Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений.
1. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль)………………………………………………….……..6
1.2. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка………………………………………………………………………….13
1.3. Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения………………………………………………………………………….17
1.4. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике…………………………………………………………………………….20
2. Практическая часть.
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой……….……31
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиографический список………...…………………………………….……..…36
Приложение № 1………………………………………………
Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья. В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один – довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.
На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).
Все циклы наблюдений
объединяют компоненты умственного
и нравственного воспитания: дети
сенсорно-чувственным путем
Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатель включает наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
Дети с удовольствием носят на носилках перегной, торф, хорошую землю.
В дальнейшем, ухаживая за цветущими растениями, наблюдая за их ростом, цветением и плодоношением, дети видят результаты своей работы и усваивают, что почву можно не только улучшить, но и создать.
К работе в цветнике привлекаются дети всех групп. Для того чтобы она была правильно и качественно организована, необходимо позаботиться об инвентаре, который соответствовал бы их возрасту, росту и не был игрушечным. После работы металлические части необходимо очищать от земли, лейки и ведра просушивать.
В конце сезона дети собирают цветы и устраивают Праздник
урожая. В этот день выставляются выращенные
детьми овощи, стол украшается цветами
со своего цветника, организуется выставка
детских работ из природного материала,
рисунков и календарей наблюдений природы
за весь год.
Дети поют, танцуют, читают стихотворения
о природе, участвуют в инсценировках.
На праздник приглашаются родители, дети
младших групп, подростки, которые помогали
в работе летом. В конце гостей угощают
овощами и дарят им цветы.
К октябрю старшие дошкольники пересаживают из цветника в ящики (горшки) цветущие растения с бутонами (астры, хризантемы, гвоздики и др.) и вносят их в помещение. Цветами украшают зал, групповые комнаты, лестничные пролеты.
В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Эффективность экологического
воспитания дошкольников целиком зависит
от создания и правильного использования
развивающей экологической
Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
• сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
• практическая деятельность
по созданию или поддержанию условий
для живых объектов в зеленой
зоне детского сада (труд в природе),
а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек,
книг и др.);
• создание изопродукции на основе впечатлений
от природы или деятельности людей в природе;
• общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
• экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
• речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
• наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
• просмотр книг, картин,
телепередач природоведческого
содержания - деятельность, способствующая
получению новых и уточнению
имеющихся представлений о
Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях.
Осенью постепенно становится холодно, меньше света (укорачивается день), а воды слишком много (идут дожди). В этих условиях травянистые растения вянут, листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. Зелеными остаются хвойные деревья - у них вместо листьев жесткие иголки. Зимой очень холодно, мало света, земля мерзлая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает: деревья и кустарники стоят без листьев, травянистые растения отмирают, только у некоторых из них под землей сохраняются корень и стебель - земля и снег их греют.
Весной меняются условия: становится теплее и теплее, увеличивается день, поэтому света становится больше и больше; от тепла тает снег, лед, появляется вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая бурная жизнь: на деревьях и кустарниках набухают почки, появляются листья, цветы; прорастают травянистые растения, они цветут.
Летом условия самые хорошие (много света, тепла, влаги), все растения бурно растут, цветут, дают семена и плоды.
Человек (дети, родители, сотрудники детского сада) в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.
У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и сочная зелень летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т,д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для ряс гений (полив, перекопка земли и пр.).
2. Практическая часть
2.1. Тематический план организации работы в цветнике по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой
Старшая группа.
