Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:04, дипломная работа
В данном дипломном проекте показана техническая и экономическая целесообразность организации специализированных производственных подразделений по восстановлению деталей автомобилей в условиях автотранспортного предприятия. Выполнен анализ конструкции и условий эксплуатации коленчатых валов автомобилей ВАЗ-2108,09.
Введение. 9
1. Общая часть. 12
1.1. Назначение, описание и оценка технологичности детали. 12
1.2. Неисправности и анализ причин эксплуатационных отказов детали. 14
1.3. Основные требования, предъявляемые к технологии восстановления детали. 16
1.4. Наименование и марка материала детали ее состав и свойства. 17
1.5. Производственная программа выпуска изделий. 17
1.6. Предварительное определение типа производства 18
2. Технологическая часть. 19
2.1. Выбор технологии ремонта. 19
2.2. Основные этапы технологического процесса восстановления детали. 20
2.2.1. Дефектация детали. 21
2.2.2. Анализ способов восстановления дефектов чугунных коленчатых валов. 26
2.2.3. Выбор технологических баз. 45
2.2.4. Разработка технологического процесса. 47
2.2.5. Выбор оборудования и технологической оснастки. 48
2.2.6. Определение толщины наносимого покрытия, промежуточных размеров и расчет припусков на механическую обработку. 50
2.2.7. Определение режимов наплавки. 54
2.2.8. Расчет режимов резания при механической обработки поверхностей чугунного коленчатого вала. 55
2.2.9. Техническое нормирование операций технологического процесса. 60
3. Конструкторская часть. 64
3.1. Назначение и описание устройства приспособления. 64
3.2. Технические характеристики приспособления. 65
3.3. Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя. 66
3.4. Выбор материала и термической обработки зубчатых колес. 67
3.5. Допускаемые контактные напряжения при расчете на выносливость. 68
3.6. Допускаемые напряжения при расчете на выносливость зубьев при изгибе. 69
3.7. Расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев. 72
3.8. Проверочный расчет. 75
3.9. Расчет зубьев на выносливость при изгибе. 77
3.10. Расчет вала. 80
3.11. Выбор и расчет подшипников. 83
3.12. Расчет шпонки под колесом. 83
3.13. Выбор и расчет муфты. 84
4. Проектная часть. 86
4.1. Организация и техническое оснащение участка по восстановлению коленчатых валов автомобилей ВАЗ-2108,09. 86
4.2. Структура участка. 87
5. Организационно-экономическая часть. 89
5.1. Годовая программа и режим работы участка. 90
5.2. Годовые фонды времени участка. 91
5.3. Трудоемкость восстановления коленчатого вала. 92
5.4. Расчет годового объема работ, количества оборудования и производственных рабочих на участке. 94
5.5. Стоимость материалов для восстановления коленчатого вала. 99
5.6. Расчет затрат на материалы. 100
5.7. Расчет заработной платы производственных рабочих. 103
5.8. Определение амортизационных отчислений. 105
5.9. Расчет затрат на электроэнергию. 107
5.10. Общехозяйственные расходы на участке. 109
5.11. Оценка экономической целесообразности восстановления коленчатого вала двигателя автомобилей ВАЗ-2108,09. 110
6. Безопасность жизнедеятельности на участке по восстановлению коленчатых валов автомобилей ВАЗ-2108,09. 111
6.1. Промышленная санитария. 112
6.1.1. Параметры микроклимата. 112
6.1.2. Вентиляция. 115
6.1.3. Отопление. 120
6.2. Меры безопасности. 122
6.2.1. Расчет освещения. 122
6.2.2. Расчет электробезопасности. 124
6.2.3. Защита от производственных шумов и вибраций. 127
6.3. Пожарная безопасность. 130
6.4. Охрана окружающей среды. 134
Заключение. 136
Список литературы. 137
3.
Конструкторская
часть.
Разработка
приспособления для
суперфинишной обработки
шеек коленчатых валов.
3.1. Назначение и описание устройства приспособления.
Приспособление (чертеж 150205.Д05.220.02.00.000.СБ графической части проекта) предназначено для доводки коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) после их шлифования, с целью исправления геометрической формы поверхностей, а также для снижения шероховатости, вызванную неоднородностью условий предшествующей обработки. Шероховатость шеек после обработки составляет Rа0,1-0,3, а также повышается их износостойкость в 1,5-2,0 раза, что способствует удлинению срока службы.
Обработка ведется абразивными брусками при вращении детали со скоростью 10-75 м/мин, продольном перемещении бруска со скоростью 0,3-1,5 м/мин и осциллирующем движении его вдоль образующей обрабатываемой шейки с числом колебаний в пределах 500-2000 в минуту. Бруски имеют упругий контакт с поверхностью детали и давление в зоне контакта 2-4 кГ/см2. Смазка при суперфинишировании состоит из смеси керосина (75-90%) и веретенного масла (10-15%). Также рекомендуется вводить 3-5% олеиновой кислоты.
Приспособление (рис.3.1) состоит из редуктора 1, инструментальной державки 2 и электродвигателя 3.
Приспособление закрепляется в резцедержателе токарно-винторезного станка 16К20. Поперечной подачей абразивный брусок 4, закрепленный в инструментальной державке 2 прижимается к обрабатываемой шейки с необходимым давлением, отсчитываемым по шкале 5. Вращение детали и продольная подача приспособления осуществляется шпинделем и поперечным суппортом станка. Осциллирующее движение абразивного бруска обеспечивается от электродвигателя приспособления с помощью редуктора и эксцентрикового механизма.
Рисунок 3.1. Приспособление для суперфинишной обработки.
3.2. Технические характеристики приспособления.
3.3.
Кинематический расчет
привода и выбор
электродвигателя.
Кинематический расчет сводится к определению общего коэффициента полезного действия КПДобщ и передаточного отношения U, входящих в кинематическую схему приспособления (рис. 3.2)
Рисунок
3.2. Кинематическая схема привода: 1 – электродвигатель,
2 – предохранительная шариковая муфта,
3 – зубчатая передача.
Исходя
из технических характеристик
ŋобщ = ŋ1 ŋ2 ŋ3 = 0,985·0,99·0,97 = 0,94 [23], с.2
где ŋ1 = 0,985 – к.п.д. шариковой муфты;
ŋ2 = 0,99 – к.п.д. одной пары подшипников качения;
ŋ3
= 0,97 – к.п.д. зубчатой передачи;
[23], с.6
где n1 = 1445 мин-1 – частота вращения входного вала привода;
n2 = 900 мин-1 – частота вращения выходного вала привода.
Полученная
величина соответствует числу из
стандартного ряда (СТ СЭВ 221 – 75). [23], с.6
Рi = Рдв ŋ1 ŋ2 ŋ3 …. ŋn [23], с. 8
где Рi – мощность на i-м валу, кВт;
ŋ1, ŋ2, ŋ3,…ŋn – к.п.д. механизмов и устройств, предшествующих i-му валу.
Р1 = 0,03 кВт;
Р2 = Р1
ŋ1 ŋ2 ŋ3 = 0,03 0,985
0,99 0,97 = 0,028 кВт;
3.3.4. Определяем крутящие моменты на валах привода:
[23], с. 8
где Р – мощность, передаваемая валом, кВт;
n – частота вращения этого вала, мин-1.
3.4. Выбор материалов и термической обработки зубчатых колес.
Принимаем материал: [23], т. 2.1, с. 13
3.5. Допускаемые контактные напряжения при расчете на выносливость.
Допускаемые контактные напряжения σНР, МПа, определяем раздельно для шестерни и колеса по формуле:
[23], с. 20
где σHlim – предел контактной выносливости;
ZN – коэффициент долговечности;
SH – расчетный коэффициент запаса прочности;
ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
ZV – коэффициент, учитывающий окружную скорость;
ZL – коэффициент, учитывающий влияние смазки;
ZX – коэффициент,
учитывающий размер зубчатого колеса.
