Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.doc

— 574.00 Кб (Скачать)


КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии и  развития

Специальность «Дошкольная  педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету:

 Теория  и методика экологического образования  детей

 

Технология  организации экологически ориентированной

 деятельности  детей в цветнике

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Студентки 3 курса      

6310 группы ОЗО

                                                                               Омелиной Е.А.

                      

                                                                                Преподаватель:

 Партыка Н.В.                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЫКТЫВКАР

2012

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретическая часть.

1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6

1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13

1.3. Схема разбивки цветника  на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17

1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20

2. Практическая часть.

2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31

Заключение………………………………………………………………………….34

Библиографический список………...…………………………………….……..…36

Приложение № 1……………………………………………………………………38

Приложение № 2……………………………………………………………..……..41

Приложение № 3…………………………………………………………………....42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Важнейшим фактором становления  человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты – социальный, предметный компонент природы – оказывают развивающее воздействие.

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое  состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений. Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в учреждениях и их территориях помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.

Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать  и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип  открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она  должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

В основу психолого-педагогической концепции развивающей среды, разработанной С.Л.Новоселовой, положен деятельностный подход к педагогическому процессу – современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к депривации личности, сужает ее возможности.

С.Л.Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Актуальность темы нам видится в том, что в образовательном процессе совместная деятельность взрослого и ребенка в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения. Одним из средств этой работы является совместная деятельность педагога и детей на огороде и в цветнике детского сада.

Проблема состоит в том, как организовать эту совместную деятельность педагога и детей.

Целью исследования является:

      1. Изучение теоретических основ влияния цветника на совместную деятельность педагога и воспитанников.
      2. Разработка тематического планирования организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.
      3. Разработать перечень растений для цветника, план-схему цветника ДОУ.
      4. Подобрать занимательный материал для работы с детьми дошкольного возраста по осуществлению совместной деятельности в цветнике.

 

1. Теоретическая часть

 

1. 1. Характеристика эколого-развивающей  среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)

 

На современном  этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться  будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных  проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого  человека.

Наиболее  благоприятным периодом для решения  задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей  является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.

 

Эколого-развивающая  среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.),  она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным  разнообразием явлений, животных и  растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная  с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Актуален вариативный подход к организации уголков природы. Это могут быть традиционные (комната природы, зимний сад, живые уголки в группах) и нетрадиционные элементы природной среды (экологическая лаборатория, фитобар и др.). Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного.

Уголок  природы  в ДОУ выполняет  следующие функции: социокультурную; интеллектуально - познавательную; направленную на развитие эмоционально- личностной сферы дошкольника;  эстетическую; формирующую навыки позитивно- ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.

Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил.  В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения  за природными объектами , но и заботиться о них.  У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.  При организации работы в уголке природы  следует обратить внимание  на важность, значимость комплексного использования различных методов и форм работы с детьми, таких как: систематизированные наблюдения, упорядоченная фиксация наблюдаемого, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами. 

Обустроить  уголок природы  можно разместив  в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.

 Постоянное взаимодействие с обитателями уголка помогает развивать наблюдательность, познавательное отношение к природе, воспитать у детей ценностные ориентации, доброту, гуманное, бережное, заботливое отношение ко всему живому, ответственность за благополучие существ, нуждающихся в покровительстве. Дети учатся видеть красоту природы, находить эстетические свойства растений и животных, создавать красоту своими руками.

Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей  и возможностей детей,  с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников.  Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного  общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно- гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей,  к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).

Для ознакомления детей с растениями, произрастающими  в других климатических поясах (экзотическими) целесообразна организация зимнего сада. Комнатные растения для зимнего сада подбирают в соответствии  со следующими принципами: краеведческим, географическим, биологическим (растения различных жизненных форм), природоохранительным. Функциональная роль зимнего сада следующая.

1.Интеллектуальная.  Реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а также в процессе закрепления уточнения, конкретизации, систематизации знаний, представлений. Направлена на формирование у детей системы знаний  о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и областей, на развитие у детей мыслительных процессов и операций, психических процессов и качеств.

2. Познавательная. Реализуется через ознакомление  детей с незнакомыми им растениями направлена на развитие устойчивой субъективной познавательной активности детей, потребности в получении новой информации, знаний о мире природы, любознательности.

3. Эмоционально  – эстетическая. Реализуется через  ознакомление  детей с нетипичными  по внешним особенностям растениями (ярко расцвеченные листья, крупные яркие цветы, опушенный стебель). Направлена на развитие у детей положительных эмоций  и чувств посредством общения и взаимодействия с растительными объектами.

4. Деятельностно-практическая. Реализуется через приобщение детей  к уходу за растениями  зимнего сада. Направлена на формирование у дошкольников  умений и навыков по уходу за растениями  сообразно с  их морфофункциональными потребностями, устойчивой потребности в позитивно - деятельностном взаимодействии с миром растений.

Экологическая комната предназначена для проведения  занятий экологического содержания  и характера. Здесь могут быть представлены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе (карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии на человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. В экологической комнате должен быть представлен  материал о природе родного края. Это может быть разнообразный иллюстративный материал, отображающий все разновидности растений и животных, типичных для данной местности, сезонные явления в мире природы, а также материалы (альбомы, стенды), отражающие природоохранительную деятельность дошкольников (фотографии посадки деревьев детьми, прогулок и экскурсий в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д.) Также может быть представлена выставка поделок из природного материала.

Информация о работе Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике