Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:10, реферат
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Предмет: Социальная экология
Тема: «Организация экологического образования в России»
Введение:
В современном сложном, многообразном,
динамичном, полном противоречивых тенденций
мире проблемы окружающей среды (экологические
проблемы) приобрели глобальный масштаб.
Они затрагивают самые основы
цивилизации и во многом предопределяют
возможности выживания
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.
Основные цели экологического образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.
Актуальность проблем
необходимостью постоянного
недостаточно развитой у
человека потребностью
ГЛАВА 1
1.1 Понятие экологического образования и воспитания.
Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.
Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Можно видеть, что определение «
Основанием для регулирования
правоотношений в сфере экологического
образования является федеральный
закон «Об охране окружающей среды».
Закон устанавливает
Принимая во внимание сложность
современных экологических
Для того чтобы закрепить эти
правоотношения в законодательстве,
необходимо изменить содержание правового
понятия «экологического
Экологическое образование - процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.
Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.
В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатывается и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды. В государственные образовательные стандарты в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные выше.
Государственные образовательные стандарты является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.
1.2 Пути и методы экологического образования, воспитания
Развитие человеческого
Стремительное развитие научно-технической
революции, бурный рост промышленности,
автотранспорта, химизация сельского
хозяйства, увеличение численности
и урбанизация населения - все
эти факторы оказывают влияние
на окружающую среду. Чем выше уровень
развития производственных сил, чем
глубже познание законов природы, тем
больше природные ресурсы могут
служить интересам
Конец 20 века характеризуется ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее нем подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «эколонизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.
Развитие системы
- укоренившиеся тенденции
- бедственное и кризисное
- отсутствие действенного
В этих условиях необходимо обеспечить
экологическую грамотность
Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:
- все больше людей подключается
к проблеме экологического
- наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;
- идет качественное изменение
содержания методической базы
и процесса повышения
Основные цели экологического воспитания
и образования - это развитие и
становление экологической
Основные принципы экологического воспитания и образования:
- всеобщность и непрерывность;
- интеграция (вертикальная и
- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.
Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.
Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:
- дошкольное экологическое
- экологическое образование
- экологическое образование в
высшей школе, а также
- неформальное экологическое
Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Достижение цели экологического образования затруднено кризисным явлением во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является по сути кризисом культуры
Экологическая ответственность проявляется в:
- ответственность за состояние
естественного природного
- ответственность за свое
Становление и развитие ответственного
отношения к окружающей среде
связано с семейными, общественными,
производственными и
В целях совершенствования
Информация о работе Организация экологического образования в России