Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников. Незабудки совсем удаляют, а тюльпаны и нарциссы оставляют на месте. Анютины  глазки можно заменить астрами, цветущими с конца лета до глубокой осени.

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие  растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные. Из летников для бордюров пригодны: низкие астры, низкие бархатцы, алиссум, лобелия, цинерария. Для бордюров можно использовать и некоторые многолетники — флокс субулята, низкий пиретрум.

Рабатки — это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Например, в первом ряду от дорожек  можно посадить примулу грунтовую, во втором — ирисы или флоксы многолетние, в третьем — георгины или дельфиниумы.

Зеленые газоны служат хорошим  фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под  газоны подготавливают с осени. Посев  семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.

Бордюр –  узкая сплошная полоса от 10 до 40 см в  ширину.

Солитеры  – одиночные посадки цветочных  или декоративно-лиственных видов: клещевина, пионы, георгин.

Рокарий –  участок, значительную долю поверхности  которого занимают крупные камни. Здесь высаживаются низкорослые растения, кустарники. Особенно хороши – вересковые.

Партер –  орнаментальный сложный цветник, участок, в котором выращивают декоративные растения.

Цветочные часы – набор высаженных на небольшой  площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определенное время суток (с точностью до 30 мин. – 1 час).

 Альпийские  горки    начинают  приобретать  все  большую  известность  в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями. Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.   Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.

Многолетники. В группу входят такие, у которых  на зиму наземные части отмирают, но в подземных органах - луковицах, клубнях, корневищах и корнях - жизнь сохраняется; весной они прорастают.

Для весеннего  цветения можно использовать подснежник (галантус), крокус (шафран), примулу или первоцвет, нарцисс, тюльпан, купальницу. Летнего цветения - люпин, пион, ирис, лилии, дельфиниум, диклитра, георгин, гладиолус, флокс. Поздно цветущие многолетники - астры, а также корейские хризантемы. Размножаются многолетние растения семенами, делением куста, черенками, луковицами, клубнями, клубнелуковицами и прививкой.

Двулетники. К двулетним цветочным растениям относят те, которые зацветают на второй год после посева семян. Растения цветут в первую половину лета. К ним относятся: фиалка трехцветная, незабудки, гвоздика турецкая, маргаритки, колокольчик, люнария.

Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Летники цветут в год посева, дают семена и погибают. Они цветут во второй половине лета. Наиболее распространенные летники - алиссум, кларкия, астра, бальзамин, бархатцы (тагетес), вербена, гвоздика, горицвет, космея, левкой, лобелия, львиный зев (антерринум), люпин, мак, ноготки (календула), петуния, скабиоза, сальвия, табак душистый и др.

Однолетние  размножают семенами, рассаду выращивают в горшках, ящиках. Петуния, гвоздика, горошек душистый пересадку совсем не переносят, поэтому рассаду этих растений в грунт высаживают вместе с земляным кормом. При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие -алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.

Вьющиеся  растения очень нужны для озеленения на участке стен здания, хозяйственных построек, заборов. Таки как, ипомея, настурция, фасоль садовая, горошек душистый.

Размножают  их посевом семян в грунт. Почва должна быть удобренная и рыхлая.

 

 

 

1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

 

 

 

 

Дошкольное детство  – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение  к природе строится на чувственном  восприятии природы, эмоциональном  отношении к ней и знаниях  об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя  на его чувства своей яркостью, многообразием.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.

Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности.

Эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологических пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

Этих целей  немало.

  • Демонстраиия воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
  • Демонстрация   способов  общения   с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное,   эмоционально   окрашенное,     практическое     взаимодействие     с ними.
  • Ненавязчивое   обучение   детей   приемам и операциям  по уходу за растениями    и    животными,    построенное    на основе  понимания  потребностей  живого организма.
  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать   другого   человека,   реагировать   на его слова.
  • "Развитие наблюдательности, формирование   понимания   причинно-следственных связей в природе.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

Через рассказ воспитателя  о разных делах и событиях в  ДОУ;

Через наблюдение деятельности взрослых;

Посредством своего практического  участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым  существам), позволяет ребёнку увидеть  результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная  активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Труд детей в природе  создает благоприятное условие  для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и  волевые умения. Систематическая  коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детских садах имеются природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. 
Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов на огороде. Сеять лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда. 
У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид  производительного труда, доступный  детям дошкольного возраста. 
Конечная цель – вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, но это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть). 
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

Одно из условий всякой работы –  правильная организация труда. А.С.Макаренко  говорил, что только при хорошей  организации ребенок испытывает радость от труда. Существуют различные  формы детской деятельности. В  практике распространенной формой являются занятия, которые проводятся в уголке природы, на огороде, цветнике, по перекопке земли, рыхлению, устройству грядок и клумб, посеву, уходу, сбору урожая. 
Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно проходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде.

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы.

Наиболее приемлемыми формами  для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если   прослеживается   зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если   укрепляется   понимание   того, что    эти    условия    создаются    трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство  некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений и животных.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные  семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Информация о работе Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике