Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.
Введение
Виды и особенности религиозного туризма
Паломнический туризм
Виды и особенности паломничества
Паломничесвто в России
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Разработка и продвижение туристского продукта
Заключение
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Институт международных и экономических отношений
РЕФЕРАТ
по предмету: Специальные виды туризма
на тему: Технология организации религиозного туризма
Выполнил: студентка 4 курса
группы 2308б специальности «Туризм»
Кузнецова А.В.
Санкт-Петербург 2013
Содержание
Введение
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
1.религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.паломнический туризм
Туристы отправляются в поездки:
-индивидуальные или групповые;
-организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;
-с различными способами размещения - гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж;
üна короткий или длительный срок и т. д.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Виды и особенности религиозного туризма
Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.
Паломничество для христиан - посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господня, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.
Экскурсионные туры но религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.
Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.
При Московской Патриархии организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю.
Для католиков Святая Земля - Израиль, католические святыни расположены также в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах Западной Европы. Святые места для посещений иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.
Для последователей ислама - суннитов священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке. Основные святыни буддистов расположены, в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан-Удэ (Бурятия).
Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристкой фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.
Совпадения
религиозных праздников и высокого
сезона в туризме создают
В последнее время отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается количество предложений по организации подобного рода поездок.
Паломнический туризм - это совокупность поездок
представителей различных конфессий с
паломническими целями. Паломничество
- стремление верующих людей поклониться
святым местам.
Среди причин для совершения паломничества
можно выделить следующие:
- желание исцелиться от душевных и физических
недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- выполнить богоугодную работу;
- отмолить грехи;
- выразить благодарность за блага посланные
свыше;
- проявить преданность вере;
- стремление к подвижничеству во имя веры;
- обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное
отношение человека к действительности.
Идея паломничества подразумевает действия
в условиях особых трудностей, добровольно
взятые на себя обязательства быть в этих
условиях. Это символизирует готовность
человека пожертвовать преходящими материальными
ценностями во имя вечных духовных. В индуизме,
православии и католицизме получили развитие
пешие паломничества. Люди отправляются
в паломничества, когда им недостаточно
ритуальных действий в местах обычной
среды проживания.
Термин "паломничество", как
полагают филологи, происходит от слова
"пальма" - ветви именно этого дерева
привозили первые паломники христиане,
побывавшие в Святой земле во время праздника
"Вход Господень в Иерусалим". Во
время триумфального входа Иисуса Христа
в Иерусалим верующие усыпали его путь
ветвями пальмы. В России этот праздник
получил наименование "Вербное воскресенье".
Традиции паломничества уходят корнями
в глубокую древность. В Индии люди с древних
времен совершали поездки в святые места,
наполненные энергией того или иного божества.
В Древней Греции паломники из разных
уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице
Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний.
В Средние века паломничество получило
широкое распространение. Странствия
пилигримов в Палестину начались уже в
III в. н. э. При императоре Константине были
возведены храмы в Иерусалиме, например
Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников
из Европы были разработаны специальные
маршруты, или "дорожники", от берегов
Роны до реки Иордан. Однако самые первые
путеводители для паломников, или "итенирарии",
были написаны на греческом языке в Византии
еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди
пилигримов пользовался итенирарий "Краткое
сказание о городах и странах от Антиохии
до Иерусалима, а также Сирии, Финикии
и о святых местах Палестины", написанный
византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые
походы закрепили традицию паломничества
в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно
совершают паломничество более 200 млн
человек.
В науке обычно выделяют несколько
видов паломничества, классифицирующихся
по различным признакам:
1) по числу участников и семейной
принадлежности - индивидуальные, семейные
и групповые паломничества;
2) по продолжительности - длительные и кратковременные
паломничества (раньше по русским православным
канонам паломничеством считалась поездка
продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности - круглогодичные паломничества,
а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных
культовых мест (церквей, монастырей, храмов),
а также природных культовых мест (гор,
озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта
паломничества - внутренние (в пределах государственных
границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные
паломнические туры (например, в исламе
паломничество хадж является обязательным
для каждого правоверного).
Паломники обычно выдвигают гораздо
меньше требований к уровню и качеству
обслуживания, питания, размещения. Они
останавливаются на ночлег в кельях монастырей,
на территории ашрамов, в палаточных городках
(во время хаджа, например), могут ночевать
в храмах на полу или даже прямо на улице.
Выбор пищи обычно невелик, и она довольно
скромная. В христианских странах во время
постов пища постная, в Индии - вегетарианская.
Духовно паломнический туризм
имеет узкую социально психологическую
базу и географическую направленность.