Тема |
Формы бразовательной деятельности |
Задачи |
Оборудование |
Краткое содержание занятий |
Наблюдение за сезонными изменениями |
Экскурсия в парк осенью (октябрь) |
Расширять представления детей о жизни растений осенью. Дать понятие – однолетние растения. Развивать речевую активность детей. Воспитывать интерес и любовь к растениям. |
Рассмотреть с детьми, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Объясните им, что такие растения, как левкой, петунья, настурция, львиный зев и другие, растут и цветут только одно лето, поэтому их и называют однолетними. Другие растения многолетние: водосбор, лилии, пионы, разноцветные флоксы, рудбекия (золотой шар). Корни их зимуют в почве. | |
«Найди по описанию». |
Дидактическая игра |
Учить детей узнавать растения, ориентируясь на словесное описание взрослого и называть их. Развивать связную речь. |
Детям называют форму листа, окраску и форму цветка растения, а дети отгадывают. | |
Пересадка растений |
Выкапывание растений и пересаживание их в ящики |
Расширять знания о том, что растения могут продолжать цвести в комнатных условиях. Формировать трудовые навыки: выкапывание. Воспитывать бережное отношение к растениям цветника. |
Лопаты, совки, ведерки, деревянный ящик. лейка |
Выкапывание и пересаживание астр, сальвии, гвоздик, табака, пиретрума (мелкие декоративные ромашки) в ящики, где они будут цвести до декабря. |
Ознакомление детей с растениями из цветочного магазина |
Экскурсия в цветочный магазин |
Познакомить детей с хризантемой, ее внешним видом. Дать представления о том, где можно приобрести семена растений. Познакомить с разными видами семян, луковиц растений. Развивать мышление, речь, память. |
Рассмотреть, какие цветущие растения продают. Полюбоваться с детьми красотой хризантем, отметить их резные листья. Обратить внимание детей, что в магазине продаются не только цветы, но и семена и луковицы тюльпанов, гиацинтов, гладиолусов, нарциссов. Купить разных луковиц для посадок. Придя в группу, хорошо рассмотрите их, и сравните между собой. | |
«Посадим цветы» |
Посадка луковиц тюльпанов |
Продолжать учить детей |
Горшочки, совочки, фартуки, лейки |
Посадить луковицы тюльпанов в горшки и поставить в темное, холодное место (+ 5°). В ноябре, когда появятся ростки, внести растения в помещение и регулярно поливать воду в поддонник. К Новому году расцветут красивые Цветки тюльпанов. Весь уход проводить с детьми. Они на практике убеждаются, что люди могут заставить растения цвести даже зимой, если хорошо знают, в чем растение нуждается, и ухаживают за ним. |
«Где же травка?» |
Наблюдение за растениями зимой |
Расширять знания детей об условиях жизни растений в зимнее время года. Развивать речь детей, кругозор. Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к ней. |
Лопатки. |
Показать, как зимуют травы. Раскопать снег, и дети увидят в глубине зеленую травку. Значит, ей не холодно под снегом. Объяснить, что растениям нужен отдых, поэтому зимой комнатные растения поливают реже. |
«Что растет на клумбе?» |
Наблюдение за ростом, развитием, цветением растений |
Продолжать знакомить детей с растениями цветника. Развивать активную речь детей. Воспитывать бережное отношение и желание ухаживать за растениями цветника. |
Предлагать описывать растения и сравнивать их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Рассказать и в процессе работы показать, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле. | |
«Магазин цветов» |
Дидактическая игра |
Учить детей описывать характерные признаки определенного растения. Развивать кругозор, речь детей. |
«Продавец» внимательно | |
Крапива. |
Наблюдение за травой, которая растет вдоль дорог |
Дать знания о лекарственном растении – крапиве, ее лечебных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Все знают злую крапиву. Это лекарственная трава. Прочитать стихотворение С. Есенина «С добрым утром»: Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» | |
Наши красивые обитатели клумбы |
Зарисовка с натуры растений с клумбы участка |
Учить выражать в рисунке характерные признаки цветов, цвет. Закреплять знания о строении растений. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. |
Акварель, кисти, бумага, стаканчики с водой |
Приучайте детей зарисовывать с натуры понравившееся им цветущее растение. Пусть сначала рисунок будет мало похож, но, после того как вы обратите внимание на характерные признаки данного растения, ребенок будет более внимателен. |
Заключение
Таким образом, исследования показали, что важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая экологическая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Экологическая среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.
Создание цветников на участке детского сада помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности дошкольника. Работа в цветнике способствует повышению уровня дошкольного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На участке детского сада обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.
Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса в цветниках и на участке детского сада.
Библиографический список
1.Градобоева К. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7.