Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа содержит 1 файл

значение гос.рег.эк-ки.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы обусловлена тем фактом, что  с 11 апреля 2007 г. деятельность торговых центров, моллов, рыночных комплексов регулируется Федеральным законом РФ от 30.12.2006 г. 271-ФЗ О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

     Данный  закон нацелен на то, чтобы все  отношения, связанные с этим видом  торговли, стали максимально прозрачными.

     Мы, наконец, получили четкое определение  самого понятия "розничный рынок" и его разновидностей - универсального, специализированного, сельскохозяйственного  и сельскохозяйственного кооперативного. И главное - очень строгие правила игры для каждого вида рынков.

     Одна  из главных задач закона - создать  максимально благоприятные условия  для отечественных товаропроизводителей, прежде всего сельхозпродукции. В  результате нелегкого обсуждения принято  решение о минимальной доле российских производителей на розничных рынках: при формировании торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая компания должна предоставлять не менее 50 процентов торговых мест именно товаропроизводителям. Впрочем, орган исполнительной власти субъекта Федерации вправе поднять эту планку. На сельскохозяйственном кооперативном рынке, которым будет управлять сельскохозяйственный потребительский кооператив, также должно быть предусмотрено не менее половины мест для членов кооператива.

     Законодатель  позаботился о покупателях и  продавцах даже в таких "деталях", как нормальное энерго-, тепло- и водоснабжение помещений рынков. Законодатель предусмотрел механизмы, которые свели бы на нет произвол перекупщиков и монополистов. В частности, закон устанавливает, что собственник рынка - управляющая компания - не может ничего закупать и продавать, она лишь организует нормальный процесс торговли и надлежащие условия для всех его участников, обустраивает торговые места, заботится о санитарном и техническом состоянии помещений и так далее.

     Все розничные рынки должны превратиться в капитальные здания и сооружения, большинство розничных рынков должны приобрести капитальный вид к 1 января 2010 года, а для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков запрет на использование временных помещений вводится с 1 января 2012 года.

     Состояние научной разработанности выбранной  темы. Различные концепции и подходы  к управлению торговыми предприятиями  и потребительскими рынками были центром исследований достаточно большого числа зарубежных авторов на протяжении всего прошлого века. Данные проблемы нашли отражение в работах таких западных ученых как Ф.Котлер, С.Л Оптнер, В.Даненбург, Р. Монкриф, В.Тэйлор, Д.Ф.Энджел, Р.Д.Блэкуэлл, П.У. Минниард и др.

     Основным  противоречием в исследуемой  области является тот факт, что максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.

     Суть  торговли как вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарное обращение. Экономическая теория свидетельствует- товарное обращение неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.

     Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.

     Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

      1. Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
      2. Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
      3. Изучить основные направления потребительского рынка России.

     Теоретико-методологическую основу составляют труды Л.А. Брагина, Т.П. Данько, В.К. Памбухчиянц, Д.Л.Щура, Л.В.Трухановича, Е.В. Попова, М.С. Абрютина, Л.П.Дашкова, Г.Г.Иванова, Е.А.Голикова, А.Н.Соломатина, Р.И. Евич, М.М.Астафьевой и др. В работах указанных авторов даны базовые понятия и определения, освещена значимость сферы обращения для экономической системы в целом.

     Нормативно-правовая база работы основана на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе, Трудовом кодексе, федеральных законах по вопросам регулирования деятельности потребительских рынков в России в целом и в Московской области в частности.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

1.1 Понятие потребительского рынка в научной литературе

     Прежде  чем исследовать аспекты развития государственного контроля и надзора на потребительском рынке, рассмотрим теоретические подходы к самому определению потребительского рынка.

     Несмотря  на то, что в настоящее время  понятие «потребительский рынок» прочно вошло в юридическую и экономическую лексику и применяется во многих значениях, законодательного закрепления оно, к сожалению, не получило. Традиционно, его формирование ассоциируется с появлением в России в конце 80-х начале 90-х годов 20-го столетия рыночных отношений и неразрывно связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» нового субъекта данных отношений — «потребителя». 1

     В трудах ведущих ученых-административистов понятие потребительского рынка  и его значение не было подробно исследовано. Учитывая социально-экономическую значимость данного сложного механизма, необходимость его правового регулирования, к этому вопросу все чаще стали обращаться молодые ученые.

     Так, например, Г. Б. Царева, рассматривая административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает следующее понятие потребительского рынка — «это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг».

     Схожего с Г. Б. Царевой мнения по вопросу  определения потребительского рынка  придерживается В. Н. Ульянова, которая  считает, что «потребительский рынок  — это совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг». Автор подчеркивает, что «к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции».

     Н. Н. Таскаев предлагает определение  потребительской сферы как «области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли». 2

     Таким образом, из приведенных определений  можно сделать вывод о том, что все названные авторы полностью ассоциируют понятие «потребительский рынок» с понятием «потребитель», закрепленным Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», даже рассматривая административно-правовые аспекты функционирования рынка. Авторы также полагают, что потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. На наш взгляд, подобный подход не верен по следующим основаниям.

     Во-первых, рассмотрим этимологию слов «потребитель»  и «рынок». С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова толкуют понятие «потребитель», «как лицо или организацию, потребляющую продукты чьего-нибудь производства», а понятие «рынок», как «сферу товарного обращения. В. И. Даль указывает, что «потребитель в народном хозяйстве противостоит производителям, хотя каждый относительно есть и то и другое». Л. Лопатников трактует понятие «рынок», как «пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага и способ этого взаимодействия». Таким образом, из человеческой жизни невозможно исключить понятия «потребление», «потребительский рынок».

     Из  этого можно заключить, что потребительский  рынок появился задолго до принятия закона о защите прав потребителей, так как сфера потребления  существует в любом государстве, независимо от государственного устройства, а также от политического и социально-экономического уклада. В советский период потребительский рынок, в силу плановой экономики, в большей части был монополизирован государством, но от того его правовая сущность, в интересующем нас аспекте, не менялась. Так, основой для развития производства потребительских товаров, совершенствования работ и услуг являлось понятие «потребность», имеющее глубокие экономические и правовые корни. Еще К. Маркс писал: «Без потребности нет производства». А. В. Гличев считал рост потребностей «мотивом перехода к более высокому качеству производства одних изделий и прекращению выпуска других, главным побудительным мотивом развития производства». В. Я. Белобрагин отмечал, что «потребление служит источником информации для управления качеством продукции на стадиях проектирования и производства». Таким образом, побудительным мотивом развития производства, как в советский период, так и в настоящее время, является удовлетворение потребностей, то есть насыщение потребительского рынка.

     Во-вторых, потребительский рынок - понятие  многогранное. Оно включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу  производства товаров на всех стадиях  их жизненного цикла, начиная от проектирования, заканчивая утилизацией. По нашему мнению, невозможно из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно производство товаров, так как основная масса недостатков в товарах, в том числе, потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства.

     Этот  же принцип распространяется и на выполнение работ, как на элемент  потребительского рынка, его можно  разделить на следующие стадии: подготовка к выполнению работы, в которую  входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и материалов, объекта работ и др.; непосредственно процесс выполнения работы и получение конечного овеществленного результата, то есть те же стадии, что и при производстве товаров. Поскольку ученые склонны относить к сфере потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ, неосновательно исключение из него такого элемента, как производство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ это конкретное лицо, при производстве товара — неопределенный круг лиц.

     Таким образом, из всего изложенного следует  вывод о необходимости ввести в нормативные правовые акты понятие  «потребительский рынок».

1.2 Составляющие конъюнктуры рынка

     Чтобы успешно функционировать, участники рынка (продавцы и покупатели) стремятся иметь наиболее точное представление о его конъюнктуре. Конъюнктура потребительского рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров. Чем точнее знание конъюнктуры рынка, тем меньше хозяйственный риск его участников.3

     В зависимости от масштаба рынка, конъюнктуру  которого анализируют и прогнозируют его участники, состав показателей, характеризующих условия развития рынка, меняется. Однако при всем различии показателей, характеризующих внешние условия (от политических до социально-бытовых, психологических, климатических и т.д.) конъюнктура рынка в конечном итоге определяется взаимодействием трех внешних ее составляющих- спросом, предложением и ценой.

     Анализ  конъюнктуры потребительского рынка  страны и ее прогноз включает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения, предложения  потребительских товаров и, соответственно, их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.

Информация о работе Потребительский рынок