Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД

Автор: Tony Mantana, 04 Июня 2010 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Ежегодно на дорогах России погибает более 30 тыс. человек, что составляет население города, аналогичного г. Собинка.1
По данным статистики УГИБДД по СПб и Ленинградской области за 10 месяцев 2009 г. В Санкт – Петербурге, было совершено 6 527 ДТП, в результате погибло за прошедший период 417 человек, ранено 7660 человек. По вине водителей совершено 5080 ДТП.2

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

       Тем не менее, на ситуацию, складывающуюся в дорожном движении, нельзя было не реагировать, поэтому использовался  наиболее «дешевый» способ  - правовая регламентация. Государство, с одной стороны, вроде бы заботилось об обеспечении безопасности  дорожного движения, а с другой – отдавало решение этой проблемы в руки участников дорожного движения посредством предъявления к ним жестких требований и возложения на них обязанностей, что при отсутствии цивилизованных условий движения оставались делом проблематичным.

       Учитывая, что аварийность на автомобильном  транспорте ежегодно наносит хозяйству  страны огромный материальный ущерб, а  безопасность дорожного движения стала серьезной государственной проблемой, имеющий большое социальное и политическое значение в законодательстве в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности движения сформирован принцип программно-целевого подхода к этой деятельности. Дело в том, что ее многогранность, причастность к ней большого количества министерств, ведомств, других государственных органов, организаций  и предприятий, объединений граждан, осуществление этой деятельности Федерации в целом, ее субъектами и всеми без исключения органами местного самоуправления не позволит добиться какого-либо реального успеха в обеспечении безопасности дорожного движения без использования программно-целевого подход, разработки и реализации соответствующих федеральных, региональных и местных целевых программ.

       В рамках проводимой в настоящее время  в соответствии с Концепцией административной реформы на 2006–2010 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в редакции Постановления Правительства РФ от 28марта 2008 г. № 221)31 административной реформы осуществляется постоянное совершенствование юридического механизма реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций по государственному контролю (надзору). Свидетельством этого является и принятие нового Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступающего в силу с 1 июля 2009 г.32

         Действие указанного федерального  закона распространяется, в том  числе и на отношения, возникающие  в процессе осуществления государственного  контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. Одним из видов такого контроля и надзора является контроль и надзор за соблюдением физическими лицами и организациями правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов (далее - дорожный контроль и надзор). Между тем нормативные правовые акты, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, далеко не в полной мере регулируют основания и порядок осуществления мероприятий по дорожному контролю и надзору.

    Как показывает анализ правоприменительной  деятельности органов ГИБДД МВД  России, в последние годы остро  встал вопрос надлежащего содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, существенно возросло количество административных правонарушений, совершаемых в процессе их эксплуатации и ремонта.33

    Считаю, что все указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования деятельности подразделений ГИББД МВД России по осуществлению дорожного контроля и надзора. 

    1. Нормативно  – правовое регулирование  деятельности ГИБДД
 
 

    Глобализационные  и интеграционные процессы в мире обусловили значительное увеличение количества автомототранспортных средств, перемещающихся по территориям различных государств. Что в сою очередь поставило задачу унифицирования норм о безопасности движения. В рамках решения указанной задачи г. Вене в 1968 г. были подписаны Конвенция о дорожном движении34, Конвенция о дорожных знаках и сигналах35, позднее приняты Европейские Соглашения (1971 г.)36, дополняющие названные документы.

    Международные договоры и соглашения, затрагивающие  различные аспекты обеспечения  безопасности дорожного движения, которые  ратифицировала Российской Федерация, также являются составной частью систем правового регулирования деятельности Госавтоинспекции

    Действующие в России нормативные правовые акты в сфере организации и безопасности дорожного движения базируются на положениях соответствующих конвенций и соглашений.

    В РФ, основным нормативным документом, регулирующим деятельность ГИБДД РФ является Конституция РФ, которая устанавливает основные принципы построения системы органов государственной власти, определяет их правовой статус, разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, провозглашает права и свободы человека и гражданина, гарантирует их государственную защиту, содержит иные важнейшие положения, касающиеся функционирования демократического правового государства.

     Не  так давно принят Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в котором закреплены основные принципы транспортной безопасности: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Другим  базовым нормативным актом, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: "О безопасности дорожного  движения", который определяет приоритетные направления и принципы государственной  политики в области обеспечения  безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области.

    Статья 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что наиболее важные задачи государства в рассматриваемо сфере - это "охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий".37

    Решение поставленных задач обеспечивается деятельностью соответствующих органов государственной власти, которые осуществляют государственный надзор и контроль за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этих целях им предоставлены необходимые государственно-властные полномочия.

    В п. 9 ст. 10 Закона Российской Федерации "О милиции"38 уточняется компетенция ГИБДД РФ, в частности: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; прием экзаменов и выдача удостоверения на право управления автотранспортным средством; организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулирование дорожного движения; осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения; контроль исполнения владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставление указанным в нем лицам информации, относящейся к осуществлению обязательного страхования.

    Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 раскрывает полномочия ГИБДД: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    На  современном этапе развития, серьезным  шагом на пути создания эффективного государственного механизма обеспечения безопасности дорожного движения, стало возложение на МВД функции координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основании Постановления Правительства РФ № 567 от 19 октября 2004 г. «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».

    Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. № 711» определяет ГИБДД как структурное подразделение МВД РФ, осуществляющее специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    На  ГИБДД возлагается широкий круг, как общих правоохранительных задач, так и ряда специфических, обусловливающих особенности ее административно-правового статуса как основного субъекта обеспечения безопасности дорожного движения. При этом их природа корреспондирует функции государства по осуществлению правовой охраны жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств и находит свое конкретное выражение в системе обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Особый административно-правовой статус ГИБДД обусловлен не только специализацией по линии соответствующего специального направления государственной деятельности, но и с объективной необходимостью комплексного воздействия со стороны государства на сферу дорожного движения с позиции обеспечения ее безопасного функционирования, применения особых форм и методов упорядочивания возникающих в ней общественных отношений.

    Несмотря  на полифункциональный характер административной деятельности ГИБДД, выполнение ею не только правоохранительных, но и сугубо управленческих задач, возложение на ГИБДД основного объема правоохранительной функции государства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволяет отнести ГИБДД к категории правоохранительных органов.

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих технический надзор, розыск автотранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения осуществляется на основании Положения о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета от 7 декабря 2000 г. № 926.

    Правила дорожного движения РФ устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Этим нормативным правовым актом закреплены права и обязанности всех категорий участников дорожного движения, определено значение сигналов регулировщика, светофоров, а также дорожных знаков и разметки. Указанным постановлением.

    Кроме того, учет ДТП в ГИБДД РФ ведется на основании Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительств) Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647, Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел от 29 июня 1995 г. № 328 (Приказ МВД РФ).

    Нормативно  – правовую основу деятельности ГИБДД  РФ составляют также Приказы МВД  РФ, например: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации о порядке регистрации транспортных средств № 1001 от 24.11.200839, Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору № 1240 от 07.12.2000, редакция от 19.02.2007 (23), Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации о порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов № 167 от 19.02.2007 (24), Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения № 185 от 02.03.2009 (25).

    На  смену Наставления по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году пришли два документа: административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ - своего рода внутренний распорядок. Он носит гриф "Для служебного пользования" и не публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом.

    Административный  регламент (Приказ МВД РФ № 185) «появился  на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане». (25)

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения и правовое регулирование деятельности ГИБДД