Организация анализа хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:46, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики требует развития анализа в первую очередь на микроуровне отдельных предприятий, их внутренних структурных подразделений. В то же время анализ необходим и на макроуровне, так как народно – хозяйственные обобщения не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка. Анализ на микроуровне имеет совершенно конкретное содержание и связан с повседневной деятельностью предприятий и фирм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Основные принципы организации АХД
Этапы анализа хозяйственной деятельности предприятия
Способы анализа хозяйственной деятельности
Роль анализа в управлении производством

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ахд 2.docx

— 37.87 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Факультет предпринимательства  и управления

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Организация  анализа хозяйственной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 69эи                                                Бунь Н.А.

группы, 3 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. Основные принципы организации АХД
  2. Этапы анализа хозяйственной деятельности предприятия
  3. Способы анализа хозяйственной деятельности
  4. Роль анализа в управлении производством

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любой  отрасли научных знаний и сфере  человеческой деятельности невозможно обойтись без анализа - синтеза. Но особенно анализ необходим в экономике, так как успешное развитие экономики зависит от всего смежного и окружающего (политики, социологии, культуры, экологии и т.д.)

Анализ  финансово хозяйственной деятельности является конечным результатом во всех отраслях профессиональной деятельности: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и т.д.

Формирование  рыночной экономики требует развития анализа в первую очередь на микроуровне отдельных предприятий, их внутренних структурных подразделений. В то же время анализ необходим и на макроуровне, так как народно – хозяйственные обобщения не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка. Анализ на микроуровне имеет совершенно конкретное содержание и связан с повседневной деятельностью предприятий и фирм.

Экономический анализ является прикладной наукой, представляющей систему специальных знаний. Он связан с исследованием производственного  процесса во взаимосвязи с экономическим процессом; с научным обоснованием бизнес-планов; с выявлением положительных и отрицательных факторов по количественным измерениям и действиям; с распределением тенденций и пропорций хозяйственного развития, а так же с использованием внутрихозяйственных ресурсов; с обобщением передового опыта и принятием оптимальных управленческих решений.

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и  взаимозависимости. Прежде всего, исследуются  существенные, основные определяющие факторы, влияющие на хозяйственные  процессы. Осуществляется выполнение следующих анализов:

• анализ обоснования и выполнения бизнес-планов;

• анализ сравнительных данных маркетинговых исследований;

• анализ возможностей производства и сбыта, выявление внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт;

• анализ деловых сценариев и их реального осуществления,

• анализ осуществления спроса и предложения;

• анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих;

• анализ покупателей;

• анализ коммерческого риска

Основными задачами экономического анализа являются:

• повышение научно-экономической обоснованности нормативов и бизнес-плана;

• объективное и всестороннее изучение по данным бухгалтерского учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, работ, услуг;

• расчет экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

• выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

• обоснование и испытание (проверка) оптимальных управленческих решений.

Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика  и менеджера может интересовать, как текущее финансовое состояния  предприятия, так и его проекция на ближайшие или более отдаленные перспективы, то есть ожидаемые параметры  финансового состояния.

  1. Основные принципы организации АХД

Результативность АХД во многом зависит  от его правильной организации. Она должна строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом в ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.

Одним из принципов организации анализа  на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.

Важным  принципом в организации аналитической  работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ способствует повышению его эффективности.

Аналитическая работа на предприятии  подразделяется на следующие организационные этапы.

1.   Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм анализа и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.

2.   Планирование аналитической работы.

3.   Информационное и методическое обеспечение АХД.

4.   Оформление результатов анализа.

5.   Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

6.2.    Организационные формы и исполнители АХД на предприятиях

Организационные формы АХД  на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем  управления.

На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических  служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по АХД. В его непосредственном подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, цен, маркетинга, бухгалтерского учета, финансовый и др. В отдельное структурное подразделение могут быть выделены отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Это объясняется тем, что, какой бы квалификацией ни обладали работники экономических служб, только их силами не может быть глубоко и всесторонне проведен АХД предприятия. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.

Примерная схема распределения  функций АХД может быть представлена следующим образом.

Финансовая бухгалтерия анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и т.п.

Управленческая  бухгалтерия или бюро планирования и анализа себестоимости планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты и т.д.

Планово-экономический  отдел составляет план аналитической работы и контролирует его выполнение, осуществляет методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты АХД предприятия и его структурных подразделений, исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия, разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по итогам анализа.

Производственный  отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему, ассортименту и качеству; ритмичность производства; внедрение новой техники и технологий, комплексной механизации и автоматизации производства; работу оборудования, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства.

Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов.

Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины и т.д.

Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др.

