Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    Это - разработка и совершенствование  модели специалиста XXI века и ее последовательная реализация, интеллектуализация правоохранительной деятельности на основе внедрения технологических, телекоммуникационных инноваций в системе научного, аналитического и образовательного обеспечения. Создание необходимых материальных и финансовых условий для обеспечения общественного престижа и конкурентоспособности профессии на рынке труда, развитие и совершенствование социального пакета для сотрудников органов внутренних дел. Формирование осознанного отношения к профессиональному долгу, нормам этики и морали.

    Суть  профессии сотрудника ГИБДД- это работа с Человеком и во имя Человека.

    Считаю, что основными ориентирами в  профессиональной  подготовке и  переподготовке сотрудников ГИБДД  должно стать: совершенствование технической  сферы УЦ, например применение высокотехнологичных средств техники, введение обязательных курсов по этике и эстетике и правовой культуре сотрудника ГИБДД.

 

Глава 2. Деятельность дорожно-патрульной службы, как подразделения  ГИБДД

2.1. Организация и  правовое регулирование  дорожно – патрульной службы

 
 

    Дорожно-патрульная служба является основной правоохранительной структурой ГИБДД.

    В основе ее функционирования находится повседневный административный надзор (в определенных случаях также и контроль), в сочетании с оперативным реагированием, объектами, которых должны являться не только сам процесс дорожного движения и поведение его участников, но и другие факторы, оказывающие влияние на безопасность и бесперебойность дорожного движения. Методами позитивного воздействия здесь должны являться не только наказательные, но и преимущественно пресекательные, предупредительные и управленческие. В конечном итоге они должны обеспечивать как правомерность поведения участников дорожного движения, так и всех иных обстоятельств, негативно влияющих или не способствующих безопасности дорожного движения, включая вопросы организации и непосредственного управления процессом дорожного движения.

    В настоящее время основные положения  деятельности ДПС ГИБДД МВД РФ регулируются Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утвержденное Наставление в переработанном виде является нормативным правовым актом для служебного пользования, определяющим внутренний распорядок организации службы, и опубликованию не подлежит.

    Формы и способы несения дорожно-патрульной службы являются строго регламентированными. При выполнении служебных обязанностей инспектор должен быть одет в особую форму одежды и иметь при себе необходимые удостоверения, подтверждающие его личность; его поведение и действия должны подчиняться служебным распоряжениям.

    Основными способами несения службы являются, во-первых, контроль за поведением участников дорожного движения; во-вторых, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений; в-третьих, осуществление распорядительно-регулировочных действий.50

    Основными документами, регламентирующими взаимодействие участников дорожного движения и агентов ДПС, по данным, являются Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Важно отметить, что свойственные инспекторам представления о правилах, составляющих институт, находятся в соответствии с нормативной концепцией структуры институционального правила как состоящего из пяти основных элементов (атрибута, цели, условий, элемента долженствования и санкций).

    Дорожный  надзор - это урегулированная нормами  административного права властная правоприменительная деятельность органов и должностных лиц ГИБДД МВД России охранительной направленности, содержание которой заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности не находящихся в организационной (служебной) зависимости от названных органов и должностных лиц физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.51

    Под административно-правовыми методами осуществления дорожного надзора  следует понимать предусмотренные нормами административного права специальные организационно-правовые средства, при помощи которых органы ГИБДД МВД России устанавливают соответствие объектов дорожного надзора обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами. К административно-правовым методам осуществления дорожного надзора относятся метод проведения проверок (комплексных, специальных, контрольных и оперативных) и метод повседневного дорожного надзора.

    Административно-правовые формы осуществления дорожного  надзора - это предусмотренные нормами  административного права юридические  способы внешнего выражения дорожного  надзора. К числу административно-правовых форм осуществления дорожного надзора относятся:

    а) издание (принятие) компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными должностными лицами ГИБДД МВД России индивидуальных административно-правовых актов, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по дорожному надзору и реализацию их результатов (приказов о проведении проверок, решений о создании комиссий для проведения проверок, предписаний об устранении нарушений обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения);

    б) совершение уполномоченными должностными лицами ГИБДД МВД России административно-правовых действий, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по дорожному  надзору и реализацию их результатов (проведение обследований объектов дорожного надзора, истребование нормативно-технической, дорожно-эксплуатационной и иной документации и ее изучение, составление актов проверок и т.п.).

    В целях устранения пробелов в действующем  федеральном законодательстве о безопасности дорожного движения в части нормативной регламентации оснований и порядка осуществления дорожного надзора в главе 5 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ предлагается закрепить понятие дорожного надзора, понятие и виды каждого из мероприятий по дорожному надзору (комплексной, специальной, контрольной, оперативной проверки и повседневного дорожного надзора), общие требования к порядку назначения и проведения этих мероприятий, а также порядок формирования соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления комиссий для проведения таких мероприятий.

      Совокупность  форм организации контроля дорожного  движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные.

      К первой из них относятся:

  1. Пеший патруль (пост)
  2. Автомобильный патруль (автопатруль)
  3. Мотоциклетный патруль (мотопатруль)
  4. Патруль с применением вертолетов и других летательных аппаратов ( воздушный патруль)

      Вторую  группу составляют:

  1. Стационарный пост ДПС
  2. Контрольный пост милиции (КПМ)
  3. Контрольно-пропускной пункт (КПП)
  4. Специальный пост ДПС
  5. Автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений.

      Применение  той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.

      Учет  ДТП и административно-правовой деятельности составляют основу для ведения аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей аварийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устранить их взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты расстановки сил, используемых в обеспечении БДД.52

      В настоящее время обработка и  анализ обработка и анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в организации учета  административно-правовой деятельности единого подхода нет, причем в  большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем многолетний опыт функционирования подразделений ДПС показывает, что их эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного состава оценивается объективно, по количественно определенным и понятным для него критериям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоохранительной деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и направленность работы.

 

2.2. Контроль технического  состояния ТС и  организация работы  инспекторов ДПС  при дорожно-транспортных  происшествиях как  основные виды  деятельности дорожно  – патрульной  службы

2.2.1. Контроль ТС

 
 

     Техническое состояние транспортного средства и его элементов определяется совокупностью изменяющихся свойств, характеризуемых текущими значениями конструктивных параметров.53 Подвижной состав автомобильного транспорта должен соответствовать требованиям стандартов в области безопасности движения и экологической безопасности, а также правилам технической эксплуатации, руководствам заводов-изготовителей, другой нормативно-технической документации.

     Изменение технического состояния отдельных  элементов транспортных средств происходит постоянно, что приводит в итоге к их отказам. «Предотвращение и устранение последствий отказов, обеспечение соответствия показателей работы узлов и систем автомобиля нормативным значениям обуславливается выполнением требований технической эксплуатации автомобилей, которые включают проверку конструктивных параметров, а также проведение операций технического обслуживания (ТО) и ремонта для поддержания и восстановления их работоспособности».54

     В настоящее время объем, перечень и периодичность работ по ТО, определяемый нормативными документами, проводится в обязательном порядке для транспортных средств, находящихся на гарантийном обслуживании, в остальных случаях владельцы самостоятельно принимают решение о выборе стратегии поддержания работоспособности.

     Обеспечение эксплуатации транспортных средств, удовлетворяющих  требованиям безопасности движения и экологической безопасности, достигается  вследствие проверки их технического состояния при проведении периодического государственного технического осмотра (ГТО).

    Основными правовыми актами, регламентирующими  технический осмотр ТС являются: Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних осмотра транспортных средств, дел Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и  Приказа МВД РФ от 15 марта 1999г. № 190'' Правила проведения Государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД России''. С изменениями внесенными приказом МВД РФ от 18 мая 2001г. № 528.55

    Указанные нормативные акты подробно регламентируют порядок проведения технического осмотра  ТС и прицепов к ним, которые зарегистрированы в ГИБДД МВД РФ.

    После проверки технического состояния составляется диагностическая карта транспортного средства в трех экземплярах

    Первый  экземпляр диагностической карты  выдается собственнику (представителю собственника), второй - хранится в подразделении Государственной инспекции по месту проведения осмотра транспортного средства, третий - хранится на станции государственного технического осмотра или в пункте технического осмотра.

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД