Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Рынок
Спрос, Закон спроса
Эффекты “Дохода”, ”Замещения” и принцип “Убывающей предельной полезности”
Предложение, Закон предложения
Цена равновесия и правила формирования цены в рыночных условиях. Законы А. Маршалла.
Кривая безразличия Дж. Хикса и линия бюджетного ограничения
Эффект “Реальных кассовых остатков” А. Пигу
Рынок - взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Введение ………………………………………………………………… 3
Основная часть ……….……………………………………………… 12
Заключение …………………………………………………………...16
Список литературы ………………………………………………….17
Министерство
образования Российской
Федерации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Экономика”
на
тему: “Потребительский выбор”
Махачкала 2008г.
Исходные данные по варианту № 8
A | B | C | |||||||
Первоначальная цена чая | Первоначальное Количество продаваемого чая | Повышенная цена на чай | Первоначальная цена кофе | Первоначальное Количество продаваемого кофе | Повышенная цена на кофе | Заданная величина | Заданная величина | Заданная величина | Повышенный спрос на кофе |
3 | 3 | 7 | 3 | 4 | 9 | 9 | 12 | 15 | 5,5 |
Содержание:
Введение ………………………………………………………………… 3
Основная часть ……….……………………………………………… 12
Заключение …………………………………………………………...16
Список литературы ………………………………………………….17
Введение
1. Рынок - взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
2. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос – сложно измеримая величина товаров, услуг или работ которые готов приобрести потребитель (покупатель) по определенной цене. Другими словами спрос на товары, услуги или работы отражает потребность потребителя в данном товаре и в свою очередь удовлетворенность его качествами.
Объем спроса (количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Закон спроса – отражает обратную зависимость величины спроса на товар от уровня цен на него, при прочих равных условиях.
Отобразим это в виде математической модели:
где: Q – спрос на определенный товар;
Из формулы видно, что изменение одной из переменных вызовет обратное изменение у другой. Это обусловлено принципом “Убывающей предельной полезности”, а так же эффектами “Дохода” и “Замещения”.
На графической модели закон спроса будет выглядеть так:
Как видно на рисунке 1, снижение цены с 70 денежных единиц до 28 денежных единиц привело (при прочих равных условиях) к увеличению спроса с 10 единиц товара до 33 единиц (от точки A до точки B). Движение по кривой спроса есть изменение цены и спроса, и отражает работу данного закона, а смещение самой кривой есть изменение самого спроса.
Но стоит заметить, что этот закон имеет несколько факторов влияющих на его, это уже упомянутые “Принцип убывающей предельной полезности”, эффекты “дохода” и ”Замещения”.
3. Принцип убывающей предельной полезности – тезис, согласно которому предельная полезность каждой дополнительной единицы товара сокращается по мере того, как субъект увеличивает потребление этого товара.
Предельная полезность – величина добавочной полезности, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы товара.
Согласно этому принципу полезность товара сокращается с увеличением его потребления. Отсюда можно сделать вывод, что уменьшение цены на товар (согласно Закону спроса) не всегда будет увеличивать спрос на него, так как полезность этого товара будет сокращаться по мере насыщения рынка этим товаром.
Эффект
дохода – воздействие изменения
реального дохода на спрос потребителя,
вызванного изменением цены товара без
учета эффекта “Замещения”. Другими
словами это желание
Реальный доход – выраженный в натуральной форме набор благ, который может купить потребитель на располагаемый им номинальный доход по текущим ценам.
Номинальный доход – величина денежных средств которыми располагает потребитель на данный момент для приобретения товаров, услуг или работ.
Эффект дохода усиливает влияние снижения цен на спрос, то есть потребитель желает купить больше чем ему необходимо что увеличивает спрос на данный товар.
Следует
так же отметить что эффект дохода
иногда разнонаправлено влияет на различные
товары, так при снижении цены растет
спрос (согласно данному закону) на
“Нормальные товары” и
Нормальными товарами (Высшей категории) называют товары, которые потребитель готов покупать при увеличении дохода.
Товарами низшей категории называются те товары, спрос на которые находится в обратной зависимости от дохода потребителя.
Эффект замещения – доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ, ставших относительно него дороже. При этом уровень реального дохода постоянен, но тут действует увеличение полезности от более дешевого товара, услуги или работы.
Так цены на товары субституты (взаимозаменяемые) могут влиять на спрос друг друга даже при изменении цены одного из них.
4. Предложение – количество товаров, услуг или работ которые готов продать продавец по определенной цене в данный момент времени. Другими словами предложение отражает способность производителя или продавца блага обеспечить спрос на него.
Объем предложения (количество товара, которое производители готовы и в состоянии продать по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.
Закон предложения - отражает прямую зависимость величины предложения товара от уровня цен на него, при прочих равных условиях.
В виде математической модели это будет выглядеть так:
где: Q – предложение товара;
P – цена на товар.
Изменение одной из переменных вызовет альтернативное изменение другой, но не следует забывать и о факторах влияющих на самого продавца, ибо они могут исказить работу данного закона.
На
графической модели закон предложения
будет выглядеть следующим
Как видно на рисунке 2, увеличение цены с 27 денежных единиц до 70 единиц привело к увеличению предложения с 22 единиц блага до 46 единиц (от точки A до точки B). На графике указано движение по кривой предложения, движение самой же кривой по графику называется изменением предложения.
5. Равновесной ценой называется то количество денежных единиц, которые готов отдать потребитель за данный товар и по которой готов ему продать этот товар производитель (или продавец). Основой в образовании равновесной цены служит спрос (в рыночной экономической системе), то есть именно потребитель “голосует” за товар и устанавливает на него цену.
На графике
равновесная цена достигается в
точке пересечения кривых спроса
и предложения:
На рисунке 3 точкой A обозначена цена равновесия (пересечение кривой спроса d и кривой предложения s) равная 40 денежным единицам, по этой цене потребитель готов приобрести 34 единицы блага, а производитель готов предоставить такое же количество на продажу. Зона ниже этой точки B называется Дефицитом товара, то есть уменьшение цены ниже точки A вызывает рост спроса со стороны потребителя, но некоторые производители не хотят либо не способны продавать товар по данной цене, в результате чего товар становится дефицитным и цена на него растет. Зона выше точки равновесия цены A (зона C) называется Излишнем товаром, производитель завышая цену приводит к снижению спроса на товар, перепроизводству и затовариванию, что вызывает снижение цены на товар.
А. Маршалл различал три типа равновесной цены:
Мгновенное равновесие - когда предложение неизменно;
Краткосрочное равновесие – когда возможно лишь; увеличивать производство на существующих предприятиях;
Долгосрочное равновесие – когда возможно расширять производственные мощности.
На рисунке 5 изображена ситуация увеличения спроса (с до ) мгновенный период Маршалла, заметно что увеличение спроса не вызывает дефицита товара и рост цен. Но если сравнивать рисунки 5 и 6 то становится видно что равновесная цена краткосрочного периода A’’ ниже равновесной цены мгновенного периода A’, это объясняется увеличением производства товара и снижением его цены в результате уменьшения дефицита. Равновесная цена долгосрочного периода A’’’ еще ниже, так как производитель успевает приспособится к новому спросу и увеличить производственные мощности. Таким образом, получаем математическую модель: