Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:25, реферат
Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные напрвления инвестиционной политики государства.
Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельностиНазвание: Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат Добавлен 04:08:10 13 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 1277 Комментариев:
0 Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка:
неизвестно Скачать
Понятие инвестиционной
деятельности впервые было законодательно
определено только в 1991 году. Несмотря
на значительное количество выпущенных
к настоящему времени документов, далеко
не все аспекты инвестиционной деятельности
нашли отражение в нормативных актах -
пока лишь намечены основные напрвления
инвестиционной политики государства.
Согласно законам РСФСР
от 26 июня 1991г. " Об инвестиционной деятельности
в РСФСР" и от 4 июля 1991 г. " Об иностранных
инвестициях в РСФСР" инвестициями
являются денежные средства, целевые банковские
вклады, паи, ценные бумаги, технологии,
оборудование, лицензии, кредиты, имущественные
права, интеллектуальные ценности, вкладываемые
в объекты предпринимательской и других
видов деятельности в целях получения
прибыли и достижения положительного
социального эффекта. Запрещается инвестирование
в объекты, создание и использование которых
не отвечает требованиям экологических,
санитарно-гигиенических и других законодательно
определенных норм, наносит ущерб охраняемым
законом правам и интересам граждан, юридических
лиц и Государства.
Важнейшими стимулами
развития инвестиционной деятельности
является обеспечение государством гарантий
прав инвесторов, защиты инвестиций и
предоставление им налоговых и таможенных
льгот.
Защита инвестиций
гарантируется законом независимо от
форм собственности. При этом всем инвесторам
обеспечиваются равноправные условия
деятельности, исключающие применение
мер дискриминационного характера, которые
могли бы препятствовать управлению и
распоряжению инвестициями:
а) инвестиции не могут
быть безвозмездно национализированы;
б) инвестиции не могут
быть реквизированы.
Применение таких мер
возможно лишь с полным возмещением инвестору
всех убытков, включая упущенную выгоду.
Инвестиции могут быть застрахованы. К
сожалению, стоит отметить, что данная
норма закона в некоторой степени является
декларативной. До недавнего времени согласно
ст. 36 Закона об иностранных инвестициях
иностранные инвесторы могли приобретать
государственные ценные бумаги только
с разрешения Минфина РФ. Эта статья была
отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента
России № 2288. Также в соответствии с Инструкцией
ЦБР от 16 июля 1993 г. № 16 нерезиденты осуществляют
все инвестиции и реинвестиции на территории
Российской Федерации в рублях со специальных
инвестиционных рублевых счетов типа
"И". Но до сих пор не выработан механизм
продажи валюты на внутреннем валютном
рынке с целью зачисления рублевой выручки
на эти счета.
В целях обеспечения
стабильности прав инвесторов законом
установлено, что соответствующие положения
принимаемых законодательных актов, ограничивающие
эти права, не могут вводиться в действие
ранее чем через год с момента их опубликования.
Для иностранных и совместных предприятий
Указом Президента РФ от 27 сентября 1993
г. № 1466 этот срок увеличен до трех лет.
Кроме того, установлено, что ограничения
в деятельности иностранных инвесторов
могут быть введены только законами Российской
Федерации и указами Президента, нормативные
акты местных органов власти, ущемляющие
права инвесторов, не подлежат применению.
Поскольку правовых
гарантий не всегда бывает достаточно,
возникает необходимость в создании специальных
организаций) обеспечивающих исполнение
законодательных норм. Указом Президента
РФ от 2 февраля 1993 года № 184 образована
Государственная инвестиционная корпорация,
которая может выступать гарантом иностранным
и отечественным инвесторам. Взнос государства
в уставном фонде корпорации составляет
более
1 млрд. долларов США.
Также для обеспечения финансовых гарантий
иностранным инвесторам корпорации выделено
50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Не
менее значительные финансовые гарантии
предоставлены Постановлением Правительства
РФ от 23 мая 1994 г. № 507. По эмиссионным обязательствам
Инвестиционного финансового консорциума,
участниками которого являются крупнейшие
банки России, предусмотрены государственные
гарантии общим объемом 800 млрд. рублей.
При этом средства, привлеченные в результате
выпуска консорциумом ценных бумаг, направляются
на финансирование инвестиционных проектов,
а также на формирование резервного и
страхового фондов, на которые будет обращаться
первоочередное взыскание. Указом Президента
РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 признано необходимым
участие российской стороны в учреждении
Международного агентства по страхованию
иностранных инвестиций в Российскую
Федерацию от некоммерческих рисков.
Закон об иностранных
инвестициях предусматривает ряд таможенных
льгот: имущество, ввозимое в качестве
вклада в уставной фонд, предназначенное
для собственного материального производства
или ввозимое иностранными работниками
для собственных нужд, освобождается от
взимания импортных пошлин, предприятия,
полностью принадлежащие иностранным
инвесторам, и совместные предприятия,
в уставном фонде которых иностранные
инвестиции составляют более 30 процентов,
вправе без лицензий экспортировать продукцию
собственного производства и импортировать
продукцию для собственных нужд; валютная
выручка указанных предприятий от экспорта
собственной продукции остается полностью
в их распоряжении. Указом Президента
РФ от 10,июня 1994 г. № 1199 установлено, что
предприятия, ввозящие оборудование (кроме
подакцизных), предназначенное для производственного
развития предприятий, по контрактам,
заключенным до 1 января 1993 г. освобождаются
в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.
