Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.

По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и

промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Работа содержит 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОИ СИСТЕМ1.docx

— 169.58 Кб (Скачать)

Автомобильный промышленный транспорт. Автоматизированная система  технико-экономического планирования предназначена для расчета основных пла-новых показателей работы заводского автотранспорта, обеспечивающих наилучшее использование транспортных средств при условии своевременного выполне-ния заданного объема перевозок.

Для внедрения системы  технико-экономического планирования разрабаты-ваются карты технологического процесса транспортировки, технико-нормировочные  карты транспортного процесса, нормы  времени и расценки работ. При  этом распределение транспортных средств  по цехам, основанное на средне-годовых  статистических данных, заменяется оперативным  распределением, исхо-дящим из реальной потребности в перевозках. Системы  сменно-суточного плани-рования  и маршрутизации работы межцехового  автомобильного транспорта раз-рабатываются соответственно принятой организации  перевозок (по графику, по заявкам, с  распределением по цехам и др.). Оптимизация  планирования и мар-шрутизация перевозок  сокращают затраты времени на выполнение перевозок общий пробег машин и объем грузовых работ  на 20-25%. Разработаны и внедрены эффективные  методы планирования внутризаводских  автомобильных перевозок по маятниковым  маршрутам и методы построения расписания движения транс-порта по радиально-кольцевым  маршрутам, обеспечивающие максимальное ис-пользование, грузоподъёмности транспортных средств при доставке

продукции одного цеха в другие. Некоторые алгоритмы  оптимизируют маршруты перевозок по минимуму пробега автомобилей.

Большинство показателей, характеризующих работу автотранспорта про-мышленного предприятия, можно  получить в результате обработки  первичного 

учетного документа - путевого листа. Кроме учета трудовых и материальных за-трат, путевой  лист используется для начисления заработной платы водителям и расчетов за перевозку грузов.

Автоматизированные  системы оперативного управления экскаваторно--автомобильными комплексами распределяют поток  автомобилей по забоям исхо-дя из требований сменного плана выемки, если обеспечивается требуемая ших-товка руд:

выбирают пункт  погрузки и маршрут следования каждого  автосамо-свала с целью минимизации  суммарных простоев горного и  транспортного обору-дования;

учитывают работу экскаваторов и автосамосвалов;

контролируют пра-вильность  выполнения команд водителями.

Разработаны различные  варианты по-добных систем, различающихся  составом автоматизируемых функций, особенно-стями  технических решений узлов съема  и передачи информации с автомобиля на автомобиль и др.

Во всех случаях  автосамосвалы оборудуются датчиками, передающими но-мер машины по радиоканалу. Номер считывается устройствами опознания, распо-ложенными у въездов  в карьер, в пунктах погрузки (выгрузки) и других кон-трольных точках. Считанный  номер передается по радиоканалу  в диспетчерский пункт. Номер  загрузившего автосамосвал экскаватора  также передается по радио-каналу и  в некоторых системах фиксируется  в логическом устройстве, установ-ленном на автосамосвале, а затем считывается  в контрольных точках. Масса груза  автоматически фиксируется либо при прохождении автосамосвала  через весы, ли-бо весомером, установленным  непосредственно на машине. Вся информация по-падает в диспетчерскую, где фиксируется  на машинном носителе или вводится-непосредственно  в ЭВМ. Решение об адресовании  автосамосвала, принятое дис-петчером или вычислительным устройством, передается на табло, установленное у въезда, в карьер, либо по радиоканалу непосредственно  в кабину водителя. Ино-гда предусмотрен обмен между автосамосвалом и  экскаватором специальными сигналами, гарантирующими правильность выполнения задания. 

Лекция 7 

ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 

1. Промышленный транспорт  предприятия как техническая  система 

Транспортная системология — это наука о транспортной системе, целью которой является обеспечение цельности, всестороннего  подхода к решению сложных  проблем развития и эксплуатации промышленного транспорта. В основе понятий системного подхода к  транспорту положен понятийный аппарат, заимст-вованный из общей теории систем, базой которого является понятие "система" и связанные с ним системные  категории системные связи и  отношения, системные свойства). Структурные образования системных понятий: система (системообра-зующий компонент; системный объект; границы системы, состав системы); системные связи и отношения (технические, технологические, экономические, пра-вовые, социальные, специальные, информационные, материальные, энергетиче-ские); системные свойства (большая, искусственная, открытая, техническая, соци-альная, целостная, обособленная, централизованная, децентрализованная, управляемая; детерминированная, целостностная, динамическая, самоорганизующаяся, эмерджентности).

Системное представление  о промышленном транспорте предприятия  пред-полагает выделение системных  объектов, к которым относятся  вход, процесс, выход, цель, критерии, обратная связь и ограничения.

Вход транспортной системы обусловливается системообразующим  компо-нентом, а именно предъявляемым  количеством (объемом) грузов, подлежащих перевозке различными видами транспорта. Это характеризует промышленную транспортную систему как систему  потоковую, определяет ее внутреннюю структуру, состав и содержание процесса. Процесс  функционирования транс-портной системы  характеризуется чрезвычайной сложностью, определяемой многообразием вариантов  возможного удовлетворения потребностей предприятия в перемещении грузов, а также исключительно высоким  динамизмом материаль-ных потоков, их большим разнообразием по характеру  и свойствам. Процесс транспортной системы характеризуется набором  соответствующих параметров.

Выход транспортной системы  характеризует результат ее деятельности, является функцией совокупности факторов, обусловленных входом и процессом  системы. Деятельность системы предполагает наличие цели, ради достижения ко-торой  она функционирует и осуществляется процесс управления ею.

Цель транспортной системы определена как необходимость  более полного и своевременного удовлетворения потребностей в перевозке  грузов. Естественно, эта цель должна быть достигнута при определенном критерии.

Критерий — показатель, экстремальное значение которого характеризует  степень соответствия хода функционирования транспортной системы поставлен-ной  цели, может быть оценен достигнутым  значением функционала.

Обратная связь  — важнейшее понятие кибернетики, означающее воздейст-вие результатов  управления на процесс этого управления. Для обеспечения целе-направленного  функционирования транспорта как системы  с заданными значе-ниями на ее выходе необходимо постоянно воздействовать на процесс, изменяя параметрысистемы через влияние на ее вход с учетом действующих ограничений. Это требует организации управления материальными потоками в границах всей транспортной системы (от входа до выхода), т.е. "от двери до двери". Такое управление может быть основано на использовании принципа обратной связи. Это обусловливает необходимость четкого установления границ транспортной" системы, в пределах которых и должен проявляться этот принцип в управлении транспортом как системой.

Ограничения отображают внутренние свойства системы в процессе их взаи-моотношения с внешними ограничивающими  факторами. В экономических сис-темах  ограничения увязывают их технико-экономические  характеристики и пла-ны действий с  ресурсами, предназначенными к потреблению. Учитывая, что транспортная система  является частью экономической, большим  потребителем материальных, энергетических, финансовых и людских ресурсов, ее развитие на-ходится под прямым воздействием ограничений по этим видам ресурсов.

Границы промыииенно-транспортной системы обусловливаются тем, что  промышленный транспорт является составной  частью сферы обращения и обес-печивает перемещение готового продукта из сферы  непрерывного производства в сферу  потребления. Границы транспортной системы вытекают из экономических. границ перемещения грузов в сфере  обращения. При этом основу транспорта сфе-ры обращения составляют магистральные  виды. Однако при существующей фор-ме организации распорядительства  техническими средствами отдельные  виды ма-гистрального транспорта, как  правило, не обеспечивают полностью  перевозочный процесс грузов в сфере  обращения, т. е. "от двери до двери". Подвоз грузов (про-дукции) из сферы  производства к магистральным видам  транспорта и подача гру-зов с  магистральных видов транспорта в сферу потребления осуществляются по подъездным путям к промышленным предприятиям, строительным и торговым организациям. Эти перевозки относятся  к сфере обращения независимо от того, чьими средствами (функции  распоряжения) они выполняются —  отправителя или получателя грузов или средствами транспорта общего пользования. Связь внеш-него промышленного транспорта с магистральными осуществляется через  так на-зываемые стыковые пункты, которые  размещаются на железнодорожных  станци-ях, в речных и морских  портах, аэропортах и др.

