Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    Пример. Гражданин К., будучи в нетрезвом состоянии, стоял на обочине дороги. В момент, когда мимо него проезжал грузовой автомобиль, он покачнулся в сторону проезжей части и был сбит запирающим крюком правого борта грузовика. Происшествие квалифицируется как наезд на пешехода.

    5. К наездам на  велосипедиста относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без двигателя, или когда сам велосипедист наехал на движущееся ТС.

    6. К наездам на  стоящее транспортное  средство относятся происшествия, при которых одно ТС наехало на другое стоящее ТС либо на прицеп.

    7. К наездам на  гужевой транспорт относятся происшествия, при которых ТС наехало на упряжных животных или гужевые повозки, а также происшествия, когда упряжные животные или гужевые повозки сами ударились в движущееся ТС.

    8. К наездам на  животных относятся происшествия, при которых ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (в том числе вьючных и верховых) либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

    9. К прочим происшествиям относятся:

     1) сходы трамваев с рельсов, не вызванные столкновениями или опрокидываниями;

     2) падения перевозимого груза или  отброшенного колесом ТС предмета  на человека, животное или другое  ТС;

     3) наезды на лиц, не являющихся  участниками дорожного движения;

     4) наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, дерево, деталь автомобиля);

     5) падение пассажиров с движущегося  ТС или внутри его вследствие  резкого торможения, ускорения или  изменения направления движения.

Падения пассажиров, возникающие при столкновениях, опрокидываниях или наездах ТС на препятствия, к прочим происшествиям не относятся.

В зависимости  от степени тяжести последствий  ДТП можно подразделить на повлекшие:

     1) материальный ущерб;

     2) легкие телесные повреждения;

     3) телесные повреждения средней  тяжести и тяжкие;

     4) смерть потерпевшего;

     5) особо тяжкие последствия (когда погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный  ущерб от ДТП может складываться из стоимости:

     1) ремонтно-восстановительных работ  при повреждении ТС, грузов, дорожных  и иных сооружений (знаков, ограждений, перил, зеленых насаждений, светофоров и т. д.);

     2) затрат на выполнение функций  правоохранительных органов (выезд  и действия на месте ДТП,  дознание, следствие и суд);

     3) оказание медицинской помощи (выезд  на место ДТП, доставка пострадавших, лечение, выплаты по социальному страхованию);

     4) потерь от остановки движения  ТС (снижение скорости, заторы, простои,  объезды), не произведенного продукта  из-за потери рабочего времени.

    Телесные  повреждения признаются легкими, если сопровождаются кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня, либо незначительной стойкой утратой трудоспособности (до 10 %) или скоропреходящими незначительными последствиями, длящимися не более 6 дней.

    Происшествия, сопровождавшиеся материальным ущербом  или легкими телесными повреждениями, согласно ст. 12.24, 12.7, 12.29 КоАП РФ образуют состав административных правонарушении, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД. Четыре последующие группы ДТП согласно ст. 264, 265, 266, 268 и 350 УК РФ отнесены к разряду преступлений, по которым обязательно проводится предварительное расследование.

    Вместе  с тем все перечисленные события  едины по механизму возникновения и в значительной степени стереотипны по составу и последовательности выполнения неотложных действий, оперативно-розыскных мероприятий и номенклатуре процессуальных документов, составляемых при их оформлении. Это обусловлено тем, что оперативная квалификация ДТП чрезвычайно затруднена, а последствия и участники не всегда очевидны. При этом следует учитывать, что по делам с неосторожной формой вины и сложными причинно-следственными связями в механизме их возникновения вероятность неправильной квалификации относительно велик. Для установления последствий и участников ДТП требуются предварительная фиксация обстановки места происшествия в особой формы протоколе и схеме, а. также исследование большого объема фактических данных, раскрывающих механизм ДТП, проведение судебно-медицинского освидетельствования пострадавших, авто технической, трасологической и других экспертиз, проверок показаний и следственных экспериментов. Исходя из практики разбирательства и расследования ДТП, можно утверждать, что для получения исчерпывающей информации о них следует руководствоваться не тяжестью последствий, а сложностью установления механизма того или иного происшествия.

    В осмотре мест данных происшествий непременно участвуют сотрудники ДПС. Причем степень их участия весьма значительна. На них возлагаются: охрана места ДТП, обеспечение безопасности работы СОГ, восстановление движения, оказание помощи следователю в составлении схемы происшествия, осмотре ТС и выполнения других неотложных действий.

    Это объясняется не только мобильностью данной службы и наличием у ее должностных  лиц соответствующих полномочий, но и объективными трудностями формирования и обеспечения своевременного выезда на места происшествий полноценных следственно-оперативных групп, большой трудоемкостью предстоящих поисковых мероприятий (если ТС или участники ДТП скрываются), а также необходимостью скорейшего получения  транспортных средствах, подлежащих розыску.

    Наконец, нельзя не считаться с тем обстоятельством, что в связи с декриминализацией  ряда статей УК свыше 90 % вышеуказанных  категорий  ДТП стали квалифицироваться  как административные правонарушения.57 При этом от 75 до 96 % материалов по таким происшествиям доставляются и исполняются в подразделениях ДПС в сроки от 3 до 30 дней, что является положительным моментом, поскольку успех работы по обеспечению БДД в значительной степени определяется своевременностью реализации мер индивидуальной профилактики. В этом смысле административно-правовые меры обладают несомненным преимуществом перед уголовно-правовым воздействием вследствие своей высокой оперативности. Данные обстоятельства нередко вынуждают работников ДПС самостоятельно и независимо от степени тяжести последствий проводить осмотр мест ДТП, транспортных средств, элементов ДИ, вести дознание и лишь затем передавать дело в соответствующие органы предварительного следствия.

    Среди важнейших обстоятельств, определяющих порядок действий сотрудника ДПС при получении сообщения о ДТП, можно назвать следующие:

     1) удаленность места ДТП от медицинских  учреждений, аварийно-спасательных служб, ОВД и самого сотрудника;

     2) наличие на месте ДТП лиц,  способных оказать помощь пострадавшим и зафиксировать обстановку на нем;

     3) вызвана ли на место происшествия  скорая медицинская помощь;

     4) направлена ли на место ДТП  следственно-оперативная группа;

     5) имеет ли сотрудник ДПС подготовку, достаточную для выполнения неотложных  следственных действий на месте происшествия;

     6) имеются ли у него необходимые  для этой цели инструменты  и оборудование (рулетка, линейка,  складной метр, уровень, дорожный  курвиметр и т. п.);

     7) возможно ли своевременное подключение  к выполнению неотложных действий других нарядов ДПС и сотрудников ОВД;

     8) все ли участники ДТП остались  на месте происшествия;

     9) каков характер последствий ДТП.58

       Очевидно, что невозможно представить  какой-либо единый алгоритм действий  сотрудников ДПС, применимый ко  всем ситуациям подобного рода. Исходя из среднестатистических оценок степени сложности решения задачи оказания помощи пострадавшим и установления причин происшествий, рассмотрим его на примере ДТП, которое сопровождалось гибелью и тяжкими телесными повреждениями людей при условии, что сотрудник ДПС оказывается первым, кто получает сообщение о нем.

     В данном случае общий порядок действий может быть следующим:

     1) прием и фиксирование информации  о ДТП;

     2) передача полученной информации  в дежурную часть;

     3) прибытие на место ДТП;

     4) извлечение пострадавших из ТС;

     5) оказание им до врачебной медицинской  помощи и установление их личности;

     6) обозначение (ограждение) места ДТП;

     7) организация и обеспечение иммобилизации  и эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

     8) обеспечение охраны места ДТП;

     9) установление и задержание лиц,  причастных к ДТП;

     10) установление очевидцев;

     11) восстановление (обеспечение) дорожного  движения;

     12) доклад старшему СОГ о принятых  мерах;

     13) обеспечение безопасности работы  личного состава СОГ и выполнение поручений следователя.

    В зависимости от обстоятельств отдельные  ступени изложенного порядка  могут исключаться, дополняться, исполняться  параллельно или в измененной последовательности.

    Сообщения о ДТП чаще всего поступают  в дежурные части УВД, ГОРОВД и  строевых подразделений ДПС, а также  непосредственно сотрудникам, осуществляющим контроль дорожного движения.59 Получив сообщение, они обязаны внимательно выслушать заявителя (независимо от того, где совершено происшествие), попытаться соединить его с дежурным любыми видами связи либо самостоятельно выяснить у данного лица:

           1) место, время, вид и обстоятельства  ДТП;

           2) сведения о пострадавших;

         3) оказана ли пострадавшим медицинская помощь;

         4) вызвана ли на место ДТП  бригада скорой медицинской помощи;

         5) в какие лечебные учреждения  и кем направлены пострадавшие;

         6) тип, марку, цвет и регистрационные  знаки ТС, на которых были отправлены  пострадавшие;

         7) тип, марку, цвет и регистрационные  знаки ТС, причастных к данному  происшествию;

         8) фамилию, имя, отчество, адрес  и телефон самого заявителя.

      Опрос заявителя, который может  находиться в состоянии стресса,  обычно занимает продолжительное  время. Поэтому, установив место, время, характер последствий ДТП и основные анкетные данные заявителя, сотрудник ДПС должен направить его в ближайший ОВД или подразделение ГИБДД и немедленно выехать на место происшествия. При отсутствии устойчивой связи с ОВД он обращается к водителям ТС с просьбой доставить заявителя в дежурную часть либо передать информацию о ДТП.

    Успех в ликвидации последствий ДТП  и установлении его субъектов, причин и обстоятельств в решающей мере зависит от оперативности реагирования на сообщение.

    Одна из важнейших особенностей ДТП состоит в том, что они, как правило, занимают протяженные участки улиц и дорог (до нескольких сот метров в длину). Напомним, что, двигаясь со скоростью 90 км/ч, транспортное средство проходит за одну секунду 25 м, а детали ТС и предметы, находившиеся на них или у участников дорожного движения, при столкновениях и наездах могут быть отброшены на десятки метров.

    Главная задача сотрудника ДПС, прибывшего на место ДТП, - скорейшее извлечение пострадавших из ТС и оказание им до врачебной помощи. Однако в условиях ограниченной видимости и при отсутствии на месте происшествия лиц, способных оказать содействие, необходимо предпринять простейшие меры по предотвращению вторичного ДТП -включить специальные световые сигналы на патрульном ТС или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей движущихся ТС об опасности (в населенных пунктах не менее 15 м, а вне их пределов - 30 м от стоящих ТС) .

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД