  благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. 
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.Субъекты социальной политики — те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. 
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для их трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Это предполагает

 

 

 

стимулирование всех видов  экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой  мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего  в созданном продукте.

Однако существуют и социально  уязвимые слои населения. К ним относятся  граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять  свои потребности путем приложения собственных усилий. Социальная политика в этом случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение  доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как  для населения в целом, так  и каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату  пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным, на обеспечение  определенного уровня образования  и медицинского обслуживания для  всех слоев населения.

Взаимодействие указанных  функций предполагает необходимость  постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции  ведет к снижению ресурсного обеспечения  социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции  обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

- микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

- макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

- интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

 

С точки зрения субъектов  социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности  этнического, культурного и исторического  характера региона потребности  его жителей. На этом уровне здесь  разрабатываются и реализуются  региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень  социальной политики не всегда может  учитывать запросы и нужды  отдельных людей, для этого нужны  специальные меры и технологии, которые  присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов  направлена на решение конкретных проблем  населения. Именно на данном уровне легче  оценить реальные потребности и  возможности человека, проверить  степень эффективности оказываемых  социальных услуг. Муниципальный уровень  реализации социальной политики находится  ближе к потребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных  социальных программ.

Одной из важнейших характеристик  эффективности социальной политики является величина доходов населения, поэтому представляется необходимым  рассмотреть это явление более  подробно. Произведенный в экономике  совокупный доход 

 

 

общества распределяется в соответствии с вкладом в  его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской  способности. Такое распределение  называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными  формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят  от конкурентных условий.

Предельная производительность не является единственным критерием  распределения в экономике, поскольку  оставляет «за бортом» тех  индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в  силу чего не могут получать факторных  доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в  форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных  выплат) не обусловлены участием в  общественном производстве и являются результатом перераспределения, или  вторичного (персонального) распределения  функциональных доходов. Размеры вторичных  доходов существенным образом зависят  от проводимой государством социальной политики.

Источниками доходов может  также быть прибыль от личного  подсобного хозяйства, участия в  теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и  др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно  больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько  источников.

Итак, доходы населения —  это все средства в натуральной  и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную  или денежную форму. Натуральные  доходы — это все поступления  продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в  натуральной форме. 
Денежные доходы населения — это сумма денежных средств,

 

 

 

получаемых домохозяйствами  за определенный промежуток времени  и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного  потребления. В целом денежная форма  доходов распространена больше, чем  натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных  доходов выше, чем у богатых.

Для оценки уровня доходов  применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход — это  вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и  уровня цен.

Располагаемый доход —  это номинальный доход за вычетом  налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Информация о работе Основные направления социальной политики государства