Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.
1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………
Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, на развитие духовности и нравственности. В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями.
Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.
В процессе повседневных наблюдений в уголке природы, на участке у детей формируются конкретные знания о морфологии, потребностях растений и животных, своеобразии их приспособления к среде и месту обитания, сезонным изменениям в природе, последовательности стадии роста и развития. Организация несложного труда по уходу за живыми существами позволяет познакомить с повадками животных и т.д.
Основные элементы эколого-развивающей среды
в дошкольном учреждении.
дошкольном учреждении.
Экологическая комната |
Экологическая лаборатория |
Зимний сад |
Живой уголок |
Уголок природы |
в здании |
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ |
на участке |
Огород |
Плодово- ягодный сад |
Цветник |
Экологическая тропинка |
Газон
|
Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике, на огороде, в саду. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.
Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно- гигиеническим нормам и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих детский сад. Норма площади на одного ребенка -35-45 м 2.
Многочисленные исследования позволили установить следующий примерный перечень площадок и сооружений, которые должны быть размещены на участке учреждений для детей: площадки для игр отдельных детских групп, общая физкультурная площадка, беседка, навес для сна и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, цветник, плодово-ягодный сад, бассейн, хозяйственный двор.
Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада - яслей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: снижается запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создается благоприятная температура воздуха, влажности, солнечная радиация. Участок огораживают забором (высотой не более 1,6м) или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди должна быть 0,75-1,0м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для этого используются такие деревья и кустарники как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются.
При планировке
участка следует бережно
В зависимости от
территориального расположения
здания ДОУ деревья и
Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:
- насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;
- кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта;
- подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;
- для озеленения участка
не допускается применять
- Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.
Для озеленения участка рекомендуют следующие виды деревьев: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, даурская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень, граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан клинолистный, гледичия, дерн красный, ильм, можжевельник. Кроме деревьев используют следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная, жимолость, форзиция.
Деревья размещают
группами или аллеями или же в
одиночных посадках. Группы деревьев
или кустарников лучше
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют : виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, имопея, бобы садовые, настурция.
При архитектурно-планировочной организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную площадку размером 130 м2, изолированную от остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,— затененный участок (размером 30 м2, если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м2— для дошкольников).
На участке детского сада рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую дорожку для езды на велосипеде с таким расчетом, чтобы она не пересекала площадок, предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и двух рядов кустарника.
Если необходимо затенить постройки, около них сажают рудбекию (золотой шар). Во второй половине лета она разрастается, образуя заросли высоких стеблей с крупными золотисто-желтыми цветками.
Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.
Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным. Для этого снимают верхний слой, плохую землю выкапывают, а на это место помещают снятый верхний слой, смешав его предварительно с удобрением (которое вносит воспитатель), и добавляют хорошей земли с учетом оседания почвы.
Такую землю можно
найти по обочинам дорог, около сараев
и т. д. Если недалеко находится лиственный
или смешанный лес, то из него в
цветник можно перенести
Когда земля очень плохая, плодородную землю
подготавливают заранее. Для этого собирают
выполотую траву, ботву овощей, опавшие
листья, складывают все в кучу или ссыпают
в канавку, огородив ее досками. Через
год они перегнивают и превращаются в
хорошую землю.
Можно приготовить и дерновую землю. По обочинам канав, дорог и других мест, заросших травой, на глубину корней лопатой подрезают дерн и складывают травой к траве.
Для ускорения перегнивания травы слои дерна пересыпают навозом. Через два года плодородная земля готова. При необходимости ее можно употреблять уже через год, для чего перед внесением на гряды или клумбы ее измельчают лопатой.
Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.
Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы или сеют в июле предшествующего года анютины глазки, незабудки, маргаритки с тем, чтобы ранней весной высадить их на постоянное место, в клумбы.