Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа
Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2
Пример. Гражданин К., будучи в нетрезвом состоянии, стоял на обочине дороги. В момент, когда мимо него проезжал грузовой автомобиль, он покачнулся в сторону проезжей части и был сбит запирающим крюком правого борта грузовика. Происшествие квалифицируется как наезд на пешехода.
5. К наездам на велосипедиста относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без двигателя, или когда сам велосипедист наехал на движущееся ТС.
6. К наездам на стоящее транспортное средство относятся происшествия, при которых одно ТС наехало на другое стоящее ТС либо на прицеп.
7. К наездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых ТС наехало на упряжных животных или гужевые повозки, а также происшествия, когда упряжные животные или гужевые повозки сами ударились в движущееся ТС.
8. К наездам на животных относятся происшествия, при которых ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (в том числе вьючных и верховых) либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
9. К прочим происшествиям относятся:
1) сходы трамваев с рельсов, не вызванные столкновениями или опрокидываниями;
2)
падения перевозимого груза
3)
наезды на лиц, не являющихся
участниками дорожного
4) наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, дерево, деталь автомобиля);
5)
падение пассажиров с
Падения пассажиров, возникающие при столкновениях, опрокидываниях или наездах ТС на препятствия, к прочим происшествиям не относятся.
В зависимости от степени тяжести последствий ДТП можно подразделить на повлекшие:
1) материальный ущерб;
2) легкие телесные повреждения;
3) телесные повреждения средней тяжести и тяжкие;
4) смерть потерпевшего;
5)
особо тяжкие последствия (
Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости:
1)
ремонтно-восстановительных
2)
затрат на выполнение функций
правоохранительных органов (
3)
оказание медицинской помощи (выезд
на место ДТП, доставка
4) потерь от остановки движения ТС (снижение скорости, заторы, простои, объезды), не произведенного продукта из-за потери рабочего времени.
Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня, либо незначительной стойкой утратой трудоспособности (до 10 %) или скоропреходящими незначительными последствиями, длящимися не более 6 дней.
Происшествия,
сопровождавшиеся материальным ущербом
или легкими телесными
Вместе
с тем все перечисленные
В осмотре мест данных происшествий непременно участвуют сотрудники ДПС. Причем степень их участия весьма значительна. На них возлагаются: охрана места ДТП, обеспечение безопасности работы СОГ, восстановление движения, оказание помощи следователю в составлении схемы происшествия, осмотре ТС и выполнения других неотложных действий.
Это
объясняется не только мобильностью
данной службы и наличием у ее должностных
лиц соответствующих
Наконец,
нельзя не считаться с тем
Среди важнейших обстоятельств, определяющих порядок действий сотрудника ДПС при получении сообщения о ДТП, можно назвать следующие:
1)
удаленность места ДТП от
2) наличие на месте ДТП лиц, способных оказать помощь пострадавшим и зафиксировать обстановку на нем;
3)
вызвана ли на место
4)
направлена ли на место ДТП
следственно-оперативная
5)
имеет ли сотрудник ДПС
6) имеются ли у него необходимые для этой цели инструменты и оборудование (рулетка, линейка, складной метр, уровень, дорожный курвиметр и т. п.);
7)
возможно ли своевременное
8) все ли участники ДТП остались на месте происшествия;
9)
каков характер последствий
Очевидно, что невозможно представить
какой-либо единый алгоритм
В данном случае общий порядок действий может быть следующим:
1)
прием и фиксирование
2)
передача полученной
3) прибытие на место ДТП;
4) извлечение пострадавших из ТС;
5)
оказание им до врачебной
6) обозначение (ограждение) места ДТП;
7)
организация и обеспечение
8) обеспечение охраны места ДТП;
9)
установление и задержание лиц,
10) установление очевидцев;
11) восстановление (обеспечение) дорожного движения;
12)
доклад старшему СОГ о
13)
обеспечение безопасности
В зависимости от обстоятельств отдельные ступени изложенного порядка могут исключаться, дополняться, исполняться параллельно или в измененной последовательности.
Сообщения о ДТП чаще всего поступают в дежурные части УВД, ГОРОВД и строевых подразделений ДПС, а также непосредственно сотрудникам, осуществляющим контроль дорожного движения.59 Получив сообщение, они обязаны внимательно выслушать заявителя (независимо от того, где совершено происшествие), попытаться соединить его с дежурным любыми видами связи либо самостоятельно выяснить у данного лица:
1)
место, время, вид и
2) сведения о пострадавших;
3) оказана ли пострадавшим медицинская помощь;
4)
вызвана ли на место ДТП
бригада скорой медицинской
5) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
6)
тип, марку, цвет и
7)
тип, марку, цвет и
8) фамилию, имя, отчество, адрес и телефон самого заявителя.
Опрос заявителя, который
Успех в ликвидации последствий ДТП и установлении его субъектов, причин и обстоятельств в решающей мере зависит от оперативности реагирования на сообщение.
Одна из важнейших особенностей ДТП состоит в том, что они, как правило, занимают протяженные участки улиц и дорог (до нескольких сот метров в длину). Напомним, что, двигаясь со скоростью 90 км/ч, транспортное средство проходит за одну секунду 25 м, а детали ТС и предметы, находившиеся на них или у участников дорожного движения, при столкновениях и наездах могут быть отброшены на десятки метров.
Главная задача сотрудника ДПС, прибывшего на место ДТП, - скорейшее извлечение пострадавших из ТС и оказание им до врачебной помощи. Однако в условиях ограниченной видимости и при отсутствии на месте происшествия лиц, способных оказать содействие, необходимо предпринять простейшие меры по предотвращению вторичного ДТП -включить специальные световые сигналы на патрульном ТС или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей движущихся ТС об опасности (в населенных пунктах не менее 15 м, а вне их пределов - 30 м от стоящих ТС) .