3.5.1 Предел контактной выносливости:
σHlim1 = 2ННВср1 + 70 = 2·180 + 70 = 430 МПа; [23], т. 3.1, с. 21
σHlim2 = 2ННВср2 + 70 = 2·160 + 70 = 390
МПа; [23], т. 3.1, с. 21
3.5.2 Коэффициент долговечности:
; при NHE < NH lim, [23], с. 21
; при NHE > NH lim, [23], с. 22
NH lim – базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости;
NHE – эквивалентное число циклов напряжений при расчете контактной выносливости.
3.5.3 Расчетный коэффициент запаса прочности для зубчатых колес.
Принимаем SH
= 1,1 – при однородной структуре материала. [23],
с. 25
3.5.4 Значение коэффициента ZR.
Принимаем ZR
= 0,95 – при 6-м классе шероховатости. [23],
с. 26
3.5.5 Коэффициент ZV, учитывающий окружную скорость.
Принимаем ZV
= 1 – при V < 5 м/с. [23], с. 27
3.5.6
Коэффициент ZL,
учитывающий влияние
смазки, принимаем равным 1.
3.5.7 Коэффициент ZХ, учитывающий размер зубчатого колеса.
Принимаем ZХ = 1 – при d < 700мм. [23], с. 27
Следовательно, допускаемые контактные напряжения равны:
3.6. Допускаемые напряжения при расчете на выносливость зубьев при изгибе.
Допускаемые напряжения σFP при расчете на выносливость зубьев при изгибе, МПа, определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле:
[23], с. 28
где σFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе, МПа;
SF – коэффициент безопасности;
YN – коэффициент долговечности;
Yδ – коэффициент, учитывающий градиент напряжений и чувствительность материала к концентрации напряжений;
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности;
YX – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Значения σFlimb определяем по зависимости:
[23], с. 28
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений, МПа;
YT – коэффициент, учитывающий технологию изготовления;
YZ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса;
Yg – коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба;
Yd – коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения и электрохимической обработки переходной поверхности;
YА
– коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего
приложения нагрузки.
3.6.1 Пределы выносливости для шестерни и колеса:
= 1,75 ННВ1 = 1,75·180 = 315 МПа [23], т. 3.3, с. 30
= 1,75 ННВ2 = 1,75·160 = 280 МПа [23],
т. 3.3, с. 30
3.6.2
Коэффициент YT
при соблюдении технологии
изготовления, предусмотренной ГОСТ
21354 – 87, принимаем равным 1.
3.6.3 Коэффициент YZ.
Принимаем YZ
= 1 – для поковок и штамповок. [23], с. 29
3.6.4 Коэффициент Yg.
Принимаем Yg
= 1 – для зубчатых колес с нешлифованной
переходной поверхностью. [23], с. 29
3.6.5 Коэффициент Yd.
Принимаем Yd = 1 – для зубчатых колес без деформационного
упрочнения. [23],
с. 29
3.6.6 Коэффициент YА.
Принимаем YА
= 1 – при одностороннем приложении нагрузки. [23],
с. 29
3.6.7 Коэффициент YN находим по формуле:
, [23], с. 32
Принимаем YN1 = 1.
Принимаем
YN2 = 1.
3.6.8 Коэффициент Yδ находим по формуле:
[23], с. 34
где m – нормальный
модуль, мм; m = 2. [23], т. 4.4, с. 41
3.6.9 Коэффициент YR.
Принимаем YR
= 1,2 – при нормализации и улучшении. [23],
с. 34
3.6.10
Коэффициент YХ
принимаем равным 1. [23], с. 34
3.6.11 Коэффициент SF.
Принимаем SF = 1,7 [23], т. 3.3, с. 30
Тогда,
3.7. Расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев.
Определяем ориентировочное значение межосевого расстояния aw по формуле:
[23], с. 36
где Ка – вспомогательный коэффициент;
u – передаточное число;
Информация о работе Разработка процесса востановления коленчатого вала Ваз 2108-09