Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Работа содержит 1 файл

ненадлежащая реклама.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     >> 1. Правовое регулирование  рекламной деятельности

     Основным  законодательным актом, который  регулирует отношения, возникающие  в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

     Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

     Данный  акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Закон определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

     Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т.п.

     Действие  рассматриваемого Закона не распространяется на политическую рекламу.

     В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит  из данного Федерального закона и  принятых в соответствии с ним  иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

     В связи с этим следует отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

     Определенную  роль в регулировании рекламных  отношений играют акты федеральных  органов исполнительной власти. В  качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц, которым установлены  требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.

     Следует отметить, что содержащееся в ст. 3 Закона о рекламе положение о  федеральном уровне регулирования  отношений в сфере рекламы  рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4-6). В силу положений ст. 130,132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

 

      2. Понятие и виды рекламы

     Реклама – это один из видов информации, поэтому не случайно действующий  Закон о рекламе термины «реклама»  и «рекламная информация» использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу  от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.

     Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

     (Ст. 2 Федерального закона  «О рекламе»)

     Исходя  из данного легального определения  реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

     Классификация видов рекламы может быть проведена  по различным основаниям:

     1) в зависимости от вида рекламируемого  товара выделяют рекламу алкогольных  напитков, табака и табачных изделий,  лекарственных средств и предметов  медицинского назначения, наркотических  средств и психотропных веществ,  пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

     2) в зависимости от вида рекламируемых  услуг выделяют рекламу страховых  и инвестиционных услуг, услуг  банков, организаций, участников  рынка ценных бумаг и других  субъектов, оказывающих финансовые  услуги;

     3) в зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

     4) в зависимости от целей, на  достижение которых направлена  реклама, выделяют:

     - политическую рекламу – информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

     - социальную рекламу – рекламу  общественных и государственных интересов в благотворительных целях;

     - коммерческую рекламу, цели распространения  которой указаны в понятии  рекламы, приведенном в Законе  о рекламе;

     5) в зависимости от субъектов,  к которым обращена рекламная  информация, особо можно говорить  о рекламе, адресованной несовершеннолетним.

     Приведенная классификация имеет теоретическое  и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные  требования, предъявляемые к рекламе  различных видов, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

 

      3. Понятие и виды  субъектов рекламных  отношений

     В первую очередь к субъектам рекламных  отношений необходимо отнести непосредственных участников рекламной деятельности.

     По  осуществляемым функциям выделяют следующих  субъектов рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

     Рекламодатель — лицо, юридическое или физическое, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

     Рекламопроизводитель — лицо, юридическое или физическое, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

     Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

     (Ст. 2 Федерального закона  «О рекламе»)

     Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе (в частности, гл. 3 содержит права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.

     Среди обозначенных в Законе о рекламе  прав и обязанностей участников рекламного процесса назовем следующие.

     Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель  обязаны хранить материалы или  их копии, содержащие рекламу, в течение  одного года со дня последнего распространения  рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом полномочий.

     Рекламопроизводитель  и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставить документальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию.

     Рекламопроизводитель  обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

     В роли рекламодателей, рекламопроизводителей  и рекламораспространителей могут  выступать юридические лица и  физические лица – индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного Закона не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Федерации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Особым  образом Закон о рекламе регулирует вопросы спонсорства и связанное  с этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона, под  спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

     Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый –  соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор  не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

     Закон называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т.е. о юридических  или физических лицах, до сведения которых  доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности