Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.
1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………
2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; Ред. М.Д. Виноградова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988.
3. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А.Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983.
4. Лучич М.В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет.сада / М.М. Марковская . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.
6. Наблюдения и труд детей в природе: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф.Мазурина. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Просвещение, 1976.
7. Организация работы методиста детского сада: спецкурс / В.Я. Волобуева, О.М.Газина, В.Г.Фокина ; [ В.Я.Волобуева, О.М.Газина, В.Г.Фокина]. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1994.
8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном
возрасте: учеб. пособие для студ. высш.
учеб.заведений/Т.А.
10. Соломенникова О.А.
Экологическое воспитание в
11. Эстетика участка дошкольного учреждения: кн. для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988.
«Мир природы и ребёнок», под редакцией П.Г. Саморуковой
Методика экологического
воспитания дошкольников Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. —
2-е изд., испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001.— 184
с.
Приложение № 1
Перечень растений для цветника ДОУ
Цветущие растения украшают участок, доставляют детям радость,
эстетическое наслаждение разнообразием
расцветки, форм и ароматов.
Для поддержания интереса дошкольников
к цветнику важно, чтобы цветение было
непрерывным. В этом отношении на первом
месте стоят многолетники. Они выносливы,
требуют меньших затрат труда и времени
для ухода, а также украшают участок задолго
до цветения летних цветов. Осенью, до
наступления морозов, стебли и листья
отмирают, а подземные части остаются,
давая весной сильные ростки и разрастаясь
в пышную зелень цветов.
Ранней весной красивы
на участке белые душистые подснежники,
синие сциллы, разноцветные крокусы
и др. В мае расцветают нарциссы,
садовые примулы с
Любимыми растениями детей являются флоксы. Они зацветают в середине лета и цветут до поздней осени. Соцветие флокса состоит из отдельных цветков, которые обильно опадают. Дети очень любят играть с ними, поэтому флоксы рекомендуется сажать подальше от дорожек, чтобы не затаптывать цветков.
В середине июня зацветают
пионы. Появление на одном кусте
большого количества крупных, махровых,
снежно-белых или розовых и красных цветков, распускающихся
один за другим, удивляет и восхищает детей.
Куст пиона высотой до 100 см с разрезными
темно-зелеными, глянцевыми листьями украшает
участок и после цветения. Пион — зимостойкое
цветущее растение, при хорошем уходе
(поливе, рыхлении и подкормке) может расти
на одном месте до 15 лет. Срезанные цветки
пиона долго сохраняются в воде, а бутоны
быстро распускаются.
Георгины — одни из красивейших многолетников по разнообразию, яркости и обилию цветков. Они цветут дольше всех остальных растений и до самых заморозков украшают участок зеленой листвой и распускающимися бутонами.
В детских садах распространены растения — самосейки. К ним относятся маргаритки, ноготки, ночная фиалка и др. Их семена, опадая на землю, прорастают и растут на одном месте несколько лет, легко перенося пересадку на новые места.
Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.
Однолетние цветущие растения бывают низкорослые — бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты — левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие — амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин.
Обычно их сажают рассадой,
но можно и семенами.
Цветущие растения рассаживают везде,
где позволяет место: перед зданием детского
сада, вокруг него, вдоль дорожек и т. д.
Клумбы — наиболее распространенное оформление цветников в детских садах. Они могут быть разной формы, но желательно не менее 1 м в диаметре, чтобы детям было удобно ухаживать за цветами.
В центре сажают высокие растения (флоксы, люпины, георгины, пионы), а окаймляют более низкими. По краю клумбы (бордюру) — самые низкие (пиретрум, маргаритки, портулак). Для младших групп лучше делать одноцветную клумбу, разместив растения одного названия.
Если необходимо затенить постройки, около них сажают рудбекию (золотой шар). Во второй половине лета она разрастается, образуя заросли высоких стеблей с крупными золотисто-желтыми цветками.
Таким образом, можно составить следующий перечень растений цветника:
Подснежники, сциллы, крокусы, нарциссы, примулы, тюльпаны, ирис, аквилегия, люпин, восточный мак, дельфиниум, флоксы, пионы, георгины, маргаритки, ноготки, ночная фиалка, настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена, амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин, пиретрум, кларкия, астра, бальзамин, бархатцы (тагетес), гвоздика, горицвет, левкой, львиный зев (антерринум), скабиоза, сальвия, алиссум, астры, колокольчик, люнария.
