Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    При дневном освещении лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток - синие, так как они контрастируют с габаритными огнями ТС. Наилучшим средством обозначения мест ДТП, возникших ночью, является лазерный излучатель, вращающийся с некоторым отклонением генерируемого им луча в вертикальной плоскости, что обеспечивает образование светового конуса, хорошо видимого даже на скрытых поворотах автомобильных дорог.

    Установка ограждающих конусов и дорожных знаков должна производиться так, чтобы обеспечивать плавную траекторию объезда места ДТП.  При отсутствии специальных устройств (конусов) для обозначения места происшествия можно также использовать подручные материалы (ветви деревьев, всевозможные деревянные щиты, легкие предметы светлых тонов, соляровые факела и т. п.). По мере ликвидации последствий они, наряду с ограждающими конусами и дорожными знаками, должны своевременно удаляться.

    При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потеплевшего, рекомендуется составлять:

    1. Протокол осмотра места ДТП.

    2. Схема места ДТП;

    3. Протокол осмотра транспортного  средства;

    4. Объяснения участников ДТП, при  необходимости очевидцев.

    5. В случае выявления нарушений  ПДД со стороны участников  ДТП в соответствии со ст.28.5 Кодекса, - составляется протокол  об административном правонарушении, либо – принимается решение о проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.

         6. При оформлении  материалов по факту ДТП, когда  водитель в нарушении Правил  оставил место ДТП, составляется  рапорт с подробной информацией  о ДТП (время, место, дорожные  погодные условия, видимость направления  движения, состояние проезжей части и т. д.), наличие или отсутствие очевидцев на момент оформления ДТП и принять меры по розыску скрывшего водителя.

         7. Справку по ДТП.

         8. Карточка учета  ДТП.

    Схема ДТП - это графическое изображение  места происшествия и окружающая его обстановка со всеми имеющимися объектами, предметами и следами, обнаруженными в процессе осмотра и результаты ряда других действий, направленных на восстановление или уточнение деталей события и обстоятельств случившегося.

    Согласно  ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения»  дорожно-транспортным происшествием признается событие, «возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Данное определение соответствует приведенному в ПДД и Правилах учета ДТП, являющихся обязательными для всех министерств, ведомств, предприятий и организаций, занятых эксплуатацией ТС, автомобильных дорог и оказанием медицинской помощи. Однако, на наш взгляд, это определение страдает неопределенностью и имеет различия в толковании понятий «транспортное средство», «ДТП», «легкие телесные повреждения» и некоторых других применительно к УК РФ, КоАП РФ и ПДД, несовпадение сроков учета происшествий и представления информации по ним. По  оценкам управления ГИБД,  до 17% первичных носителей информации о ДТП, поступающих из регионов России в ГУ ГИБДД и ГИЦ МВД РФ, по данной причине не отражают действительных обстоятельств, тяжести и механизма возникновения данных  происшествий.

    Одной из основных специфических черт рассмотрения дел о ДТП является следующий  факт: 99 % успеха рассмотрения дела закладывается  в первые часы и минуты после совершения факта ДТП. Все недоработки и  нарушения, допущенные следователем или лицом, проводящим дознание, как правило, носят невосполнимый характер. Так, например, осмотр места ДТП имеет ряд особенностей, которые вытекают из самого характера ДТП и в основном заключаются в следующем.60

    Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться в течение длительного времени в связи с тем, что проезжая часть должна быть как можно быстрее освобождена от транспортных средств; следы на месте происшествия быстро уничтожаются либо проходящим транспортом, либо в результате атмосферных воздействий.

    При рассмотрении дорожно-транспортного  происшествия сотрудник ГИБДД в  первую очередь сталкивается с реальной обстановкой, которая сформировалась в результате произошедшего события, то есть местом происшествия. Именно в его обстановке чаще всего необходимо искать информацию, по которой можно судить о характере происшествия, механизме его развития, а через нее и о характере и последовательности действий его участников при развитии события.61

    Основные  исходные данные по ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра  места происшествия. Проведение остальных  первоначальных следственных действий: осмотр машин, находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. - осуществляется уже после осмотра места происшествия.

    Сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно прибыть на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия.

    Необходимость скорейшего выезда сотрудника ГИБДД на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия (улицу, дорогу), ее необходимо быстро "очистить" от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.62

    Нельзя  оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она  заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия.

    Понятие и содержание обстановки места происшествия исследованы во многих работах Р.С. Белкина63, Ю.И. Ильченко64, А.П. Онучин65 и др.

    На  наш взгляд, наиболее полным представляется определение, формулированное А.П. Онучиным: обстановка места происшествия это  относительно устойчивая и сохранившаяся к моменту следственного осмотра часть материальной среды в границах дорожно-транспортного происшествия, представляющая собой совокупное множество объектов и явлений с различной степенью их внешней и внутренней упорядоченности (согласованности и разобщенности), находящихся в определенных связях отношениях как между собой, так и с расследуемым событием.66

    Охрана  места ДТП поручается как правило, работникам милиции. Сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия обязаны оказать лично или  принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим, установить очевидцев происшествия, записать их адреса, предложить им остаться до прибытия следователя или сотрудника дознания.67

    Помимо  традиционного метода фиксации обстановки места происшествия - фотографирования, могут быть использованы стереофотографические методы съемки; следует зафиксировать рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и предметов по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и др.)68

    Границы осматриваемого участка дороги следует  максимально увеличить как сторону  движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно зафиксировать ширину проезжей части; ширину обочин,  тротуаров, описать обнаруженные следы преступления; длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой – либо границе проезжей части (тротуара, обочине).

    В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение, следует очень внимательно отнестись  к изучению длины и характера  тормозного пути (сплошной или прерывистой). Длина тормозного пути с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, предполагаемого веса автомобиля, степени изношенности покрышек автомашины, состояния тормозной системы, предметов, встретившихся на пути автомобиля, силы попутного или встречного ветра, может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению.

    Для запечатления строения рисунка протектора шины и взаиморасположения частных  признаков, обнаруженных на значительном участке следа транспортного средства, производиться съемка по способу линейной панорамы с какого-либо возвышения (например, с кузова автомобиля). Отдельные особенности следов фотографируются возможно в крупном масштабе с удлинительными кольцами.69

    Поверхностные следы копируются на фотографическую бумагу или дактилоскопическую пленку.

    Следы шин, обнаруженные на одежде потерпевшего фотографируются на месте, а одежда со следами изымается и направляется на исследование.

    Обязательным  условием фиксации следов транспортных средств является составление общих и частных планов, и зарисовка рисунков протекторов (зарисовки и фотоснимки используются при розыске автотранспортного средства по горячим следам)

    Все обнаруженные следы после фотографирования и измерения подробно описываются  в протоколе осмотра места происшествия.

    Приведем  пример, при осмотре места происшествия: столкновение автомобиля ВАЗ-2101 и трактора МТЗ- 50 было установлено следующее.

    Место происшествия расположено на 105-м  км шоссе Броды-Кривичи. Участок  шоссе прямой, с асфальтированным покрытием, подъемов и спусков не имеет. Асфальт был сухой.

    При столкновении автомобиля и трактора, автомобиль получил следующие повреждения: - оторвана передняя стойка кузова; погнуты  передняя и задняя дверцы, погнута  крыша кузова, разбиты лобовое  и заднее стекла. Около автомобиля, на проезжей части имелись осколки битого стекла.  На расстоянии 18.0 м в сторону от г.Броды на той же проезжей части на левом боку лежал трактор, к задней части которого прикреплено приспособление для сбора сена. Передней частью трактор развернут был в сторону г.Броды. трактор получил следующие повреждения: оторван крайний левый зуб приспособления для сбора сена. Разбиты лобовое стекло и стекло левой двери. Погнута левая дверь, разбита задняя левая фара.

    Были  зафиксированы следующие следы: след краски синего цвета (автомобиль ВАЗ-2101 окрашен в синий цвет). След начинается у конца грабель и продолжается в направлении, где находится автомобиль ВАЗ. Длина следа равна 5,1 м, он заканчивается на расстоянии 1,5 от кромки асфальта. Около трактора параллельно мнимой осевой дороги на правой проезжей части, на расстоянии 3,3 м от кромки асфальта, имеется царапина длиной 3,14 м.

    На  расстоянии 5,8 и 13,9 м от трактора в  сторону г.Броды на правой проезжей части зафиксированы следы «юза» колес трактора. Их длина соответственно равна 2,7 и 2.4 м, их наименьшее удаление от кромки асфальта 3,0 и 2,1 м. В конце следа «юза» длиной 2,4 м в направлении в г.Броды имеется осыпь грязи размером 1,0 х 1,5 м.

    В ходе данного осмотра был составлен  протокол места происшествия. Также производилось фотографирование и составлена схема.70

    Детальный осмотр места ДТП включает в себя: осмотр участка проезжей части для  обнаружения фиксации и изъятия  разнообразных следов; осмотр трупа, осмотр транспортного средства.

    Автомобиль  осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения  после происшествия. Фиксируются  тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно возникшие в  результате ДТП, осуществляется поиск  и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего) Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т.п. После этого необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД