Организация экологического образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 31.23 Кб (Скачать)

Предмет: Социальная экология

 

Тема: «Организация экологического образования в России»

 

Введение:

 

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций  мире проблемы окружающей среды (экологические  проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

 

Экологическая ситуация приобрела  такую остроту, что возникла необходимость  в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».

 

Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

 

Основные цели экологического  образования - это развитие и становление  экологической культуры личности и  общества, экологического сознания и  мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего  его выживание и развитие. Все  это будет способствовать здоровому  образу жизни людей, устойчивому  социально-экономическому развитию, экологической  безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.

 

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано: необходимостью повышения экологической культуры человека,

необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле, необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека, необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств, низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых,

 недостаточно развитой у  человека потребностью практического  участия в природоохранной деятельности .

 

 

 

ГЛАВА 1

 

1.1 Понятие экологического  образования и воспитания.

 

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

 

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

 

Можно видеть, что определение «экологического  образования» фокусирует внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало, чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно действительно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании». В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.

 

Основанием для регулирования  правоотношений в сфере экологического образования является федеральный  закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию  и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно - существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Принимая во внимание сложность  современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий  деятельности, становится очевидным, что  возможность выполнения гражданином  своей конституционной обязанности  находится в прямой связи с  полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности  сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих  образовательных услуг, в том  числе, путем, установления образовательных  стандартов, материальной, организационной  и информационной поддержки программ экологического образования.

 

Для того чтобы закрепить эти  правоотношения в законодательстве, необходимо изменить содержание правового  понятия «экологического образования» и ввести некоторые дополнительные определения:

 

Экологическое образование - процесс воспитания и  обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих  норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных  уровней.

 

Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.

 

Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.

 

В целях обеспечения гарантий получения  обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной  власти на федеральном и региональном уровнях разрабатывается и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды. В государственные образовательные стандарты в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные выше.

 

Государственные образовательные  стандарты является основой для  разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит  на учебном заведении. Поэтому очень  важно законодательно закрепить  процедуры, которые позволят родителям  и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных  услуг.

 

 

 

1.2 Пути и методы экологического  образования, воспитания

 

Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения  с окружающей средой, без использования  природных ресурсов, а следовательно, без влияния на природу.

 

Стремительное развитие научно-технической  революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского  хозяйства, увеличение численности  и урбанизация населения - все  эти факторы оказывают влияние  на окружающую среду. Чем выше уровень  развития производственных сил, чем  глубже познание законов природы, тем  больше природные ресурсы могут  служить интересам человечества, однако довольно часто изменения  в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

 

Конец 20 века характеризуется ростом социальных противоречий, резким демографическим  взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета  никогда ранее нем подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.

 

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «эколонизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

 

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

 

- укоренившиеся тенденции потребительского  отношения к природе в сознании  значительной массы различных  слоев населения, разрушение позитивных  народных традиций различного  природопользования;

 

- бедственное и кризисное состояние  экономики и природной Среды;

 

- отсутствие действенного природоохранного  законодательства.

 

В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая  актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных  учреждений.

 

Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние  годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а  именно:

 

- все больше людей подключается  к проблеме экологического воспитания  и образования;

 

- наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;

 

- идет качественное изменение  содержания методической базы  и процесса повышения квалификации  специалистов в области экологии, рационального природопользования  и охраны окружающей Среды.

 

Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и  становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта  взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание  и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому  социально-экономическому развитию, экологической  безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.

 

Основные  принципы экологического воспитания и  образования:

 

- всеобщность и непрерывность;

 

- интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных  и образовательных культур;

 

- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

 

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.

 

Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

 

- дошкольное экологическое воспитание  в семье и в специализированных  воспитательных учреждениях;

 

- экологическое образование специалистов  среднего звена (подготовка в  техникумах, высших профессиональных  и педагогических училищах);

 

- экологическое образование в  высшей школе, а также экологическая  подготовка педагогических и  научных кадров;

 

- неформальное экологическое воспитание  и образование, самообразование  детей и взрослых.

 

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Достижение цели экологического образования затруднено кризисным  явлением во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является по сути кризисом культуры

 

Экологическая ответственность проявляется  в:

 

- ответственность за состояние  естественного природного окружения,  определяющего условия жизни  человека, на которые он оказывает  то или иное воздействие в  процессе своей жизнедеятельности,

 

- ответственность за свое здоровье  и здоровье других людей как  личную и общественную ценность.

 

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде  связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей.

 

В целях совершенствования системы  экологического образования я высших учебных заведениях необходимо ввести на всех факультетах, независимо от их профессиональной ориентации, преподавание курса «Основы экологии» и  наполнить экологическим и природоохранным  содержанием планы и учебные  программы по всем дисциплинам, разработать  с учетом специализации студентов  спецкурсы по экологии и охране природы. В ряде учебных заведений уже  разработаны программы и подготовлены учебные пособия по экологии и  охране природы для педагогических вузов. Поэтому с небольшой корректировкой их можно использовать в качестве учебных пособий и в других вузах, поскольку они ориентируют  студентов на получение необходимого минимума знаний о взаимодействии общества и природы, основных экологических  законах и факторах, формах и методах  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов. Поэтому современные требования в вопросах экологического образования  потребуют объединения усилий практически  всех кафедр вуза, которые могут  рассматривать отдельный вопросы экологии и охраны окружающей Среды в процессе преподавания своих специальных дисциплин.

Информация о работе Организация экологического образования в России