Приложение № 2
Схема цветника ДОУ
Приложение № 3
Загадки о растениях
Много лепесточков острых – Красных, жёлтых, белых, пёстрых. На меня ты погляди-ка, Называюсь я … Ответ: Гвоздика
Все знакомы с нами: Ответ: Гвоздиками
Эх, звоночки, синий цвет, Ответ: Цветок колокольчик
То фиолетовый, то голубой, Ответ: Колокольчик
Синенький звонок висит, Ответ: Колокольчик
Злая, как волчица,
Ах, не трогайте меня!
Не шмель, не пчела, а
жалит.
Растет зеленый кустик,
У забора я гуляла босиком Ответ: Крапива
Белые горошки на зелёной ножке. Ответ: Ландыш
Этот цветок распускается
в мае,
Белые звоночки
Из луковки вырос,
Что не сеяно родится? Ответ: Трава
Я - травянистое растение
Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. Ответ: Цветы |
Цветёт он майскою
порой, Ответ: Ландыш
Даже ночью муравьишка Ответ: Ландыш Голова на ножке, в
голове горошки. Ответ: Мак
В красный шелк я одеваю
степи
Из зеленого цыпленка,
Длинный тонкий стебелёк, Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный … Ответ: Мак ( Есть у весеннего
цветка Помню, в нынешнем году Ответ: Нарциссы
Он – цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам … Ответ: Нарцисс
Цветочек этот голубой
Вот полянка, вся в цветочках, Словно в светло-синих точках. Соберу здесь для Анютки Голубые … Ответ: Незабудки
Удивительное солнце:
Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный … Ответ: Тюльпан Их в Голландии найдёте, Там везде они в почёте. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут ... Ответ: Тюльпаны
Из нарядной яркой чашки Угощаются букашки. Ответ: Цветок
|
Стихи о растениях
В нашей группе на окне,
ГвоздикаПогляди-ка, погляди-ка,
Катя леечку взяла,
МакТолько солнышко взойдет
–
Почему?Почему на голове
Детям нравятся цветы Детям нравятся цветы: Гоше
- ГЕОРГИНЫ,
Сентябрьская роза За вздохом утренним
мороза, Перед порхающей синицей Расцвесть в надежде
неуклонной — А. Фет |
На лугуБежит тропинка через
луг,
Незабудочная песенкаУ собачьей старой будки
Храбрый цветокЯ вас прошу:
ЦветокЦветок на лугу
Цветы С полей несется голос
стада, Цветы глядят с тоской
влюбленной, Сестра цветов, подруга розы, А. Фет
Цветы Поутру, в цветочном
магазине, Н. Метелкина Где фиалка, мой цветок? Розы были там в
сени Где фиалку я видал, Где видал я розы, там Здесь нередко по утрам В. Жуковский
Цветы По утрам умываясь
росой, Н. Рубцов
|
1. Кто быстрее?
Цель: закрепить представления
детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с
изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением
растений (по нескольку карточек каждого
растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в
групповой комнате карточки с изображением
разных растений. Называет одно из имеющихся
растений. Например, одуванчик. Дети собирают
все карточки с изображением одуванчика.
Побеждает тот, кто быстрее найдет названное
растение.
2. Найди по описанию
Цель: закрепить представление
об особенностях внешнего вида растений,
учить детей самостоятельно описывать
растение.
Игровая задача: найти растение по
перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением
растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные
особенности того или иного растения,
не называя его. Дети отыскивают его изображение
среди карточек. Побеждает тот, кто быстро
и правильно найдет или назовет отгадку.
3. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес
детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался
игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением
растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку,
Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного
из растений. Дети в это время стоят, закрыв
глаза. После условного сигнала играющие
ходят между карточками, а ведущий при
приближении или удалении к загаданной
карточке говорит: «Тепло, холодно или
горячо». Можно давать подсказки. Например:
«Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка
спрятался среди луговых растений». Выигрывает
тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
4. Лото «Что где растет?»
Цель: закреплять умение
детей классифицировать растения по месту
произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое
поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес,
водоем, болото. Карточки с изображением
растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля.
Ведущий перемешивает карточки и, доставая
по одной, называет растение. Играющие
дети забирают те карточки, которые соответствуют
их игровому полю. Выигрывает тот, кто
быстрее заполнит игровое поле.
5. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое
отношение к растениям, желание оказывать
помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов»
— деревья и кустарники, заметить изувеченные
ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки,
ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского
сада — «делают обход»; если есть «больные»,
им оказывается необходимая помощь.