Под духовно паломническим туризмом понимаются
поездки туристов из Северной и Южной
Америки, Европы и России в различные центры
духовной практики в странах Востока,
в первую очередь в Индию, Тибет, Китай,
Непал, Японию. Духовно паломнический
туризм тесно связан с лечебно оздоровительным
туризмом. Например, многие духовные центры
в Индии являются центрами аюрведического
лечения. В Индии аюрведа - это комплексная
наука лечения, омоложения организма и
предотвращения заболеваний, которые
возникают как следствие нарушения гармонии
между энергией человека и Вселенной.
Всевозможные практики и наставления,
дающиеся во многих ашрамах, а также в
Золотом Городе, часто выходят за рамки
религий или не имеют непосредственной
(видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается
их универсальность для людей различных
вероисповеданий, национальностей, пола,
возраста и профессии. Цель таких практик
- помочь человеку в решении его проблем,
а также в его духовном и нравственном
самосовершенствовании, познании своей
внутренней духовной природы.
Следует отметить близость духовно
паломнического туризма и других видов
туризма. Например, ежегодно многие туристы
посещают Китай для занятий цигун. Цигун
- это комплекс двигательных и дыхательных
упражнений. Цигун помогает человеку набрать
большой запас жизненных сил, или энергии
ци, как полагают китайцы. Так что такая
поездка содержит элементы религиозного,
спортивного и лечебно оздоровительного
туризма.
Основные регионы паломнического
туризма:
- православные республики СНГ: Россия,
Украина, Белоруссия, Молдова;
- зарубежная Европа с доминирующим католицизмом
и протестантизмом (включая его многочисленные
течения);
- Северная Америка с доминирующим положением
христианства;
- Латинская Америка с преобладанием христианства
и традиционными народными верованиями
коренного населения;
- Северная Африка с преобладанием ислама;
- Восточная и частично Западная Африка
с преобладанием ислама и наличием центров
христианства и традиционных народных
верований;
- Западная Азия с доминированием ислама
и анклавами христианства и иудаизма;
- Южная Азия с распространением индуизма,
буддизма, сикхизма, джайнизма, а также
ислама;
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма,
ислама и анклавами индуизма;
- Восточная Азия с господством буддизма,
конфуцианства и синтоизма;
- Средняя Азия (Тибет), где доминируют
ислам и ламаизм, религия бон;
- Центральная Азия с преобладанием буддизма
и отдельными анклавами ислама.
Паломничество в России
История паломничества в России начинается в XII веке, условно в 1167 году, когда преподобная Ефросиния Полоцкая, чтимая на Руси святая, шла в Иерусалим с молитвой: "Абы ми дойти Святого Града и поклониться Гробу Господню и всем Святым местам, видети и целовати, и тамо живот свой скончати…" - что и свершилось, преподобная Ефросиния была погребена у Иерусалима. Тогда же появляются "калики - перехожие" - люди, странствующие по святым местам в течении всей своей жизни.
К XV веку число паломников возрастает, а многие из них даже подробно описали свои путешествия. Взятие Константинополя турками становится переломным моментом для паломничества, на Руси складывается убеждение, что в чистоте своей православная вера сохранилась только здесь, и что Святая Русь является единственным православным царством.
В XVI-XVII веках Русь повсеместно признается как центр Православного мира. Московское государство становится местом паломничества представителями Поместных Православных Церквей. В своих записках, они отмечают особую любовь русских людей к святыням, которая лежит в основе самого паломничества. Как известно, протестанты, не признающие святынь, выступали против христианского паломничества.
Русские люди шли туда, где есть святыни: святые нетленные мощи, чудотворной иконы. Шли как бы к живым за благословлением. В паломничество отправлялись на покаяние, существовали обетные паломничества - по обету данному богу. Были случаи паломничества по призванию: сам Господь или святой во сне или видении призывали человека посетить святыни.
Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить "Матерь городов русских". В Киев шли даже из Сибири. Другим важным центром российского паломничества с XV века была Троице-Сергиева Лавра, куда поклониться преподобному Сергию по традиции ходили даже русские цари.
В XIX - и начале XX века центрами паломничества стали Саров и Оптина пустынь, которая не славилась святынями, ее посещали для общения со старцами.
В паломничество отправлялись в теплое время года. Настоящим паломникам полагалось идти к святыням пешком, только очень знатные люди позволяли себе нарушить это правило. Императрица Екатерина, совершая паломничество к преподобному Сергию, также часть пути прошла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличии от западных паломников - пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох и котомка с сухарями. У более состоятельных - сменная одежда и сосуд с водой, а в начале XX века - чайник.
Информация о работе Технология организации религиозного туризма