Отдел сбыта — выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объему, качеству, срокам,

номенклатуре; состояние  складских запасов и сохранность  готовой продукции.

Отдел маркетинга изучает рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, их конкурентоспособность, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия и т.д.

Отдел труда и  заработной платы анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по ка-тегориям'и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда заработной платы.

Такая совместная работа по проведению АХД позволяет обеспечить его комплексность и, главное, — более квалифицированно и глубоко изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.

Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам и акционерам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, укреплении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и техники, улучшении условий и охраны труда и т.д.

Анализ состояния экономики  предприятия проводится также вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Вневедомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые органы анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Банки и другие инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др. Предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консалтинговых фирм для проведения разовых аналитических исследований.

Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного и вневедомственного анализа создает возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности его работы.

 


 

  1. Этапы анализа хозяйственной деятельности предприятия

В процессе проведения системного, комплексного анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия можно  выделить следующие этапы. На первом этапе следует осуществлять расчленение анализируемой системы на отдельные подсистемы. При этом следует иметь в виду, что в каждом отдельном случае основные подсистемы могут быть различными, либо одинаковыми, но имеющими далеко не тождественное содержание. Так, в организации, изготавливающей промышленную продукцию, важнейшей подсистемой будет являться ее производственная деятельность, которая отсутствует у торговой организации. Организации, оказывающие услуги населению, имеют так называемую производственную деятельность, резко отличающуюся по своей сущности от производственной деятельности промышленных организаций.

Таким образом, все функции, осуществляемые данной организацией, выполняются посредством  деятельности ее отдельных подсистем, которые и выделяются на первом этапе  проведения системного, комплексного анализа.

На втором этапе осуществляется разработка системы экономических показателей, которая отражает функционирование как отдельных подсистем данной организации, то есть системы, так и организации в целом. На этом же этапе разрабатываются критерии оценки значений этих экономических показателей на основе использования их нормативных и критических значений. И наконец, на третьем этапе осуществления системного, комплексного анализа происходит выявление взаимосвязей между функционированием отдельных подсистем данной организации и организации в целом, определение экономических показателей, которые выражают эти взаимосвязи, находятся под их влиянием. Так, например, анализируют, каким образом функционирование отдела по труду и социальным вопросам данной организации повлияет на величину себестоимости выпускаемой продукции, или как инвестиционная деятельность организации сказалась на сумме полученной ею балансовой прибыли.

  1. Способы анализа хозяйственной деятельности

 

В анализе  хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди  них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются  и в других дисциплинах для  обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних  и относительных чисел, аналитических  группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе  применяются такие способы, как  цепные подстановки, абсолютные и относительные  разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого  программирования, теория массового  обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения  экономических задач на основании  интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит  от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Усовершенствование  инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности  аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более  точные методы исследования ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более точными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные  показатели.

2. Классификация  и систематизация факторов с  целью обеспечения комплексного  и системного подхода к исследованию  их влияния на результаты хозяйственной  деятельности.

3. Определение  формы зависимости между факторами  и результативным показателем.

4. Моделирование  взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

5. Расчет  влияния факторов и оценка  роли каждого из них в изменении  величины результативного показателя.

6. Работа  с факторной моделью (практическое  ее использование для управления  экономическими процессами).

Отбор факторов для анализа того или другого  показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При  этом обычно исходят из принципа: чем  больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В  АХД взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью  их систематизации, что является одним  из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический  и практический опыт, а также способы  сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок  исходной информации, графический и  др.

Моделирование экономических показателей (детерминированное  и стохастическое) также представляет собой сложную методологическую проблему в факторном анализе, решение  которой требует специальных  знаний и практических навыков в  этой отрасли. В связи с этим этому  вопросу в данном курсе уделяется  много внимания.

Самый главный  методологический аспект в АХД - расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе  используется целый арсенал способов, сущность, назначение, сфера применения которых и процедура расчетов рассматриваются в следующих  главах.

И, наконец, последний этап факторного анализа - практическое использование факторной  модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для  планирования и прогнозирования  его величины при изменении производственной ситуации.

 

4. Роль анализа в управлении производством

 

В настоящее  время АХД занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощено можно отразить схемой:

 

 Ресурсы, продукция, услуги



 


Управляющая система

 


 



Рис.1.1. Место экономического анализа в системе управления.

 

Известно, что система управления состоит  из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому, одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако  для управления производством нужно  иметь представление не только о  ходе выполнения плана, результатах  хозяйственной деятельности, но и  о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д.

На основе результатов анализа разрабатываются  и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность  и эффективность. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Информация о работе Организация анализа хозяйственной деятельности