Процесс управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

В общем виде управление (менеджмент) следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Работа содержит 1 файл

САМА КУРСОВАЯ.docx

— 81.46 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 В общем  виде управление (менеджмент) следует представлять, как  умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление  – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

 В экономике  формируются, функционируют и развиваются  различные объекты, как государственного социального управления, так и  менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная  и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур. 

 Следовательно, управление – это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

 Повышение интереса к управлению говорит о  значительных социальных и экономических  переменах, произошедших в обществе. Это подтверждается на примере практически  всех республик СНГ. В течение последних 3 – 5 лет в экономике республик постсоветского пространства происходят серьезные перемены. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны – ни в каких других странах  мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. К числу таких изменений  относятся следующие:

 1. изменение структуры собственности, связанной с разрушением  монополии государства в сфере производства, созданием базы для формирования эффективных собственников;

 2. изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения достаточно большого количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;

 3.  изменение условий внешнеэкономической деятельности;

 4.  изменение геополитической ситуации в результате распада СССР.

 За  этот период в республиках бывшего  СССР было образовано множество компаний малого и среднего бизнеса, включая  групповой бизнес. Несмотря на существенные различия компаний и фирм, предприятий, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать  структуру своих объединений, выстраивать  единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.

 Таким образом, все компании, фирмы и  предприятия на определенном этапе  столкнулись с имеющей большое  значение  проблемой эффективного управления.

 В данной работе будут рассмотрены основные функции и методы управления организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 1. Процесс управления организацией 

     В настоящее время в управленческой  мысли широко распространен процессный  подход к управлению, который  рассматривает управление как  процесс, состоящий из ряда  определенных последовательный шагов – функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.  

     Функция1 – широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

    Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц,  год и т.д.), затем организует  ресурсы, которые потребуются  для выполнения их плана. По  мере движения вперед мы сравниваем  то, что сделали, с целями и  задачами, которые поставили ранее.  Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций.  Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих  работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности.

   Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

   Функция менеджмента как возможная  область формирования управляющего  воздействия предполагает осуществление  непрерывных взаимосвязанных между  собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно  к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность. 

 1.1. Составляющие процесса управления 

   Деление единого процесса управления  на относительно обособленные, но  в то же время неразрывно  связанные функции необходимо  при описании системы управления  как интегрированного процесса, направленного на достижение  четко определенной цели.

 Функции управляющей системы2, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных  видов функций:

   а) Планирование;

   б) Организация;

   в) Стимулирование (мотивация);

   г) Контроль.

    Планирование – процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса:

 где организация находится в настоящее  время;

 куда  она хочет двигаться;

 как организация собирается сделать  это.

   Организация

 Этапы:

    1. структурная организация (включает  структуру полномочий и структуру  коммуникаций;

    2. организация процесса производства (включает организацию работы  персонала, работы во времени,  работы в пространстве).

   Мотивация – максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.

   Этапы:

 1. определение  потребности работников;

 2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.

 Контроль  – процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.

 Этапы:

 1)  установление стандартов;

 2) измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;

 3) определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

     Концепция управленческого процесса  применима ко всем типам организаций,  поскольку процессный подход  определяет лишь основные общие  шаги при управлении и предоставляет  возможность их использования  и выбора содержания в зависимости  от условий каждой конкретной  фирмы. 

 1.2.  Сущность и содержание функций менеджмента 

    Функции управления  – это конкретный вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

   Как мы видим, одним из основных  компонентов, составляющих содержание  управления, являются функции.

    Каждая функция менеджмента представляет  собой сферу действия определенного  процесса управления, а система  управления конкретным объектом  или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

    Анри Файоль, которому принадлежит  разработка теории3 административного управления, вначале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

    Но очень часто говорят лишь  о четырех функциях управления –   планирование, организация, мотивация и контроль.

    Сущностная характеристика  менеджмента  – это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

    Наиболее полное содержание менеджмента  как процесса отражают основные  функции, выступающие общим условием  управления социальными и социально-экономическими  процессами. Процесс воздействия  будет реальным при его завершении  в производственно-хозяйственной  деятельности, где применяются любые  средства взаимодействия: цели, стратегии,  методы, структуры управления. Поэтому  процесс управления может быть  рассмотрен как процесс взаимодействия  субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа  функций объединяется процессом  выработки  и реализации управленческого  решения, имеющим универсальные  этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как  группы функций менеджмента, т.е видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

    Сущностная особенность менеджмента  обуславливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

    Для менеджеров знание взаимосвязи  и взаимодействия групп функций  менеджмента создает условия  принятия правильных решений  в области формирования  и функционирования  систем менеджмента.

    Отметим главные особенности  функций менеджмента. Отношения  управления в рыночной экономике  многогранны, многослойны, ибо  отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми и коллективами, занятыми  в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

    Важная особенность функций менеджмента,  обусловленная спецификой российской  экономики, заключается в потребности  высокой степени адаптивности  к изменениям внешней и внутренней  среды.

    Под адаптивностью понимается  способность сохранения качественной  определенности функции менеджмента  при изменениях социально-экономической  среды. В систему адаптивных  элементов системы менеджмента  включается вся совокупность  средств воздействия: целевые,  регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система  средств воздействия и взаимодействия  по каждой функции должна обладать  гибкостью и обеспечивать меньшие  потери ресурсов при изменении  социально-экономических и организационно-технических  факторов.

    Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и  могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между  собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают  друг в друга. Иными словами,  в системе управления все управленческие  функции объединены в единый  целостной процесс. 

 1.3. Основные функции менеджмента 

    Основные функции менеджмента  характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью  и универсальностью использования  в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция  менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Информация о работе Процесс управления организацией