С учетом изложенного  модель транспортной системы в ее границах схема-тически можно выразить как совокупность транспортных коммуникаций магистральных видов транспорта и внешнего промышленного транспорта, объединен-ных между собой стыковыми  пунктами. Модель транспортной системы  отражает прежде всего ее потоковый  характер. Грузы на входе системы  распределяются по каналам транспортных магистралей, что характеризует транспорт как коммуника-ционную систему, главная функция которой - реализация сообщений материальных объектов. Связь промтранспортных коммуникаций со средой осуществляется с помощью внешнего промышленного транспорта через стыковые пункты. Следовательно, состав всей транспортной системы можно представить совокупностью трех подсистем со свойственными им конструктивными особенностями: внешнего промышленного транспорта, транспортных магистралей и пунктов их стыкования. Под пунктом стыкования понимают подсистему транспорта как комплекс технических средств и обустройств взаимодействующих видов транспорта и совокупности отношений между ним, обеспечивающих переход (передачу) материального потока с внешнего промышленного транспорта на транспортные магистрали и обратно.

Внешний промышленный транспорт обеспечивает связи и  отношения на. входе и на выходе транспортной системы. При этом выход  в сферу материального производства, функционирование потоков этой сферы, а также выход из нее осуществляет промышленный транспорт.

Под единой транспортной системой понимается комплекс технических  средств, коммуникаций и обустройств  различных видов транспорта и  совокуп-ность отношений (технологических, организационных, правовых, социальных и специальных), обеспечивающих полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей в перевозке грузов в сфере обращения.

Системное представление  транспорта на макро уровне связано  с изучением его как части  системы более высокого ранга  – народного хозяйства, а предметом  изучения являются системные связи  и отношения, формируемые на входе  и выхо-де транспортной системы.

При этом исследование системных связей и отношений  при макро подходе связано  с практическим решением следующих  основных сис-темных задач транспорта:

рационального распределения  материальных потоков по видам транс-порта;

организации системы  комплексного транспортно-экспедиционного  об-служивания получателей и отправителей грузов независимо от вида транспорта, применяемого для перемещения.

Системное представление  транспорта на микро уровне связано, с одной стороны, с познанием  его составных подсистем (внешнего промышленного транс-порта, транспортных магистралей и пунктов их стыка) и формируемых между ними системных  связей и отношений, с другой - это познание составных частей транспортных магистралей при их последовательном размещении (прямые смешанные перевозки).

Отмеченные практические задачи системного характера как  на макро, так и на микроуровнях познания транспорта свидетельствуют о прямой зависимости решения проблемы создания единой транспортной системы от комплекса  науч-ных и практических задач  координации работы и комплексного развития различ-ных видов транспорта. Особо необходимо подчеркнуть, что  возникающие сис-темные связи и  отношения как на макро, так и  на микроуровнях формируются и проявляются  в основном в транспортных узлах. Из этого вытекает одно из важ-нейших системных положений транспорта: транспортный узел - важнейшее звено  всего перевозочного конвейера, один из главнейших элементов при  формирова-нии единой транспортной системы. Согласно общей теории систем одним из условий оптимального функционирования больших систем является наличие  в их управляющих частях центрального органа управления, функцией которого явля-ется координация действий подсистем, стимулирование и регламентация  их дея-тельности, обеспечивающие согласование собственных интересов подсистем  с целью (интересами) всей системы, т. е. превращение ее в централизованную систему. Только в централизованной системе можно достичь важнейших  системных свойств транспорта: совместимости  или гармонии подсистем, оптимизации  системы в целом. 

Информация о работе Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах