Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу деятельности предприятий.

Работа содержит 1 файл

мой курсач АХД 2011.docx

— 134.74 Кб (Скачать)

      Ксм = 8/192*100% = 4,167%

       Высокий процент сменяемости отрицательно влияет на ход производственного  процесса, вызывает принятие новых, обычно менее квалифицированных и зачастую необученных кадров взамен работников, уже накопивших известный производственный опыт.

       Руководство предприятия в таких случаях  обязано всесторонне изучить  мотивы ухода и принять все  меры к сохранению квалифицированных  специалистов.

       Как видно из приведенных расчетов на изучаемом предприятии наблюдается  невысокий коэффициент сменяемости, что говорит о том, что в  организации сложился довольно сплоченный и слаженный коллектив, которого устраивает ситуация в организации, как материальная сфера так и  рабочая атмосфера.

       Выполнение  предприятием плана по использованию  трудовых ресурсов зависит не только от обеспеченности и движения трудовых ресурсов, но и от того, насколько  производительно используется рабочее  время.

       Баланс  рабочего времени составляется в  среднем на одного среднесписочного работника и показатели сводятся в таблицу.

       Баланс  рабочего времени в днях (в среднем  на 1 работника) за квартал представлен  в таблице 2.2.  
 

       Таблица 2.2. Баланс рабочего времени в днях (в среднем на 1 работника) за квартал.

Показатели План Факт Отклонение  от плана
Количество  календарных дней в квартале 92 92 0
Количество  нерабочих дней в квартале: 37 39 2
- праздничные  и выходные 25 25 0
- очередные  и дополнительные отпуска 4 5 1
- отпуска  без сохранения з/п и прочие неявки с разрешения администрации 3 4 1
- неявки  по болезни 4 3 -1
- выполнение  гос.обязанностей 1 2 1
Количество  рабочих дней в квартале 55 53 -2
 

       На  основании данных таблицы 2.2 можно  сделать вывод, что в анализируемом  периоде в среднем на одного человека по сравнению с планом был потерян 1 рабочий день. На данное изменение  оказало влияние увеличение очередных  и дополнительных отпусков, а также  отпуска без сохранения заработной платы. В разрезе одного работника  данная величина кажется довольно несущественной, но если учесть размер организации, то фактически было не использовано 198 человека-дней.  

     2.3. Анализ производительности  труда

       По  мере развития общества увеличение объемов  производства и национального дохода страны  все больше зависит от эффективности труда. Мера эффективности  труда людей в процессе производства получила название производительности труда. Производительность труда – это его результативность, или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции или работ (услуг).

       Рост  производительности труда – это  основной источник увеличения национального  дохода, дальнейшего развития экономики  и повышения материального и  культурного благосостояния народа. Поэтому поиск резервов производительности труда – важная задача анализа  использования трудовых ресурсов. Под  резервами понимаются неиспользованные, но реальные возможности роста производительности труда, которые могут быть реализованы  в течение определенного периода  времени.

       На  изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении  в целом по предприятию, т.е. на одного работающего, влияют две группы факторов:

  1. все причины, вызвавшие отклонение фактических (отчетных) доходов предприятия от плановых (базисных) доходов;
  2. все причины, вызвавшие отклонение фактической (отчетной) среднесписочной численности персонала основной деятельности от плановой (базисной) численности за предыдущий период.

       Изменение производительности труда (ΔПω) за анализируемый период в % можно рассчитать следующим образом:

                                   ΔПω = ((ω/ − ω) / ω) * 100                                 (2.3)

     где ΔПω - процент изменения производительности труда;

     ω/ - фактическая производительность труда;

     ω – плановая производительность труда.

       Используя прием детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение  производительности указанных факторов, а именно общей суммы доходов (ΔПωД) и численности персонала основной деятельности (ΔПωN). Расчет по следующей формуле:

     ΔПω = (100 / ПN) * (ПД – 100) + ((100 / ПN) – 1) * 100,  %             (2.4)

     где ПN, ПД – процент изменения за анализируемый период соответственно по численности персонала и общей сумме доходов.

       Для выполнения расчетов необходимо располагать  сведениями за анализируемый период, представленными в таблице 2.3.

     Таблица 2.3. Исходные данные для анализа производительности труда на одного рабочего.

Показатели Базисный

период

Отчетный

период

% измене-ния Структура, % Услов-ные обозна-чения
базис-ная отчет-ная
Доходы, тыс. руб,

в т.ч.:

- по  «сдельным» автомобилям;

-по  «почасовым» автомобилям;

- прочие

5 621 120 526,4 

5 016 716 426,4 

535 513 600 

68 890 500

5 880 579 077,5 

5 238 104 557,5 

567 544 320 

74 930 200

104,616 

104,413 

105,981 

108,767

100 

89,248 

9,526 

1,226

100 

89,075 

9,651 

1,274

Д 

Дсд 

Дпоч 

Дпр

Численность производств. персонала, чел,

в т.ч.:

- водителей;

- ремонтных  рабочих;

- прочего  вспомогательного производств. персонала

 
 
132 

103

15 

14

 
 
138 

109

17 

12

 
 
104,545 

105,825

113,333 

85,714

 
 
100 

78,030

11,364 

10,606

 
 
100 

78,985

12,319 

8,696

 
 
N 

Nв

Nрем.р 

Nпр.п

Грузооборот, тыс. ткм 4 180 597,022 4 190 483,646 100,236 - - P
Платные автомобиле-часы, тыс.час. 16 734,8 16 692,48 99,747 - - Au
Доходная  ставка 1 ткм, руб 1 200 1 250 104,167 - - dткм
Доходная  ставка 1 а/ч, руб 32 000 34 000 106,25 - - dat
Производитель-ность труда на одного рабочего, тыс.руб 42 584 246,412 42 612 891,866 100,067 - - ω
Производитель-ность труда на одного работника, тыс.руб 29 276 669,408 29 699 894,331 101,446 - - -
 

           Для заполнения таблицы 2.3 первоначально необходимо определить:

а) платные  автомобиле-часы работы

     - по плану

     Аu= 92*25*10,7*0,68 = 16 734,8 а/ч

     - по факту 

     Аu' = 92*24*10,5*0,72 = 16 692,48 а/ч

б) доходы по «сдельным» автомобилям

     - по плану

     Дсд = 4 180 597,022*1 200 = 5 016 716 426,4 руб.

     - по факту

        Дсд' = 4 190 483,646* 1 250 =  5 238 104 557,5 руб.

в) доходы по «почасовым» автомобилям

     - по плану

     Дпоч = 16 734,8*32 000 = 535 513 600 руб.

     - по факту 

     Дпоч' = 16 692,48*34 000 = 567 544 320 руб.

     г) суммарный доход

     - по плану

         Д = 5 016 716 426,4 + 535 513 600 + 68 890 500 = 5 621 120 526,4 руб.

     - по факту

         Д’ = 5 238 104 557,5 + 567 544 320 + 74 930 200 = 5 880 579 077,5 руб.

       В результате производительность труда  составляет:

     - по плану

        ω = 5 621 120 526,4 /132 = 42 584 246,412 руб.

     - по факту

        ω' = 5 880 579 077,5 /138 = 42 612 891,866 руб.

             Используя прием  детализации общих результатов, следует определить влияние на изменение  производительности указанных факторов, а именно:

     - общей суммы доходов (ΔПωД)

     ΔПωД = (100 / ПN) * (ПД – 100) = (100/104,545)*(104,616 – 100) = 4,415%

     - численности персонала основной  деятельности (ΔПωN)

     ΔПωN = ((100 / ПN) – 1) * 100 = (100/104,545-1)*100= -4,348%

     В результате изменение производительности труда составляет:

     ΔПω = 4,415-4,348 = 0,067%

       На  следующем этапе анализа выявляют, как повлияло изменение доходов  от различных видов перевозок  и работ на производительность труда  работающих.

       Это рассчитывается следующим образом:

ΔПωД = (СДсд / ПN) * (ПДсд – 100) + (СДпоч / ПN) * (ПДпоч – 100) +

+ (СДпр / ПN) * (ПДпр – 100),  %                       (2.5)

     где СДсд, СДпоч, СДпр – соответственно удельные веса доходов от сдельных, почасовых перевозок и прочих работ в общей сумме доходов предприятия, %;

           ПДсд, ПДпоч, ПДпр – соответственно процент выполнения плана по доходам от сдельных, почасовых перевозок и прочих видов работ.

ΔПωД = (89,248/104,545) * (104,413-100) + (9,526/104,545) * (105,981-100) +

             + (1,226/104,545) * (108,767-100) = 3,767+0,545+0,103 = 4,415

       Результаты  расчетов заносятся в таблицу 2.4.

       Таблица 2.4. Влияние на формирование ΔПω изменения доходов, полученных от различных видов деятельности.

Показатель, млн.руб Структура доходов  базисная Графа 2 / ПN Изменение доходов

Д-100)

Влияние на производительность труда изменения доходов

(графа  2 * графа 3)

Доходы  от:

- перевозок  «сдельными» автомобилями

- перевозок  «почасовыми» автомобилями

- прочей  деятельности

 
89,248 

9,526 

1,226

 
0,854 

0,091 

0,012

 
4,413 

5,981 

8,767

 
3,767 

0,545 

0,103

Итого 100 0,957 19,161 4,415
 
 
 
 

       Влияние на производительность труда объема выполненных работ по перевозкам и средней доходной ставки определяется так:

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций