Статистический анализ динамики цен потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является статистико-экономический анализ цен на потребительском рынке.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
 изучение теоретических аспектов проблемы
 характеристика региона-объекта исследования
 статистическое изучение потребительских цен за период 2003-2009 годы

Содержание

Введение
1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка
1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке
1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка
2. Статистический анализ динамики цен потребительского рынка
2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров
2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен
2.5. Оценка соотношения цен
2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания
2.7.Расчет взаимосвязи между ценами и физическими объемам продаж
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

статистика потребрынка - текст работы.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

 

Табличные значения для выборки n=7 , составляют при уровне значимости 5% =0,37. Следовательно, автокорреляция в рядах отсутствует.

Далее выполним расчет коэффициентов корреляции для индексов цен и физического объема розничной торговли для продовольственных и непродовольственных товаров соответственно.

 

 

 

 

 

 

Таблица 14 – Расчет коэффициентов корреляции цен и физического объема розничного оборота на продовольственные и непродовольственные товары

 

продовольственные товары

непродовольственные товары

 

индекс цен

индекс оборота розничной торговли

индекс цен

индекс оборота розничной торговли

 

yt

2003

1,1298

1,067

1,1147

1,144

2004

1,1237

1,028

1,072

1,135

2005

1,0774

1,078

1,0848

1,284

2006

1,0819

1,289

1,0824

1,229

2007

1,2021

1,011

1,111

1,235

2008

1,1808

0,991

1,1104

1,139

2009

1,0723

1,009

1,1003

0,883

коэффициент корреляции

 

-0,49

 

-0,18

 

Коэффициенты корреляции невелики. Обоснуем гипотезу о равенстве коэффициента корреляции нулю и отсутствии значимой статистической связи. Для этого используем t-статистику (14)

Tr =                                                                                                   (14)

Расчетное значение t-статистики

А) для продовольственных товаров

Tr = = 1,25

Б) для непродовольственных товаров

Tr = = 0,41

Табличное значение Tt(n-2=5, уровень значимости = 0,95) = 2. Так как расчетные значения меньше критических, можно сделать вывод об отсутствии статистической связи между индексами  цен и физического объема розничной торговли для продовольственных и непродовольственных товаров соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

За период на потребительском рынке просматривается тенденция сближения темпов роста на отдельные группы товаров, которое наблюдается уже с 2007 года. Это положительно характеризует развитие потребительского рынка в РФ. Сближение инфляции по различным группам потребительских товаров и услуг может быть следствием сбалансированности спроса и предложения, снижения влияния спекулянтов и т.п.

Вместе с тем, с 2007 года экономика начала «перегреваться» т.е. ощущать недостаток ресурсов и влияние избыточного спроса, что привело к росту инфляции на всех рынках. Снижение индексов цен в 2008-2009 году – это следствие экономического кризиса, который привел к резкому спаду спроса.

Анализ цен на отдельные продовольственные товары показал, что наибольшая колеблемость уровня инфляции характерна для закупочных цен на молоко. Наименьшая колеблемость индекса инфляции характерна для  яблок.

При этом цены на яблоки являются наиболее устойчивыми. По данному товару среднее квадратическое отклонение составляет 9,6%. По другим товарам среднее квадратическое отклонение составляет около 22% среднего уровня цен за период.

Анализ соотношения цен на продукты и говядины колеблются в пределах 2,5-5% . Практически все соотношения цен растут в 2007 – 2008 годах, что объясняется отставанием роста цен на говядину от увеличения цен на другие продукты питания. В 2009 году цены на говядину выросли сильнее, чем на другие продовольственные товары, что восстановило соотношения.

В целом по периоду можно говорить о большем относительном увеличении цен на говядину по сравнению с ценами на анализируемые продукты питания.

Прогнозное значение цен на колбасу вареную высшего сорта за 2010 год  с вероятностью 0,95 находится в интервале (230,08; 261,68) руб. В 2011 году цены на колбасу вареную высшего сорта с вероятностью 0,95 будут находиться в интервале (251,4; 283 ) руб.

Анализ взаимосвязи между индексами цен и физического объема розничного оборота на продовольственные и непродовольственные товары показал, что автокорреляция в рядах динамики отсутствует, а связь между между индексами  цен и физического объема розничной торговли для продовольственных и непродовольственных товаров соответственно отсутствует или статистически незначима.

Региону можно порекомендовать уделять больше внимания ценам на платные услуги, которые характеризуются наибольшими темпами роста цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Васнев С.А Статистика :М. МГУП, 2007.  170 с.

2.      Громыко  Г.Л., Крысина  М.В., Воробьев  А.Н.  Теория статистики: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Л. Громыко— М.: ИНФРА-М, 2008.

3.      Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4.      Гусаров В. М. Теория статистики. Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.

5.      Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. пособие  — М.: Финансы и статистика, 2009.

6.      Елисеева И.И. Социальная стаистика Учеб. пособие для вузов. – М., 2008.

7.      Курс социально - экономической статистики. Учебник / под редакцией М.Г. Назарова: М.: ЗАО «Финстатинформ», «Юнити», 2008.

8.      «Общая теория статистики»/ Под редакцией Башиной О.Э, Спирина А.А., М., Финансы и статистика, 2009

9.      «Практикум по теории статистики»/ Под ред. проф. Шмойловой Р.А., М., Финансы и статистика, 2008

10. «Статистика»/ Под ред. Мхитаряна В.С, М., «Мастерство», 2009

11. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник. – 2-е изд. перераб. и допол. И.К.Беляевский. – М.Финансы и статистика. 2008. – 456 с.

12. «Теория статистики»/ Под ред. проф. Шмойловой Р.А., М., Финансы и статистика, 2007

13. Сидненко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М., «Статистика», М, «Дело и Сервис», 2009

14. Чернова Т.В. Экономическая статистика Изд-во ТГРУ 2006

15. Россия в цифрах 2011 Изд-во Росстат М., 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_12/Main.htm (дата обращения: 10.08.2011).

16. Пермский край  в цифрах 2011 Изд-во Пермстат URL: http://permstat.gks.ru/digital/default.aspx

17. Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен утверждены Постановлением Росстата  от «30» декабря 2005г. № 110

18. Данченок Л.А. Методология статистического исследования цен на потребительском рынке// URL: http://www.dissercat.com/content/metodologiya-statisticheskogo-issledovaniya-tsen-na-potrebitelskom-rynke (дата обращения: 24.08.2011).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: Расчеты показателей колеблемости

 

1) средние значения по формуле

             

Колбаса вареная высшего сорта

= (90,94+127,10+145,06+153,63+170,94+212,06+224,61)/7 = 160,62

Рыба соленая, маринованная, копченая

=(82,88+91,72+113,56+121,73+138,14+176,88+196,04)/7 = 131,56

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности = (11,32+12,67+14,21+14,82+21,31+26,54+24,64)/7 = 17,93

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта = (18,39+21,28+21,62+24,86+31,28+38,63+36,66)/7 = 27,53

Яблоки

= (32,07+35,29+37,72+42,12+48,48+57,03+54,12)/7 = 43,83

Дисперсия определяется как средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины: .

Колбаса вареная высшего сорта

= ((90,94-160,62)^2+(127,10-160,62)^2+(145,06-160,62)^2+(153,63-160,62)^2+(170,94-160,62)^2+(212,06-160,62)^2+(224,61-160,62)^2)/7 =2186,19

Рыба соленая, маринованная, копченая

=((82,88-131,56)^2+(91,72-131,56)^2+(113,56-131,56)^2+(121,73-131,56)^2+(138,14-131,56)^2+(176,88-131,56)^2+(196,04-131,56)^2)/7 =1772,08

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности

=((11,32-17,93)^2+(12,67-17,93)^2+(14,21-17,93)^2+(14,82-17,93)^2+(21,31-17,93)^2+(26,54-17,93)^2+(24,64-17,93)^2)/7 =37,58

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта =((18,39-27,53)^2+(21,28-27,53)^2+(21,62-27,53)^2+(24,86-27,53)^2+(31,28-27,53)^2+(38,63-27,53)^2+(36,66-27,53)^2)/7 =64,21

Яблоки

=((32,07-43,83)^2+(35,29-43,83)^2+(37,12-43,83)^2+(42,12-43,83)^2+(48,48-43,83)^2+(57,03-43,83)^2+(54,12-43,83)^2)/7 =92,21

Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:

Колбаса вареная высшего сорта

= 2186,19^0,5 = 46,76

Рыба соленая, маринованная, копченая

= 1772,08^0,5 = 42,10

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности

= 37,58^0,5 = 6,13

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

= 64,21^0,5 = 8,01

Яблоки

= 92,21^0,5 = 9,6

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

.

Колбаса вареная высшего сорта

= 46,76/160,62 =29%

Рыба соленая, маринованная, копченая

= 42,1/131,56 =32%

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности

= 6,13/17,93 =34%

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

= 8,01/27,53 =29%

Яблоки

= 9,6/43,83 =22%

 

2

 



Информация о работе Статистический анализ динамики цен потребительского рынка