Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    Приказ  МВД РФ № 185 устанавливает, что Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.

    Данный  Административный регламент создан в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере  контроля и надзора за соблюдением  участниками дорожного движения требований в области обеспечения  безопасности дорожного движения.40

    С точки зрения правоприменительной  практики, одними из важнейших нормативных  актов являются Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный  кодекс РФ41.

    В гл. 12 КоАП РФ содержатся нормы, предусматривающие  ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1), управление транспортным средством водителем находящимся в состоянии опьянения и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8), превышение установленной скорости движения (ст. 12.9), а также за иные правонарушения.

    Отдельные правонарушения в рассматриваемой  области содержатся в гл. 11 и 19 КоАП РФ.

    УК  РФ определяются наиболее общественно  опасные деяния в сфере дорожного движения, а также устанавливаются виды и размеры уголовного наказания за их совершение.

    Анализ  нормативно – правой основы показал, что в своей деятельности ГИБДД  РФ опирается на множество нормативных  актов как федерального, так и  локального значения. Большую роль в деятельности ГИБДД имеют унифицированные международные нормы, а также базовые нормативные акты: «О транспортной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О милиции».

    По  моему мнению, одним из положительных  моментов нормативно – правового развития в сфере регулирования деятельности ГИБДД явилось принятие Административного регламента ГИБДД, который позволит более четко регулировать взаимоотношения между гражданами и инспекторами, а также урегулирует вопрос о  полномочиях сотрудников ГИБДД. 

    1. Виды, структура и основные задачи подразделений  ГИБДД
 
 

     Обеспечением  безопасности дорожного движения занимается обширный круг государственных и  негосударственных структур. Особое место здесь занимают правоохранительные органы, которые стоят на страже соблюдения законности и правопорядка, призваны защищать права и свободы человека и гражданина. «Госавтоинспекция, как специализированное подразделение МВД России, более 70 лет являлась и продолжает оставаться основным субъектом правовой охраны режима безопасности дорожного движения».42 Ее функции в данной сфере общественных отношений постоянно расширялись, а деятельность совершенствовалась. Реформирование Госавтоинспекции продолжается уже многие годы, и в последнее время особенно остро встал вопрос о кардинальном пересмотре содержания ее правосубъектности, форм и методов функционирования.

    В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» вполне определенно освещены приоритеты правоохранительной деятельной ГИБДД. Это правовая охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита прав и законных интересов граждан, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижения тяжести их последствий. На практике же нельзя отметить необходимое следование правоохранительной деятельности ГИБДД решению указанных задач. Но очевидно, что не число выявленных правонарушений, а состояние безопасности дорожного движения – основной критерий оценки деятельности ГИБДД. Не статистические показатели, а конкретные результаты, подтверждающие снижение количества и тяжести последствий ДТП – задача ГИБДД. Подмена правоохранительной деятельности административной юрисдикцией – ошибка, ценой которой являются жизни многих граждан. Сложившаяся ситуация в рассматриваемой сфере требует целенаправленной комплексной работы, не допускающей формально-показательного надзора за процессом дорожного движения.

    «Специфичность  рассматриваемого вида общественных отношений, наличие специальных правил и норм, регулирующих дорожное движение, особое правоохранительное значение его реального обеспечения на современном этапе говорят о необходимости создания и поддержания отвечающего объективным потребностям административно-правового механизма обеспечения безопасности дорожного движения».43 Именно для этого и существует система государственных органов обеспечения безопасности дорожного движения, в которой основной объем правоохранительных функций возлагается на ГИБДД, функциональное назначение которой состоит не в чем ином, как в правовой защите граждан от ДТП и их последствий. Однако среди участников дорожного движения имеет место совершенно противоположное мнение, которое состоит в восприятии ГИБДД как органа, работающего преимущественно на основе административно-наказательного метода государственного управления. Несостоятельность такого подхода доказывается практически в каждом научном исследовании современного периода, но это не получает на практике последовательного развития.

    Положение о ГИБДД определяет ГИБДД как структурное подразделение МВД РФ, осуществляющее специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. (13) Однако, фактически, «правовой статус значительно шире, чем только лишь контрольно-надзорного органа, и включает в себя охрану общественного порядка и общественной безопасности в установленной сфере деятельности, а также организацию и непосредственное управления процессом дорожного движения».44

    Строевыми подразделениями ГИБДД РФ являются:

    -полки,  батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной  службы ГИБДД;

    -специализированные  батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования;

    - специализированные батальоны, роты, взводы ГИБДД по обеспечению  безопасного и беспрепятственного  проезда автомобилей специального  назначения;

    В соответствие с типовыми штатами  строевых подразделений ДПС ГИБДД  группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД.

      Более крупные подразделения  - отдельные роты численность  60 чел. и более, батальоны численность  150 чел. и более и полки ДПС численность 500 чел. и более - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиняются по вертикали - вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали- территориальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД).

    На  дорожно-патрульную службу ГИБДД возлагается  выполнение трех основных функций: общей правоохранительной (полицейская); контрольно-надзорной; дополнительной (сопутствующей). Отдельно рассматривается деятельность подразделений сопровождения, которая в значительной степени отклоняется от сугубо правоохранительных задач, концентрируется на вопросах государственной и личной безопасности.

    Система функций дорожной инспекции включает следующие функции: контроля и надзора в установленной сфере деятельности (преимущественно – надзор); контрольно-разрешительной деятельности; управленческую (совершенствования организации дорожного движения и обеспечения его безопасности). Деятельность подразделений технического надзора носит не надзорный, а сугубо контрольно-разрешительный характер, присущий также экзаменационной и регистрационной функциям ГИБДД. Безусловно, важным, но выходящим за пределы основных функциональных обязанностей ГИБДД, направлением деятельности ГИБДД является пропаганда безопасности дорожного движения, осуществлением которой занимаются соответствующие подразделения ГИБДД.45

    Внутренний  контроль, который направлен на обеспечение  законности и дисциплины в деятельности сотрудников ГИБДД (КПП), обеспечивают контрольно-профилактические подразделения ГИБДД. В современных условиях показана низкая эффективность их деятельности, подчеркивается необходимость переподчинения КПП министерствам, ГУВД, УВД субъектов РФ.

    Деятельность  службы дорожной инспекции в организации  движения характеризуется как сочетающая контроль и разрешительную деятельность. Данная служба выполняет и определенные надзорные полномочия, которые, по мнению соискателя, с большим эффектом может осуществлять ДПС. Она производит комплексные, специальные и контрольные проверки, предметом которых является не только и не столько соблюдение законности, как соблюдение технических норм (ГОСТы, СНиПы и т.д.). Основными объектами контроля при этом выступают материальные элементы улично-дорожной сети, влияющие на безопасность дорожного движения, а также деятельность транспортных и дорожных организаций.

    Служба  технического надзора представляется сугубо контрольным подразделением ГИБДД. В самом Наставлении о ней, о надзоре упоминается лишь в ее наименовании, а в тексте – в основном о контроле. Она осуществляет преимущественно контрольно-разрешительную и регистрационную деятельность.

    Разнообразие  выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной  структуры подразделений ДПС. Для  них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

    В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.46

    В состав штаба входят: старший инспектор  по анализу и планированию, инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, старший госавтоинспектор дорожного надзора, госавтоинспектор дорожного надзора. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

    - составление планов работы подразделения  и контроль выполнения запланированных мероприятий;

    - расчет сил и средств, необходимых  для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

    - организация работы дежурной  части подразделения;

    - анализ дорожно-транспортной аварийности  и правоприменительной деятельности  личного состава ДПС;

    - проведение мероприятий по профилактике  ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

    Дежурная  часть предназначается:

    - для непрерывного управления  силами и средствами, занятыми  обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнением других задач ДПС;

    - сбора, обработки и регистрации  информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

    - организации выезда на места  ДТП;

    - обеспечения личного состава  необходимой информацией, оружием,  оперативной техникой и служебной  документацией;

      - установления личности граждан,  доставленных в подразделение,  и принадлежности задержанных  ТС.

    Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного (далее - дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного  и  инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер электроник и фотолаборант.

    Группа  по дознанию проводит дознание по делам  о ДТП с целью выявления  обстоятельств, причин и условий  их совершения. В состав группы  входят начальник отделения, старший инспектор  и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТП на основе материалов дознания. 

    Группа  по розыску состоит из: начальника отделения, старший инспектор одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию. 

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД