Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавц

Содержание

Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка.
1.1.Сущность и структура рынка.
1.2.Функции рынка.
Глава 2. Потребительский рынок России.
2.1. Современное состояние потребительского рынка России.
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка.
2.3. Субъекты рынка.
2.4. Поведение потребителей.
2.5. Спрос и предложение.
Глава 3. Защита прав потребителей.
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей:
3.2. Организации по защите прав потребителей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая потреб.рынок и защита прав потр..doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Уральский Филиал  

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»  
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ

ТЕМА: «Потребительский рынок

и защита прав потребителей» 
 
 
 
 
 

Специальность                                                Исполнитель                 Н.А.Обрубова 

«Экономика  труда»                                   Группа 3ЭТ18з 

Кафедра Экономики, управления и права   Руководитель-преподаватель 

Дата защиты________________________   _________________      В.Л. Фадеева 

Оценка_____________________________  
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2008

Содержание. 

Введение.

      В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги. При этом рынок неверно представлять себе как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа. Потребительский рынок, а также рынок факторов производства (рынок труда, рынок земли, рынок инвестиционных товаров) относятся к рынку реальных ресурсов и благ.  Целью данного курсового проекта является изучение потребительского рынка и защиты прав потребителей. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд задач:

  • определение сущности, структуры  и функции потребительского рынка;
  • изучение элементов механизма функционирования потребительского рынка-спроса, предложения и цены;
  • изучение поведения потребителей;
  • определить функции и основные направления закона и организаций по защите прав потребителей.

     Актуальность  проблемы спроса и предложения на потребительском рынке является проблемой сложной и многогранной. Сложность обусловлена быстрой изменчивостью спроса и потребностей, трудностями точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров. Определение места потребительского рынка в системе экономических отношений, проблема его сбалансированности в настоящее время является актуальной и чрезвычайно важной.

Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка.

1.1.Сущность и структура рынка.

. Потребительский рынок  представляется  как сфера розничной торговли, что сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества. Здесь наряду с экономическими законами действуют и социально-психологические законы, определяющие экономическое поведение субъектов рынка (производителей и потребителей)

Рынок выявляет реальные потребности, а потребление, в свою очередь, зависит от его  развития. Индивидуальное потребление  стимулирует и регулирует производство, так как экономическое развитие является функцией от всё возрастающих потребностей. Все эти особенности рынка наиболее пол-

но проявляются  на потребительском рынке, характеризуют  его место и роль.

Каждый  элемент экономического рынка (отдельные рынки) имеет свое самостоятельное значение, но лишь тесное взаимодействие потребительского рынка с другими видами рынков (рынком средств производства, рынком труда, рынком капиталов и финансово-кредитных ресурсов и т.п.) способствует обеспечению эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса. Он связан с обслуживанием всех фаз воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления, и активно участвует в кругообороте средств (материальных, денежных, финансово-кредитных), регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства.

Предметом исследования являются экономические  отношения, складывающиеся на потребительском  рынке, механизмы функционирования этого рынка, а также экономическое  поведение субъектов потребительского рынка (продавцов и покупателей).

      Потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары (услуги) покупаются для личного пользования. Рынок товаров - это еще не потребительский рынок в его широком социально-экономическом значении. Если главная функция товарного рынка - реализация товаров, то на потребительском рынке товар не только реализуется, но и через сложный механизм потребностей и спроса переходит в сферу потребительного производства, потребляется, в результате воспроизводится рабочая сила. Здесь происходит столкновение интересов производителей и потребителей, завершается экономическое движение товара, дается оценка товарам. Специфические черты, присущие потребительскому рынку, обусловлены экономическим назначением потребительских товаров и услуг, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг, оказываемых покупателям хозяйствующими субъектами рынка.

  Структуру рынка можно определить как внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со  сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

      По  объектам обмена различают рынки  товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок.

Некоторые экономисты в зависимости от объекта  рыночных отношений выделяют следующие три группы рынков: товарные, финансовые и труда. В каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки.

К первой группе относятся потребительский  рынок, рынок материальных ресурсов, рынок производственно - технических товаров, информационный рынок и рынок научно-технических разработок;

ко второй - инновационный, краткосрочных ссуд, ценных бумаг и валютный рынки;

к третьей - рынки рабочей силы разного уровня квалификации и рынки по отдельным  специальностям.

1.2.Функции рынка.

      Под функцией рынка подразумевается  его роль в реализации экономических  целей общества.

  • Самая важная функция рынка - регулирующая.

      В рыночном регулировании большое  значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения. Следствием чего является нарушение всего механизма воспроизводства; - доведение товаров через механизм товарного обращения до конечных потребителей. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение - сигналом к сокращению. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям, на основе которой они постоянно выбирают способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Благодаря рынку продавцы и покупатели осуществляют экономический выбор способа удовлетворения своих потребностей. Рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. В условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно принимают решения о том, какие продукты, посредством каких производственных факторов и каких технологий они хотят производить. С другой стороны, домашние хозяйства решают, какие продукты они хотят приобрести за счет поступающих к ним доходов вследствие применения факторов производства. Таким образом, домашние хозяйства осуществляют спрос на товары, а предприятия предлагают товары. Но и предприятия выступают как потребители факторов производства и промежуточных продуктов. Для каждого товара имеется рынок, на котором встречаются спрос и предложение на этот товар, и если участники хозяйственного процесса видят возможность получения выгоды, то возникают процессы обмена.

  • Рынок выполняет стимулирующую функцию.

Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуги расширение их ассортимента.

  • Следующей функцией рынка является информационная.

Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он даёт, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяют каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

  • Посредническая функция рынка состоит в том,

что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга  и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

  • Рынок выполняет санирующую функцию,

очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных  единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. 

Обменивая денежные доходы на товары, население  удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Личное потребление работника есть не что иное, как воспроизводство рабочей силы. Покупая на заработную плату средства существования и потребляя их, работник тем самым создает условия для воспроизводства своей рабочей силы и получает возможность снова продать её предпринимателю. Сделает он это обязательно, так как средства существования потреблены работником, а средства производства находятся у предпринимателя.

Для нормального  функционирования рынка необходимы:

  • Персонифицированная собственность, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;
  • Свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  • Наличие твердой, авторитетной валюты;
  • Четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
  • Умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Глава 2. Потребительский рынок России.

2.1. Современное состояние потребительского рынка России.

      Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. В конце 80-х - начале 90-х годов в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночных отношений. Опыт мировой экономики показывает, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научного технического прогресса, интенсификации производства и для более полного удовлетворения потребностей общества.

 

      По  своему удельному весу и роли в  обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе  рынков. Повсеместно на потребительском  рынке реализуется большая часть ВВП. Расходы на конечное потребление, а значит и доля потребительского рынка в России увеличиваются из года в год: за период с 1992 г. по 2000 г. расходы на конечное потребление возросли с 49,9% до 62,5% по структуре использования ВВП, из них потребительские расходы домашних хозяйств - с 33,7% до 46,1%.

Информация о работе Потребительский рынок