Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа
Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2
ГИБДД МВД РФ наделено контрольными, разрешительными и надзорными функциями в области обеспечения безопасности дорожного движения, имеющими такие признаки, как государственно-властный характер, этапность, целостность, профилактическая и организующая направленность и т.д.
Надведомственный
уровень осуществления
Контроль за соблюдением водителями ПДД является исключительной компетенцией ГИБДД МВД РФ, а другие службы милиции могут осуществлять указанный контроль совместно с сотрудниками ГИБДД в случаях введения специальных планов, выполнения по решению руководителя органа внутренних дел задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
Административно-правовой статус позволяет ГИБДД участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов (законодательных) в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в соответствующие инстанции в установленном порядке предложения по их совершенствованию.
Эффективность
правоприменительной
В структуре ГИБДД МВД действует отдел административной практики, основными задачами которого и являются осуществление контроля за правоприменительной деятельностью ГИБДД, рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дела о нарушении ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкой и средней тяжести вреда здоровью человека, материального ущерба), оказание практической и методической помощи курируемым подразделениям по исполнению норм административного законодательства.
До 2005 г. направление деятельности по линии административной практики курировалось отделом ДПС, а дела по дорожно-транспортным происшествиям рассматривались сотрудниками отдела розыска и дознания. С 1 января 2005 г. был сформирован отдел административной практики и дознания. После выхода в свет приказа МВД РБ №571 от 24.09.05 г. «Об организационно-штатных изменениях» отдел получил нынешнее название «Административная практика», должности инспекторов по дознанию были сокращены, обязанности которых были возложены на инспекторов по исполнению административного законодательства.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (2002 г.), Наставлением по организации дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
В соответствии с Приказами МВД РФ №329 от 01 06 98 г «O реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России»; № 385 от 25.06.98 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.06 98 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»: №101 от 11.02.99 г. «О ходе реформирования ГИБДД МВД РФ» деятельность инспекторского состава ДПС и административной практики ОГИБДД ОВД РБ направлена на выявление грубых нарушений ПДД, непосредственно влияющих на уровень аварийности.
Сравнительно-правовой анализ видов административных наказаний показал, что согласно ч 3.8 «Лишение специального права» КоАП РФ лишение права управления транспортными средствами, которое впервые как вид административного наказания назначается судьей и применяется только за грубые или систематические нарушения ПДД в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, и содержит ряд ограничений: лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставления в нарушение установленных правил места ДТП, участником которого они являются.76
КоАП РФ (ч.1 ст.4.2) к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, если ее трактовать применительно к сфере обеспечения безопасности дорожного движения, относит: раскаяние участника дорожного движения, нарушившего ПДД, предотвращение им вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и т.д.; данный перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств КоАП РФ не трактует как исчерпывающий, поскольку судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о нарушении ПДД, могут признать в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств и иные, не указанные в настоящем кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья
4.3 КоАП РФ к отягчающим административную
ответственность
Практическое применение обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предполагает следующее: новейшее административное законодательство в зависимости от характера нарушения правил обеспечения безопасности дорожного движения предоставляет судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, право не признавать то ли иное обстоятельство отягчающим; отягчающие обстоятельства могут не учитываться как таковые, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака нарушения правил обеспечения безопасности дорожного движения соответствующими нормами об административной ответственности за нарушение правил обеспечения безопасности дорожного движения.
Назначение административных наказаний за совершение нескольких нарушений правил безопасности дорожного движения также имеет ряд общих оснований: во-первых, при совершении участником дорожного движения нескольких подобных нарушений наказание назначается за каждое совершенное (ч.1 ст.4.4), а во-вторых, если участник дорожного движения совершил несколько нарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. В § 3 - «Особенности производства по делам о правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения» - обосновывается понятийный аппарат административного процесса и производства в контексте соотношения базовых понятий: «юридический процесс» и «юридическое производство», рассматриваемое как порядок и вид осуществления административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.
Административное производство как организационно-правовой элемент административного процесса представляет собой вид властной деятельности.