С выходом Указа Президента
РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 определилось
новое направление в государственной
инвестиционной политике - финансовое
участие государства в Частных инвестиционных
проектах. Указом предусматривается ежегодное
выделение капитальных вложений на финансирование
высокоэффективных инвестиционных проектов
при условии размещения этих средств на
конкурсных началах. Право на участие
в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор
вкладывает не менее 80% собственных и заемных
средств, включая иностранные инвестиции,
при этом собственные средства инвестора
должны составлять не менее 20%. Частные
инвесторы приобретают право собственности
на созданные объекты и производства в
соответствии с долей вложенных средств.
Началась разработка
нового направления в инвестиционной
деятельности. Указом Президента РФ от
17 сентября 1994 г. № 1929 введено понятие
финансового лизинга как вида предпринимательской
деятельности, направленного на инвестирование
временно свободных или привлеченных
средств в имущество, передаваемое по
договору физическим и юридическим лицам
на определенный срок.
2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
Действующие законодательные
акты прямо не регламентируют использование
концессионных форм инвестиций, основанных
на договорных принципах отношений государства
и инвесторов. И Закон "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР", и Закон "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" определяют
лишь принципы и основные положения инвестиционной
деятельности в целом и иностранных инвестиций
в частности и в совокупности с новым Гражданским
кодексом являются лишь общей законодательной
базой для концессионных отношений.
Этот пробел в законодательстве
Российской Федерации и призваны заполнить
законы из "концессионного" пакета
и прежде всего - рамочный Закон "О концессионных
и иных договорах, заключаемых с иностранными
инвесторами", в котором определялся:
перечень концессионных объектов, права
и обязанности инвестора по долгосрочному
пользованию находящимся в государственной
собственности объектом или занятию деятельностью,
являющейся государственной монополией.
Область действия этого закона распространяется
преимущественно на перерабатывающую
промышленность, транспорт и связь, сферу
услуг итак далее.
Важнейшим предметом
регулирования для Закона "О соглашениях
о разделе продукции" является сфера
недроподьзования, и основное внимание
в нем уделено механизму и процедуре реализации
таких соглашений. Учитывая, что недра
являются исключительной государственной
собственностью, Законом "О недрах"
в свое время был установлен лишь администрайтно-
К наиболее распространенным
современным разновидностям концессионных
форм соглашений государства с иностранными
инвесторами относятся'
а) концессионные договоры
(собственно концессии в узком значении);
б) соглашения о разделе
продукции;
в) договоры на предоставление
услуг (с риском или без риска).
Среди общих отличительных
признаков всех названных видов договоров
необходимо выделить прежде всего то,
что все они:
во-первых, заключаются
государством с иностранными инвесторами
в отношении объектов государственной
или муниципальной собственности, которые
в соответствии с национальным законодательством
частично или полностью исключены из гражданско-правового
оборота, а также в отношении отдельных
видов деятельности, составляющих государственную
монополию (так называемые естественные
монополии);
во-вторых, в отличие
от классических гражданско-правовых
сделок названные договоры могут включать
отдельные изъятия из национального гражданского
законодательства применительно к отношениям
государства с инвесторами, предусматривая
возможность односторонних преимущественных
прав государства в рамках таких договоров;
в-третьих, признание
концессионных и иных договоров с иностранными
инвесторами юридически действительными
предполагает совершение государством,
в лице уполномоченных органов исполнительной
власти, предваряюшего такой договор или
следующего после его заключения разрешительного
акт (выдачу лицензии или иного разрешения),
если подобный порядок установлен национальным
законодательством;
в-четвертых, для большинства
государств, применяющих концессионные
формы договоров с инвесторами, характерно
изъятие из национального правового режима,
именуемое юристами как "дедушкина
оговорка" и предусматривающее на срок
действия договора мораторий на применение
к иностранному инвестору неблагоприятных
для него изменений в текущем законодательстве,
принятых после вступления такого договора
в силу.
Кроме того, в концессионных
и иных договорах с иностранными инвесторами
должны быть отражены такие обязательные
положения, как:
- виды деятельности,
работ или услуг, осуществляемые инвестором
в соответствии с договором;
- обязательства государстра
перед инвестором о выдаче ему разрешительных
документов, необходимых для осуществления
оговоренных договором работ и услуг,
включая внешнеторговые сделки;
- права собственности
инвестора на произведенную в рамках договора
продукцию (или ее оговоренную часть) и
полученные доходы, включая право на их
вывоз из страны;
- права и обязанности
сторон по принятию решений, связанных
с выполнением договора;
- минимальные программа
и график работ, выполняемых на основе
договора;
- обязательства инвестора
по использованию прогрессивных технологий
и производству конкурентоспособных товаров
и услуг;
- обязательства инвестора
соблюдать установленные законодательство,
нормы и правила, касающиеся трудовых
отношений, техники безопасности, охраны
окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов;
- обязательства инвестора
по обеспечению финансирования работ-,
а также гарантии получения заемных средств,
намеченных к привлечению инвесторов
в пределах, установленных договором;
- обязательства инвестора
по найму и обучению местных специалистов
и других работников;
- взаимные обязательства
государства и инвестора по развитию производственной
и социальной инфраструктуры региона
(регионов) нахождения объекта (объектов)
инвестиций;
- обязательства государства
по обеспечению недискриминационного
порядка приобретения инвестором местных
товаров и услуг и допуска ксистемам транспорта
и связи - с учетом требований национального
законодательства;
-виды, формы и порядокопределения
и внесения инвестором налогов, сборов
и других обязательных платежей, особенности
применения которых могут устанавливаться
договором в соответствии с национальным
налоговым законодательством;
- порядок возврата
земельных участков. иных природных объектов
и имущества, переденных государством
в пользование инвестору в соответствии
с договором, в процессе использования
или после прекращения действия договора;
- срок действия договора,
порядок и условия его продления, приостановления
и прекращения, а также порядок разрешения
споров.
Приведенные положения концессионных и иных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или дополнены другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения, специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.
Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности