Статистический анализ динамики цен потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является статистико-экономический анализ цен на потребительском рынке.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
 изучение теоретических аспектов проблемы
 характеристика региона-объекта исследования
 статистическое изучение потребительских цен за период 2003-2009 годы

Содержание

Введение
1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка
1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке
1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка
2. Статистический анализ динамики цен потребительского рынка
2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров
2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен
2.5. Оценка соотношения цен
2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания
2.7.Расчет взаимосвязи между ценами и физическими объемам продаж
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

статистика потребрынка - текст работы.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы, цены выросли с 2003 года почти в два раза. Цены на продовольственные товары и услуги увеличились также в два раза. Рост цен на непродовольственные товары увеличился в 1,7 руб. Группа платных услуг характеризуется наиболее высокими темпами инфляции. Цены по данной группе товаров выросли наиболее значительно – в 2,56 раза.

 

2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров

 

Выполним анализ динамики цен по выбранной группе потребительских товаров и услуг.

Для целей анализа выберем следующие популярные продовольственные товары:

      Колбаса вареная высшего сорта

      Рыба соленая, маринованная,копченая

      Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

      Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

      Яблоки

Исходные данные для анализа (средние цены) приведены в таблице 4

Таблица 4 – Средние цены на отдельные продовольственные товары в Пермском Крае в 2003-2009 годах , руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Колбаса вареная высшего сорта

90,94

127,1

145,06

153,63

170,94

212,06

224,61

Рыба соленая, маринованная,копченая

82,88

91,72

113,56

121,73

138,14

176,88

196,04

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

11,32

12,67

14,21

14,82

21,31

26,54

24,64

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

18,39

21,28

21,62

24,86

31,28

38,63

36,66

Яблоки

32,07

35,29

37,72

42,12

48,48

57,03

54,12

Далее рассчитаем цепные и базисные индексы на основе соответствующих темпов роста.

Темп роста – распространенный статистический показатель динамики . Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах .

- Базисные темпы роста исчисляются делением сравниваемого уровня на уровень , принятый за постоянную базу сравнения, по формуле       (4)   

                                                                                                 (4)

- Цепные темпы роста исчисляются делением сравниваемого уровня на предыдущий уровень (5)

                                                                                     (5)

Где y – стоимость фиксированного набора в конце каждого месяца.

Итоги расчета показаны в таблице 5.

Таблица 5 – Базисные и цепные индексы цен на отдельные продовольственные товары в Пермском Крае в 2003-2009 годах , руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Колбаса вареная высшего сорта

90,94

127,1

145,06

153,63

170,94

212,06

224,61

Рыба соленая, маринованная,копченая

82,88

91,72

113,56

121,73

138,14

176,88

196,04

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

11,32

12,67

14,21

14,82

21,31

26,54

24,64

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

18,39

21,28

21,62

24,86

31,28

38,63

36,66

Яблоки

32,07

35,29

37,72

42,12

48,48

57,03

54,12

цепные индексы потребительских цен

Колбаса вареная высшего сорта

 

1,40

1,14

1,06

1,11

1,24

1,06

Рыба соленая, маринованная,копченая

 

1,11

1,24

1,07

1,13

1,28

1,11

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

 

1,12

1,12

1,04

1,44

1,25

0,93

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

 

1,16

1,02

1,15

1,26

1,23

0,95

Яблоки

 

1,10

1,07

1,12

1,15

1,18

0,95

базисные  индексы потребительских цен

Колбаса вареная высшего сорта

1,00

1,40

1,60

1,69

1,88

2,33

2,47

Рыба соленая, маринованная,копченая

1,00

1,11

1,37

1,47

1,67

2,13

2,37

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

1,00

1,12

1,26

1,31

1,88

2,34

2,18

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

1,00

1,16

1,18

1,35

1,70

2,10

1,99

Яблоки

1,00

1,10

1,18

1,31

1,51

1,78

1,69

 

Изменение цепных индексов цен покажем на рмсунке 3

              Рисунок 3  - Изменение цепных индексов цен на отдельные продовольственные товары

Как видно из рисунка 3, наибольшая колеблемость уровня инфляции характерна для закупочных цен на молоко. Наименьшая колеблемость индекса инфляции характерна для  яблок.

2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен

 

              Выполним оценку устойчивости цен. Для этого рассчитаем следующие характеристики рядов:

1) средние значения по формуле (6)

                                                                                                                                            (6)

Где х-уровень ряда

n-число уровней ряда

Для проведения анализа вариации мы будем использовать относительные показатели вариации.

Дисперсия определяется как средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины: (7)

.                                                                                                                (7)

Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле: (8)

                                                                                                                                            (8)

Коэффициент вариации позволяет сопоставить среднее квадратическое отклонение со средним значением показателя: (9)

.                                                                                                                                            (9)

Расчеты покажем в приложении 1 , итоги показаны  в таблице 6

Таблица 6 - Анализ устойчивости цен

 

Колбаса вареная высшего сорта

Рыба соленая, маринованная, копченая

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

Яблоки

2003

90,94

82,88

11,32

18,39

32,07

2004

127,10

91,72

12,67

21,28

35,29

2005

145,06

113,56

14,21

21,62

37,72

2006

153,63

121,73

14,82

24,86

42,12

2007

170,94

138,14

21,31

31,28

48,48

2008

212,06

176,88

26,54

38,63

57,03

2009

224,61

196,04

24,64

36,66

54,12

средний уровень ряда

160,62

131,56

17,93

27,53

43,83

дисперсия

2186,19

1772,08

37,58

64,21

92,21

среднее квадратическое отклонение

46,76

42,10

6,13

8,01

9,60

коэффициент вариации

0,29

0,32

0,34

0,29

0,22

 

Как видно из таблицы 6, цены на яблоки являются наиболее устойчивыми. По данному товару среднее квадратическое отклонение составляет 9,6%. По другим товарам среднее квадратическое отклонение составляет около 22% среднего уровня цен за период.

 

 

 

2.5. Оценка соотношения  цен

 

Исследуем соотношение цен выбранных продовольственных товаров с ценами на говядину.  Для этого разделим данные по ценам на товары на соответствующие показатели временного ряда средних цен на говядину.

Результаты расчетов приведены в таблице 7 и на рисунке 4

Таблица 7 – Соотношение цен на продовольственные товары с ценами на говядину.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Колбаса вареная высшего сорта

90,94

127,1

145,06

153,63

170,94

212,06

224,61

Рыба соленая, маринованная, копченая

82,88

91,72

113,56

121,73

138,14

176,88

196,04

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

11,32

12,67

14,21

14,82

21,31

26,54

24,64

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

18,39

21,28

21,62

24,86

31,28

38,63

36,66

Яблоки

32,07

35,29

37,72

42,12

48,48

57,03

54,12

Говядина (кроме бескостного мяса)

73,44

89,24

109,95

124,05

132,42

164,41

182,03

Соотношение цен товаров с ценами на говядину

Колбаса вареная высшего сорта

1,24

1,42

1,32

1,24

1,29

1,29

1,23

Рыба соленая, маринованная, копченая

1,13

1,03

1,03

0,98

1,04

1,08

1,08

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности,

0,15

0,14

0,13

0,12

0,16

0,16

0,14

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

0,25

0,24

0,20

0,20

0,24

0,23

0,20

Яблоки

0,44

0,40

0,34

0,34

0,37

0,35

0,30

 

Рисунок 4  - Соотношение  на отдельные продовольственные товары и цен на говядину.

Как видно из таблицы 7 и рисунка 4, соотношения цен на продукты и говядины колеблются в пределах 2,5-5% . Практически все соотношения цен растут в 2007 – 2008 годах, что объясняется отставанием роста цен на говядину от увеличения цен на другие продукты питания. В 2009 году цены на говядину выросли сильнее, чем на другие продовольственные товары, что восстановило соотношения.

В целом по периоду можно говорить о большем относительном увеличении цен на говядину по сравнению с ценами на анализируемые продукты питания.

 

2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания

 

Выполним прогнозирование цен на колбасу колбасу вареную высшего сорта населения с помощью аналитического выравнивания. Исходные данные представлены в таблице 8

 

 

 

 

Таблица 8 – Исходные данные для аналитического выравнивания

номер года

цены на колбасу вареную высшего сорта

x

y

1

90,94

2

127,1

3

145,06

4

153,63

5

170,94

6

212,06

7

224,61

Информация о работе Статистический анализ динамики цен потребительского рынка