Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; Ред. М.Д. Виноградова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988.

3. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А.Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983.

4. Лучич М.В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет.сада / М.М. Марковская . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

6. Наблюдения и труд детей в природе: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф.Мазурина. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Просвещение, 1976.

7. Организация работы методиста детского сада: спецкурс / В.Я. Волобуева, О.М.Газина, В.Г.Фокина ; [ В.Я.Волобуева, О.М.Газина, В.Г.Фокина]. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1994.

8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

9.  Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/Т.А.Серебрякова.-2-е изд. , стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2008.

10.  Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском  саду. Программа и методические  рекомендации.- 2-е изд., испр.и доп. – М. Мозаика – Синтез, 2006.

11. Эстетика участка дошкольного учреждения: кн. для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988.

«Мир природы и ребёнок», под редакцией П.Г. Саморуковой 

Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:  
Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

 

Перечень растений для цветника ДОУ

 

 

 

Цветущие растения украшают участок, доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием расцветки, форм и ароматов. 
Для поддержания интереса дошкольников к цветнику важно, чтобы цветение было непрерывным. В этом отношении на первом месте стоят многолетники. Они выносливы, требуют меньших затрат труда и времени для ухода, а также украшают участок задолго до цветения летних цветов. Осенью, до наступления морозов, стебли и листья отмирают, а подземные части остаются, давая весной сильные ростки и разрастаясь в пышную зелень цветов.

Ранней весной красивы  на участке белые душистые подснежники, синие сциллы, разноцветные крокусы  и др. В мае расцветают нарциссы, садовые примулы с разноцветными  яркими соцветиями от белого до ярко-красного. В начале июня распускаются тюльпаны, а к началу лета — и другие многолетние растения: ирис, аквилегия, люпин, восточный мак, дельфиниум.

Любимыми растениями детей являются флоксы. Они зацветают  в середине лета и цветут до поздней  осени. Соцветие флокса состоит из отдельных  цветков, которые обильно опадают. Дети очень любят играть с ними, поэтому флоксы рекомендуется сажать подальше от дорожек, чтобы не затаптывать цветков.

В середине июня зацветают  пионы. Появление на одном кусте  большого количества крупных, махровых, снежно-белых или розовых и красных цветков, распускающихся один за другим, удивляет и восхищает детей. 
Куст пиона высотой до 100 см с разрезными темно-зелеными, глянцевыми листьями украшает участок и после цветения. Пион — зимостойкое цветущее растение, при хорошем уходе (поливе, рыхлении и подкормке) может расти на одном месте до 15 лет. Срезанные цветки пиона долго сохраняются в воде, а бутоны быстро распускаются.

Георгины — одни из красивейших многолетников по разнообразию, яркости и обилию цветков. Они  цветут дольше всех остальных растений и до самых заморозков украшают участок зеленой листвой и распускающимися бутонами.

В детских садах распространены растения — самосейки. К ним относятся  маргаритки, ноготки, ночная фиалка и  др. Их семена, опадая на землю, прорастают и растут на одном месте несколько лет, легко перенося пересадку на новые места.

Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле  беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.

Однолетние цветущие растения бывают низкорослые — бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты — левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие — амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин.

Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами. 
Цветущие растения рассаживают везде, где позволяет место: перед зданием детского сада, вокруг него, вдоль дорожек и т. д.

Клумбы — наиболее распространенное оформление цветников  в детских садах. Они могут  быть разной формы, но желательно не менее 1 м в диаметре, чтобы детям  было удобно ухаживать за цветами.

В центре сажают высокие  растения (флоксы, люпины, георгины, пионы), а окаймляют более низкими. По краю клумбы (бордюру) — самые низкие (пиретрум, маргаритки, портулак). Для  младших групп лучше делать одноцветную  клумбу, разместив растения одного названия.

Если необходимо затенить постройки, около них сажают рудбекию (золотой шар). Во второй половине лета она разрастается, образуя заросли  высоких стеблей с крупными золотисто-желтыми  цветками.

Таким образом, можно  составить следующий перечень растений цветника:

Подснежники, сциллы, крокусы, нарциссы, примулы, тюльпаны, ирис, аквилегия, люпин, восточный мак, дельфиниум, флоксы, пионы, георгины, маргаритки, ноготки, ночная фиалка, настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена, амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин, пиретрум, кларкия, астра, бальзамин, бархатцы (тагетес), гвоздика, горицвет, левкой, львиный зев (антерринум), скабиоза, сальвия, алиссум, астры, колокольчик, люнария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

 

Схема цветника ДОУ

 

 

 

 

 

Приложение  № 3

 

Загадки о растениях

 

 

Много лепесточков острых –

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я … 

Ответ: Гвоздика  

 

Все знакомы с нами:  
Яркие, как пламя,  
Мы однофамильцы  
С мелкими гвоздями.  
Полюбуйтесь дикими  
Алыми ...

Ответ: Гвоздиками  

 

Эх, звоночки, синий цвет,  
С язычком, а звона нет.

Ответ: Цветок колокольчик   

 

То фиолетовый, то голубой,  
Он на опушке встречался с тобой.  
Названье ему очень звонкое дали,  
Но только звенеть он сумеет едва ли.

Ответ: Колокольчик 

 

Синенький звонок висит, 
Никогда он не звенит.

Ответ: Колокольчик 

 

Злая, как волчица, 
Жжется, как горчица! 
Что это за диво? 
Это же ... 
Ответ: Крапива  

 

Ах, не трогайте меня! 
Обожгу и без огня. 
Ответ: Крапива  

 

 

Не шмель, не пчела, а  жалит. 
Ответ: Крапива  

 

Растет зеленый кустик, 
Дотронешься - укусит.  
Ответ: Крапива  

 

 

У забора я гуляла босиком 
И ошпарилась зеленым кипятком

Ответ: Крапива  

 

Белые горошки на зелёной  ножке.

Ответ: Ландыш  

 

Этот цветок распускается в мае,  
Белые бусинки он одевает.  
Ответ: Ландыш  

 

Белые звоночки 
У меня в садочке, 
На зеленом стебельке 
Прячутся в тенёчке. 
Ответ: Ландыш

 

Из луковки вырос, 
Но в пищу негож. 
На яркий стаканчик 
Цветок тот похож. 
Ответ: Тюльпан  

 

Что не сеяно родится?

Ответ: Трава

 

Я - травянистое растение  
С цветком сиреневого цвета.  
Но переставьте ударение,  
И превращаюсь я в конфету.  
Ответ (Ирис - ирИс)

 

 Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы

Цветёт он майскою  порой, 
Его найдёшь в тени лесной: 
На стебельке, как бусы в ряд, 
Цветы душистые висят.

Ответ: Ландыш  

 

Даже ночью муравьишка 
Не пропустит свой домишко: 
Путь-дорожку до зари 
Освещают фонари.

Ответ: Ландыш

Голова на ножке, в  голове горошки.  
Солнце жжёт макушку,  
Сделать хочет погремушку.

Ответ: Мак  

 

 

 

В красный шелк я одеваю степи 
И даю название конфете. 
Ответ: Мак  

 

 

 

Из зеленого цыпленка, 
Сплошь покрытого пушком, 
Становлюсь я горделивым 
Алым петушком! 
Ответ: Мак  

 

 

 

Длинный тонкий стебелёк,

Сверху – алый огонёк.

Не растенье, а маяк – 

Это ярко-красный … 

Ответ: Мак (

Есть у весеннего  цветка 
Приметы, чтоб не ошибиться: 
Листик — как у чеснока, 
А корона — как у принца! 
Ответ: Нарцисс.

Помню, в нынешнем году  
Расцвели они в саду,  
Разоделись, как актрисы,  
В платья белые …

Ответ: Нарциссы

 

Он – цветочный  принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис 

Прочитает нам … 

Ответ: Нарцисс 

 

Цветочек этот голубой 
Напоминает нам с тобой 
О небе — чистом-чистом, 
И солнышке лучистом! 
Ответ: Незабудка  

 

Вот полянка, вся в  цветочках,

Словно в светло-синих  точках.

Соберу здесь для  Анютки

Голубые …

Ответ: Незабудки 

 

Удивительное солнце: 
В этом солнце сто оконцев, 
Из оконцев тех глядят 
Сотни черненьких галчат. 
Ответ: Подсолнух.  

 

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный … 

Ответ: Тюльпан 

Их в Голландии найдёте,

Там везде они в  почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут ...

Ответ: Тюльпаны  

 

Из нарядной яркой  чашки 

Угощаются букашки.

Ответ: Цветок

 


 

Стихи о растениях

 

 

В нашей группе на окне, 
Во зеленой во стране, 
В расписных горшочках 
Подросли цветочки. 
Вот розан, герань, толстянка, 
Колких кактусов семья. 
Их польем мы спозаранку. 
Я и все мои друзья. 
Н. Нищева

 

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка, 
Что за красный огонек? 
Это дикая гвоздика 
Жаркий празднует денек. 
А когда настанет вечер, 
Лепестки свернет цветок, 
"До утра! До новой встречи!" - 
И погаснет огонек. 
Е. Серова

 

 

 

Катя леечку взяла, 
Все цветочки полила. 
Пусть попьют водички 
Цветочки-невелички. 
Мягкой тряпочкой листочки 
Протирала наша дочка, 
Пыль дышать мешает, 
Поры закрывает. 
Острой палочкой взрыхлила 
Землю всю в горшочках. 
Катя – умница большая, 
Маленькая дочка. 
Н. Нищева

 

 

 

 

 

 

 

Мак

Только солнышко взойдет  – 
Мак на грядке расцветет. 
Бабочка-капустница 
На цветок опустится. 
Поглядишь – а у цветка 
Больше на два лепестка. 
Е. Фейерабенд

 

 

Почему?

Почему на голове 
Не растут цветочки? 
Ведь растут они в траве 
И на каждой кочке! 
Если волосы растут, 
Значит, их сажают… 
А сажать цветочки тут мне 
Не разрешают! 
Почему не сделать так: 
Срезать все кудряшки, 
На макушку – красный мак, 
А вокруг – ромашки!.. 
… Вот была бы голова! 
Голова что надо! 
Лес, цветы, грибы, трава… 
Тишина. Прохлада. 
А. Ахундова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детям нравятся цветы

Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ, 
Потому что он - Георгий, в  этом вся причина; 
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ. 
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии. 
 
Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте. 
Любит ИРИСЫ Иринка,  больше всех на свете. 
Симпатичен ЛЮТИК  Любе, цветик  АСТРА - Асеньке. 
Лёве  мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке; 
 
Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля. 
А  МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля. 
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке, 
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке. 
 
Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша. 
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша. 
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия, 
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ. 
 
Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже, 
Он ведь цветик гор и скал,  на звезду похожий! 
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея; 
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ. 
 
А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ, 
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске. 
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики... 
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ! 
Н. Самоний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрьская роза

За вздохом утренним мороза, 
Румянец уст приотворя, 
Как странно улыбнулась роза 
В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей 
В давно безлиственных кустах 
Как дерзко выступать царицей 
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде  неуклонной — 
С холодной разлучась грядой, 
Прильнуть последней, опьяненной 
К груди хозяйки молодой!

А. Фет 

На лугу

Бежит тропинка через  луг, 
Ныряет влево, вправо. 
Куда ни глянь, цветы вокруг, 
Да по колено травы. 
Зеленый луг, как чудный сад, 
Пахуч и свеж в часы рассвета. 
Красивых, радужных цветов 
На них разбросаны букеты. 
И. Суриков 
 
На окне в такую рань 
Распустилася герань. 
Круглые листочки, 
Пышные цветочки 
Даже очень хороши – 
Так решили мылыши. 
Н. Нищева

 

Незабудочная песенка

У собачьей старой будки 
Распустились незабудки. 
Наш пушистый рыжий пес 
В незабудки тычет нос: 
"Сколько жить на свете буду –  
Незабудки не забуду!" 
Ю. Недель

 

 
- Отчего зацвел цветок?" - 
Мальчик спрашивает мать. 
- Оттого, что мы цветок 
Не ленились поливать.  
Ф. Троицкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храбрый цветок

Я вас прошу: 
Позавидуйте мне – 
Кактус расцвел 
У меня на окне. 
Яркий цветок, 
Словно 
Солнечный 
Лучик. 
Храбро горит 
Между острых колючек. 
Р. Сеф

 

Цветок

Цветок на лугу 
Я сорвал на бегу. 
Сорвал, 
А зачем – 
Объяснить не могу. 
В стакане  
Он день простоял - и завял. 
А сколько бы он 
На лугу простоял? 
В. Викторов

 

Цветы

С полей несется голос  стада, 
В кустах малиновки звенят, 
И с побелевших яблонь сада 
Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюбленной, 
Безгрешно чисты, как весна, 
Роняя с пылью благовонной 
Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы, 
Очами в очи мне взгляни, 
Навей живительные грезы 
И в сердце песню зарони.

А. Фет 

 

 

 

 

 

 

Цветы

Поутру, в цветочном  магазине, 
Продавали южные тюльпаны. 
И в стекле витрины тёмно-синем 
Полыхало яростное пламя. 
За прилавком шустрая девчонка 
Целлофаном весело хрустела, 
И порхал над очередью звонко 
Голосок уверенный и смелый. 
Ах, как жаль, что дорогих и милых 
Мы цветами балуем нечасто. 
...Я из магазина уходила, 
Унося в руках кусочек счастья.

Н. Метелкина 

Где фиалка, мой цветок? 
Прошлою весною 
Здесь поил ее поток 
Свежею струею?.. 
Нет ее; весна прошла, 
И фиалка отцвела.

Розы были там в  сени 
Рощицы тенистой; 
Оживляли дол они 
Красотой душистой... 
Лето быстрое прошло, 
Лето розы унесло.

Где фиалку я видал, 
Там поток игривой 
Сердце в думу погружал 
Струйкой говорливой... 
Пламень лета был жесток; 
Истощенный смолк поток.

Где видал я розы, там 
Рощица, бывало, 
В зной приют давала нам... 
Что с приютом стало? 
Ветр осенний бушевал, 
И приютный лист опал.

Здесь нередко по утрам 
Мне певец встречался, 
И живым его струнам 
Отзыв откликался... 
Нет его; певец увял; 
С ним и отзыв замолчал.

В. Жуковский 

 

Цветы

По утрам умываясь росой, 
Как цвели они! Как красовались! 
Но упали они под косой, 
И спросил я: - А как назывались? - 
И мерещилось многие дни 
Что то тайное в этой развязке: 
Слишком грустно и нежно они 
Назывались - "анютины глазки".

Н. Рубцов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

1. Кто быстрее?

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения. 
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. 
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения). 
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

2. Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. 
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. 
Материал: карточки с изображением растений. 
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

3. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия. 
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.  
Правило: нельзя переворачивать карточки. 
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа. 
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика  
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

4. Лото «Что где  растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. 
Игровая задача: заполнить игровое поле. 
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах. 
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

5. Скорая помощь (экологическая  игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. 
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. 
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы. 
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

Информация о работе Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике