Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

    Разнообразность и сложность изложенных выше тактических  аспектов  неотложных действий на месте  ДТП требуют от сотрудников ДПС  не только знания требования разделов Наставления по ДПС и других нормативно-правовых актов, посвященных данной проблеме, но и знания методики выполнения неотложных действий на месте ДТП.

 

2.3. Административная  практика и совершенствование  мер административного  применения в сфере безопасности дорожного движения

 

    Рассматривая  проблему административной практики, немного коснемся нововведений, Административного  регламента.

    В регламенте четко урегулирован вопрос с какого момента начинается общение  между инспектором и водителем  и как оно должно проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент из-за того, что с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно. А это, в свою очередь, было поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться на инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.

    В настоящее время, согласно Административному регламенту взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения «должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам». По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.

    «Обращение  к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".

    Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

    Предложить  пройти в автомобиль или в служебное  помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

    Административный регламент – это «первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром».71 В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.

    А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.

    В Административном регламенте четко  прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор  утвердился в своих подозрениях  насчет того что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что, несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.

    Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.

    Если  машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.

    Один  из главных спорных вопросов - это  единство закона для всех. Почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном регламенте.72 Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.

    Надо  также сказать, что это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.

    Производство  по делам об административных правонарушениях  в области обеспечения безопасности дорожного движения - урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных должностных лиц органов ГИБДД МВД РФ, а также судей по разрешению подведомственных им дел об административных правонарушениях, совершаемых в области дорожного движения. 73

    Под правонарушениями в области обеспечения  безопасности дорожного движения следует понимать не только правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ, но и иные правонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, предусмотренные, в частности, статьями 8.22, 8.23, 11.21, 11.22, 11.23, 11.25-11.29 КоАП РФ, дела о которых разрешаются полностью или частично органами ГИБДД.

    Новейшее  административное законодательство число  общих признаков административного правонарушения расширило за счет закрепления такого признака, как совершение противоправного действия (бездействие) юридическим лицом, и конкретизировало объекты противоправных посягательств. Так, глава 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», устанавливая административную ответственность за нарушение данного вида, выделяет отличительную их административно-правовую характеристику и образует совокупный объект противоправного посягательства: государственный порядок в области дорожного движения, права и свободы граждан как участников дорожного движения, собственность всех видов.

    Данная  трактовка совокупного объекта  противоправного посягательства соответствует  понятию дорожного движения, закрепленного в ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», где безопасность определяется как степень защищенности его участников от ДТП и их последствий.

    Отличительной административно-правовой характеристикой  рассматриваемых правонарушений является их совершение по неосторожности, при которой лицо предвидело возможность наступления вредных последствий действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Новеллой  новейшего административного законодательства является исключение такой неосторожной формы вины, как легкомыслие, при  которой лицо предвидело возможность  наступления вредных последствий, но рассчитывало на их предотвращение в связи с наличием соответствующих личных качеств: профессионального мастерства, длительного стажа (опыта) вождения

    В то же время практически все составы  административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения, совершаются с двумя формами вины: в форме умысла - по отношению к нарушению ПДД и в форме неосторожности - к наступившим вредным последствиям.

    Отсутствие  в административном законодательстве понятия проступка с двумя  формами вины, очевидно, затруднит  применение на практике соответствующих статей главы 12 КоАП РФ, которые не только не дают определения административного проступка с двумя формами вины, но и понятию «вина»

    В число общих административно-правовых характеристик административного  правонарушения входит возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. Но при этом возникает вопрос о распространении правового статуса водителя на лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста как субъекта административной ответственности, решение которого, как представляется, видится в дополнении «Примечания» к главе 12 КоАП РФ, где наряду с понятием «транспортное средство» следует отразить и понятие «водителя» как лица, имеющего соответствующий административно-правовой статус, связанный с прохождением предварительного обучения, достижением определенного возраста, сдачей квалификационных экзаменов и т.д.

    При рассмотрении дел о ДТП нередко  возникает вопрос об освобождении от административной ответственности  в силу его малозначительности, понятие  которого КоАП РФ не регламентирует, хотя данный общий признак может служить основанием освобождения от административной ответственности за ДТП, повлекшее лишь причинение незначительного материального ущерба.

    Таким образом, на основе вышесказанного можно  сделать вывод, что административно-правовыми характеристиками посягательств на безопасность дорожного движения являются: совокупный объект противоправного посягательства, противоправное, виновное действие (бездействие) участника дорожного движения определенного возраста и имеющего определенный административно-правовой статус (водитель, иное лицо, осуществляющее управление транспортным средством, пешеход), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Важность  и основное назначение Административно-процессуального кодекса Российской Федерации состоит в обеспечении регламентации процедуры разрешения административно-правовых споров (особенно о виновной стороне ДТП), что, несомненно, создаст гарантии укрепления законности и защиты прав граждан в рамках административного процесса путем устранения таких типичных недостатков рассмотрения дел о нарушениях ПДД, как некачественное оформление протоколов о ДТП; рассмотрение дел неправомочными должностными лицами; нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных прав участников производства; неполное исследование обстоятельств ДТП и неверная их квалификация; применение административных наказаний без учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, и т.д.

    Соблюдение  процессуальных гарантий защиты прав граждан при рассмотрении дел о нарушениях ПДД предполагает наличие порядка получения и закрепления доказательственной информации при проведении, в частности, экспертных исследований. Однако порядок их назначения в правовом отношении не урегулирован, что, возможно, составляет одну из причин редкого обращения к помощи специалистов, слабого использования возможностей экспертных учреждений в рамках административного процесса, которые зачастую отказывают органам административной юрисдикции в проведении экспертиз.

    Проведение  экспертных исследований по поручению  административно-юрисдикционных органов  и оформление получаемых данных осуществляются в упрощенном порядке: эксперт, как  правило, не предупреждается об ответственности  за вынесение заведомо ложного заключения, выводы исследования отражаются не в заключениях, а в справках (сообщениях) без раскрытия процесса исследования и его методики, что затрудняет процессуальную проверку достоверности выводов, снижает их доказательную значимость.

    Подразделения ГИБДД МВД России в структуре субъектов, уполномоченных рассматривать дела о нарушениях ПДД, занимают особое место в силу наделения их административно-правовым статусом надведомственного характера, закрепленным в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность, состоящую, в частности, в наложении административных наказаний на граждан и должностных лиц за совершенные ими правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

    Согласно  закрепленному в Законе Российской Федерации «О милиции» правовому статусу на ГИБДД возложены обязанности обеспечивать правопорядок на транспортных магистралях, регулировать дорожное движение; контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения, производить регистрацию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автомототранспортными средствами.

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД