Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью работы является статистико-экономический анализ цен на потребительском рынке.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов проблемы
характеристика региона-объекта исследования
статистическое изучение потребительских цен за период 2003-2009 годы
Введение
1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка
1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке
1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка
2. Статистический анализ динамики цен потребительского рынка
2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров
2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен
2.5. Оценка соотношения цен
2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания
2.7.Расчет взаимосвязи между ценами и физическими объемам продаж
Выводы и предложения
Список использованных источников
3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен
Второй классификацией - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.
2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.
3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
регистрацию цен, наблюдение за их изменением;
анализ уровня цен, его дифференциации;
характеристику структуры цен;
изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности цен;
оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
региональный анализ цен;
анализ и моделирование динамики цен;
выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;
прогнозирование цен.
Государственное статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;
отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;
отбор товаров (услуг)-представителей;
регистрация цен и тарифов;
расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
расчет индекса потребительских цен;
подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;
расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.
Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников: [17]
данных об изменении цен, рассчитанных на основе их регистрации на потребительские товары и услуги, за каждый отчетный период;
данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые являются основным источником информации для формирования весов при расчете ИПЦ.
На уровне отдельных предприятий система наблюдения за рыночными ценами является одной из маркетинговых функций и служит для обеспечения предприятия информацией о сложившихся ценовых условиях для ведения деятельности.
Альтернативными государственному статистическому наблюдению источниками информации о ценах являются каталоги, прайс-листы, отчеты независимых аналитических и маркетинговых организация, социологические опросы и т.п.
2.1. Характеристика региона – объекта исследования
Пермский Край – субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Код региона – 59.
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»
Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.
Численность населения (по итогам переписи 2002 г.) – 2820 тыс. человек. Доля городского населения – 75,3%.
Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км.
Основные социально-экономические показатели региона по данным справочника «Россия в цифрах-2011» приведены в таблице 1
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Пермского Края [16]
показатель | значение |
Площадь территории, млн.кв.км. | 160,2 |
Численность населения, тыс.чел. в 2009 г. | 2635,8 |
Численность занятых в экономике, тыс.чел. в 2010 г. | 1316,2 |
Среднедушевые денежные доходы в мес., руб., 2010 г. | 19226,3 |
Средняя номинальная начисленная заработная плата в мес. , руб. | 17543,1 |
ВРП 2009 г. в текущих ценах, млрд.руб. | 544,5 |
Основные фонды на конец 2009 г. в текущих ценах, млрд.руб. | 1605 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м., в 2010 г. | 761,4 |
Оборот розничной торговли, млн.руб. в 2010 г. | 316,1 |
Индекс потребительских цен в 2010 г. | 110,2 |
Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленн
2.2.Анализ изменения цен на товары и услуги потребительского рынка
Для исследования динамики потребительских цен на товары и услуги используем информацию об индексах потребительских цен на товары и платные услуги населению в Пермском Крае в 2003-2009 годах
Индексы цен приведены в таблице 2
Таблица 2 – Индексы цен на потребительские товары и услуги
| Все товары и услуги | продовольственные товары включая алкогольные напитки | непродовольственные товары | платные услуги |
2003 | 114,56 | 112,98 | 111,47 | 125,82 |
2004 | 112,62 | 112,37 | 107,2 | 123,53 |
2005 | 110,42 | 107,74 | 108,48 | 121,81 |
2006 | 108,98 | 108,19 | 108,24 | 112,43 |
2007 | 116,36 | 120,21 | 111,1 | 118,03 |
2008 | 115,34 | 118,08 | 111,04 | 117,1 |
2009 | 108,88 | 107,23 | 110,03 | 109,6 |
Изменение цепных индексов отобразим на графике (рисунок 1)
Рисунок 1 – Изменение цепных индексов
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1 на потребительском рынке просматривается тенденция сближения темпов роста на отдельные группы товаров, которое наблюдается уже с 2007 года. Это положительно характеризует развитие потребительского рынка в РФ. Сближение инфляции по различным группам потребительских товаров и услуг может быть следствием сбалансированности спроса и предложения, снижения влияния спекулянтов и т.п.
Вместе с тем, с 2007 года экономика начала «перегреваться» т.е. ощущать недостаток ресурсов и влияние избыточного спроса, что привело к росту инфляции на всех рынках. Снижение индексов цен в 2008-2009 году – это следствие экономического кризиса, который привел к резкому спаду спроса.
Далее рассчитаем базисные индексы (Таблица 3)
Таблица 3 – Базисные индексы (данные 2003 года приняты за 100%)
| Все товары и услуги | продовольственные товары включая алкогольные напитки | непродовольственные товары | платные услуги |
2003 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
2004 | 112,62 | 112,37 | 107,20 | 123,53 |
2005 | 124,36 | 121,07 | 116,29 | 150,47 |
2006 | 135,52 | 130,98 | 125,87 | 169,18 |
2007 | 157,69 | 157,45 | 139,84 | 199,68 |
2008 | 181,88 | 185,92 | 155,28 | 233,82 |
2009 | 198,03 | 199,36 | 170,86 | 256,27 |
Информация о работе Статистический анализ динамики цен потребительского рынка