Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа
Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2
Оглавление
Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2
Проблема безопасности дорожного движения является одной из приоритетных задач деятельности правоохранительных органов и государства в целом.
Решение данной задачи усложняется ростом числа транспортных средств, используемых в повседневной деятельности как юридическими, так и физическими лицами (ежегодный прирост грузового транспорта составляет 4 %, легкового - 12 %), и снижением качества и пропускной способности транспортных магистралей.3
На Всероссийском совещании с председателями комиссий по безопасности дорожного движения и руководителями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации 20 декабря 2005 г. начальник ДОБДД МВД России В.Н. Кирьянов отметил, что критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения усугубляется тенденцией к дальнейшему ухудшению, которая определяется:
-
высоким уровнем аварийности
и тяжести последствий дорожно-
-
высокой долей среди погибших
людей наиболее активного
-
продолжающимся ухудшением
-
низким уровнем безопасности
перевозок на пассажирском
В сложившихся условиях возрастает роль государственных органов, наделенных соответствующими властными полномочиями. Таким органом является Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, которая в рамках своей компетенции выполняет контрольные, надзорные и отдельные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложность и многоплановость общественных отношений, складывающихся в области обеспечения безопасности; дорожного движения, обусловливают наличие большого количества нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции в данной сфере. Достаточно сказать, что в настоящее время правовую основу деятельности Госавтоинспекции составляют около 200 нормативных правовых актов.
Целью дипломной работы является теоретическое осмысление проблемы обеспечения профессиональной деятельности подразделений ГИБДД.
Задачи исследования:
Объектом исследования является ГИБДД, а предметом особенности обеспечения профессиональной деятельности подразделений ГИБДД.
Нормативно – правовой основой исследования явились нормативные акты, регулирующие деятельность ГИБДД: Конституция РФ5, Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности»6, Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»7, Закон РФ «О милиции»8, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации9, Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета10, Правила дорожного движения РФ11, Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органам внутренних дел Российской Федерации12, Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительств) РФ13, Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел14, Наставление по техническому надзору ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации.15
Кроме
того, нормативной основой
Теоретическая разработанность. Проблема обеспечения профессиональной деятельности подразделений ГИБДД является недостаточно изученной. Большую часть исследований, представляют работы, посвященные безопасности дорожного движения, среди использованных в данной работе следует отметить исследования: Э.А.Абашина20, А.А.Бондаренко21, В.М.Грядунова, С.Н.Дмитриева22.
В последнее время, все больше внимания в научной литературе уделяется внимание сущности деятельности ГИБДД в деле обеспечения безопасности на дорогах, рассматриваются как основы деятельности, так и проблемы оптимизации, исследования: Д.Г.Домрачева23, И.Г.Михайловского24, Л.В.Сандалова25, Л,И.Халлиулиной26, С.Н.Чмырева27и других.
В данной работе, основной акцент сделан как на теоретическом осмыслении проблемы обеспечения профессиональной деятельности подразделений ГИБДД, так и на проблеме оптимизации правоприменительной практики как основы обеспечения безопасности дорожного движения, что подчеркивает научно – практическую значимость работы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Необходимость продолжения и постоянного наращивания мер по обеспечению безопасности дорожного воспринимается государством всерьез. Наряду с комплексом предпринимаемых внутригосударственных мер проявлена активность и на международном уровне.
«Проблема безопасности дорожного движения носит комплексный характер, и в связи с этим во многих странах создаются специальные межведомственные органы для обеспечения согласованной деятельности государственных организаций и негосударственных структур по снижению количества дорожно-транспортных происшествий»28. Это говорит о необходимости координации деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения»29 функция координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения возложена на МВД России. Однако сущность и содержание данной формы деятельности МВД РФ до сих пор в законодательстве не получили должного закрепления, и на практике не произошло соответствующих изменений в деятельности органов внутренних дел.
По моему мнению, на сегодняшний день сложилась ситуация, констатирующая наличие целого комплекса существенных недостатков функционирования административно-правового механизма обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, как показывают большинство авторитетных источников, основная проблема состоит именно в нарушении законодательства (прежде всего – Правил дорожного движения) участниками дорожного движения и лицами, ответственными за соблюдение норм и правил безопасности дорог и эксплуатации транспортных средств, а также в наличии в управлении компетентными государственными структурами, и в частности ГИБДД, результаты функционирования которой во многом определяют наличие или отсутствие реальной возможности решения рассматриваемой проблемы.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»30, определяя правовые основы обеспечения безопасности этого процесса, направлен на соблюдение в дорожном движении провозглашенных Конституций Российской Федерации принципов охраны государством жизни, здоровья, собственности граждан, защиты их прав и законных интересов. Примечательно, что при перечислении задач данного закона приоритет отдается интересам граждан над интересами общества и государства. Это соответствует духу Конституции Российской Федерации, принципах построения демократического правового государства.
В дорожном движении с целью охраны жизни, здоровья и имущества людей, защиты их прав и законных интересов в ряде случаев приходиться ограничивать права и свободы отдельных участников дорожного движения, вводя, те или иные требования и запреты. Обоснованность соответствующих норм определяются, прежде всего, необходимостью их выполнения для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, соблюдение прав и законных интересов других лиц, участвующих в движении.
Принципиально важно чтобы ограничения прав и свобод участников дорожного движения, несмотря на их обоснованность, содержались в федеральном законе. В этом смысле прибытия Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» – важный этап в повышении законности в данной сфере, необходимое условие для соблюдения в ней конституционных принципов охраны жизни, здоровья, собственности граждан, защиты их прав и законных интересов.
Деятельность, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения требует от хозяйствующих субъектов материальных затрат, которые в ряде случаев существенно снижают экономическую эффективность результатов их хозяйственной деятельности. И наоборот стремление к наибольшей прибыли обуславливает увеличение скоростей движения транспортных средств, осуществляющих перевозку продукции несоблюдение режимов труда и отдыха водителей, ликвидацию на предприятиях служб безопасности движения и др., что ведет к увеличению вероятности ДТП, возрастанию тяжести их последствий. В этой связи в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения провозглашен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вторым основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения, является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
На протяжении многих десятилетий, у нас в стране, при регулировании общественных отношений в различных сферах жизни четко просматривался приоритет интересов государства перед интересами гражданина. За основу бралась гипотеза о том, что основная причина проступков заключалась в не законодательном поведении граждан воздействовать на которых можно только путем ужесточения ответственности.
Такой подход находил свое отражение при конструировании правовых норм, регламентирующих отношения в сфере дорожного движения. Единственным виновником ДТП, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные по своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности дорожного движения (строительство дорог, инфраструктура организация дорожного движения, обучение водителей и многое другое). Это требовало значительных материальных средств, которых всегда по разным причинам не хватало в государстве.