Характеристика правовой природы производства как части процесса не исчерпывается лишь формально-юридической (процедурной) стороной, главное состоит в том, что административное производство любого вида предназначено для реализации установленных и закрепленных в нормах материального права социальных правил, реализация (соблюдение) которых возможна лишь в нормативных (процессуальных) рамках. Иными словами, только при помощи выполнения правил процессуальной деятельности возможно достижение (легитимное) того или иного правового результата при разрешении индивидуально-конкретного дела о ДТП.
Производство по делам об административных правонарушениях (ДТП) можно рассматривать как особый вид юрисдикционной деятельности, отличающийся рядом присущих взаимообусловленных признаков: во-первых, эти признаки выделяют и характеризуют специфическое содержание материально-правовых норм и материально-правовых отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, реализация которых опосредствуется данным производством; во-вторых, эти признаки определяют и специфику процессуальных норм и процессуальных отношений (порядок медицинского освидетельствования водителей на предмет установления состояния опьянения), которые составляют его содержание; и, наконец, в-третьих, определяют предметную область (безопасность дорожного движения) рассматриваемых дел о ДТП и юридические последствия их разрешения (лишение права управления j транспортными средствами соответствующего вида).
Итак, под административным производством в сфере рассмотрения дел о нарушениях норм и правил безопасности дорожного движения понимается вид деятельности уполномоченных субъектов административной юрисдикции, статус которых закреплен в соответствующих законодательных и иных административно-правовых актах, регламентирующих их административно-процессуальные права и обязанности по рассмотрению дел о правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения.
Дела о нарушениях правил безопасности дорожного движения подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных ст.24.3 КоАП РФ; рассматриваются не только с участником дорожного движения, в отношении которого ведется производство (ч.2 ст.25.1), но и предусматривают право судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело, признать обязательное присутствие при рассмотрении дела участника дорожного движения, в отношении которого ведется производство (ч.З ст.25,1).
В
целях пресечения нарушений правил
безопасности дорожного движения, установления
личности нарушителя, составления протокола
об административном правонарушении (например,
ДТП) при невозможности его составления
на месте ДТП, обеспечения своевременного
и правильного рассмотрения дела и исполнения
принятого по делу постановления применяются
предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения
производства по делу, которые в зависимости
от их целевого назначения подразделяются
на меры административно-
В настоящее время, на региональном уровне, в субъектах РФ, действует единая электронная база данных по линии административной практики. Программное обеспечение, разработанное Управлением ГИБДД МВД, позволяет осуществлять централизованный сбор информации. Все дежурные части подразделений ОВД того или иного региона и подразделения административной практики имеют доступ к данной базе. Все это позволяет работать инспекторам ДПС практически в режиме «реального времени».
Сотрудники отдела осуществляют организационно-методическое руководство за деятельностью инспекторов по исполнению административного законодательства подразделений ГИБДД и принимают меры по совершенствованию уровня их профессиональной подготовки. Каждые полгода на базе УГИБДД МВД проводятся семинары-совещания инспекторов и командиров строевых подразделений ДПС по исполнению административного законодательства. Для участия в работе семинара приглашаются представителя Прокуратуры, ГСУ при МВД, ЭКЦ МВД по РБ, Министерства юстиции и службы судебных приставов, которые делятся опытом с коллегами, обсуждают имеющиеся проблемы и пути из разрешения.
Сотрудники отдела работают в постоянном взаимодействии с ГСУ при МВД и ЭКЦ МВД по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Ежегодно ЭКЦ МВД организует и проводит учебно-практический семинар со следователями, специализирующимися на расследовании ДТП, инспекторами по исполнению административного законодательства ГИБДД, рассматривающими дела по ДТП, и экспертами-криминалистами, где представители отдела принимают активное участие. С данными подразделениями происходит постоянный обмен опытом, методическими материалами. Не обходится и без участия в судебных заседания в качестве специалистов либо ответчиков. На счету отдела много выигранных дел.
По
вопросам, связанным с исполнением
административного
Постоянно анализируется и обобщается деятельность подразделений ГИБДД по применению и исполнению административного законодательства в области дорожного движения. С учетом сложившегося положения дел принимаются различные меры реагирования: направляются указания с предложением мер по стабилизации и улучшению обстановки, оказывается практическая помощь с выездом на места и др. Все нововведения в административном законодательстве доводятся до личного состава подразделений ГИБДД, принимаются зачеты.