Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:31, контрольная работа
Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства.
Введение ………………………………………………………….…………. 3
1. Инновации как объект управления ……………………………….…...
1. Инновационное развитие организации — основа повышения эффективности ее деятельности
2. Виды инновационных стратегий. Классификация организаций в зависимости от типа конкурентного инновационного поведения
2. Инновационное развитие организации
# 2.1. Основные направления инновационного развития
# 2.2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Оглавление
Введение
………………………………………………………….………….
3
2. Инновационное развитие организации
Заключение ………………………………………………… Список литературы
…………………………………………………………… |
15 16 30 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.
Инновационная
деятельность, несмотря на перспективность,
может сыграть и отрицательную
роль в том случае, когда работа инновационного
отдела в структуре организации существует
сама по себе и его усилия направлены на
достижение своих собственных целей. В
результате значительные инвестиции на
инновации работают «впустую», то есть
не направлены на достижение главной цели
организации. Поэтому инновации выступают
объектом управления, а инновационный
менеджмент предполагает эффективное
использование и управление инновациями
с целью обеспечения эффективности деятельности
организации в целом.
2.1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФИРМЫ — ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Научно-технический прогресс (НТП) — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.
В
своем развитии НТП проявляется
в двух взаимосвязанных и
Формы НТП | Сроки и сущность | Характеристики |
Эволюционная | Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах) | Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований |
Революционная | Происходят
качественные изменения в материально- |
Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов |
Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: НТП составляет базу для коренных преобразований в области науки и техники, то есть способствует научно-технической революции (НТР). НТР, в свою очередь, ускоряет НТП, выводит его на качественно новый уровень.
Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяется исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 2.1). Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерием эффективности выступает максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.
Технический эффект | Ресурсный
эффект |
Экономический
эффект |
Социальный
эффект |
Появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, рационализаторских предложений, ноу-хау и др. | Высвобождение ресурсов на предприятии (материальных, трудовых, финансовых) | Рост производительности труда и снижение трудоемкости, материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности | Повышение материального и культурного уровня жизни населения, более полное удовлетворение человеческих потребностей; улучшение условий и безопасности труда |
Рис. 2.1. Эффективность инновационного развития организации
Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для доведения результатов научно-исследовательских работ (лабораторных технологий) до промышленной готовности (промышленных или опытно-промышленных технологий), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемкая).
В последние годы большое значение приобрела проблема системного реформирования российских предприятий. Встает вопрос о кардинальном изменении технологии производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. Особую роль это приобретает в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. На успех реализации инноваций в организации оказывают влияние множество факторов, в том числе наличие научно-технического потенциала, производственно-технической базы, основных видов ресурсов, крупных инвестиций, соответствующей системы управления.
Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.
В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация выступают основополагающей целью организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня дерева целей можно выделить:
• рост масштабов производства;
• рост доли рынка;
• стабилизацию положения на рынке;
• освоение новых рынков.
Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом, Однако процесс разработки и внедрения инновационной стратегии во многом зависит от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.
Цели организации | задачи организации | Сущность инновационной
стратегии организации |
Рост
масштабов производства:
1) бурный рост (больше 20% в год) 2) очень высокий
(20%), высокий (10 %) рост 3) средний (5%), малый (ниже 5 %) рост |
Серьезная реконструкция,
расширение или новое строительство. Выход
на рынок нового продукта и освоение
уже созданных и введенных в строй
мощностей. Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (то есть в конце стадии роста) |
Проектирование
и приобретение нового оборудования; раз-
работка новых видов продукции и новых
технологических процессов.
Совершенствование
действующих технологических Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов с целью снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий |
Рост доли на рынке | Производство
взаимосвязанных продуктов; рост объемов
производства;
вытеснение с рынка конкурентов |
Повышение технического уровня производства научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов |
Стабилизация положения на рынке | Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции | Достижение
высокого технического уровня продукции
и технологий;
обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР |
Освоение новых рынков | Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; наличие мобильного научно-технического потенциала, способного переключаться на решение разноплановых задач | Разработка
дифференцированных продуктов и
процессов; научно-техническое |
Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько групп:
1)
продуктовые (
2) функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
3) ресурсные (финансовые, трудовые, материально-технические, управленческие);
4) организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).
Относительно взаимодействия с внешней средой выделяют несколько типов инновационной стратегии. Наступательная стратегия ориентирована на получение конкурентного преимущества за счет опережающего внедрения новых товаров, технологий и других инноваций. Эта стратегия требует значительных затрат на НИОКР, больших финансовых ресурсов, высококвалифицированных менеджеров. При успешной ее реализации она позволяет получить конкурентные преимущества, но вместе с тем она более рискованная. Обычно даже крупные предприятия, обладающие мощным инновационным потенциалом, не могут и не рискуют использовать эту стратегию в рамках всего круга производственной деятельности. Как правило, она применяется в отношении ограниченного круга производимой продукции или рыночных сегментов, там где имеются наиболее благоприятные условия для осуществления подобной стратегии.
Оборонительная стратегия отражает реакцию предпринимателей на действия конкурентов, а также на потребности и поведение потребителей. Главная цель этой стратегии — сохранить конкурентные позиции на существующих рынках. Главная функция такой стратегии это оптимизация соотношения затраты—результат за счет инновационных процессов. Такая стратегия также требует интенсивных НИОКР, больших финансовых ресурсов, но она носит менее рисковый характер. Предприятия, использующие, подобную стратегию, стремятся избежать риска, которому подвергается ведущий инноватор. Оборонительная стратегия может применяться уже к более широкому кругу видов деятельности.
Имитационная (адаптационная) стратегия — это наименее рискованный вариант стратегии. Ее последователи функционируют на условиях или франчайзинга, или покупки патентов и лицензий, или копируют уже известные рынку новшества и нововведения. Предприятия, придерживающиеся имитационной стратегии, стремятся к экономии на исследованиях и разработках в сфере техники и технологии и стремятся к завоеванию и удержанию позиций на избранных сегментах рынка за счет маркетинговых; управленческих и организационных инноваций. За счет использования подобного варианта стратегии предприятия существенно экономят на издержках, предлагая на рынок продукцию по качеству, соизмеримому или незначительно уступающему лучшим образцам, но по существенно более низким ценам.