Факторный анализ и прогнозирование результативных показателей финансовой деятельности предприятия с использованием приемов и методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Целью анализа финансовой деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение направлений, по которым нужно вести работу по улучшению этого состояния. Вместе с тем, финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1 Теоретические вопросы статистического изучения финансовой деятельности предприятия……………………………………………………….8

1.1 Основы общей концепции финансовой деятельности предприятия…….8

1.2 Cистема показателей статистического изучения результатов финансовой деятельности предприятия……………………………………………………..10

1.3 Информационное обеспечение статистического изучения финансовой деятельности предприятия……………………………………………………27

2 Статистическое изучение финансовой деятельности Колпнянского РАЙПО за 2006-2008 г.г…………………………………………………………………31

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия………………….31

2.2 Статистический анализ объема, структуры и динамики прибыли предприятия……………………………………………………………………..35

2.3 Статистическое изучение динамики показателей рентабельности предприятия……………………………………………………………………..45

2.4 Статистический анализ финансового состояния предприятия………….51

3 Факторный анализ и прогнозирование результативных показателей финансовой деятельности предприятия с использованием приемов и методов статистики……………………………………………………………………….61

3.1 Факторный анализ рентабельности на основе индексного метода статистики……………………………………………………………………….61

3.2 Статистическое изучение взаимосвязи прибыли и затрат на оплату труда с помощью корреляционно-регрессионного анализа……………………….67

3.3 Статистическое прогнозирование рентабельности с использованием метода экстраполяции…………………………………………………………75

3.4 Статистическое прогнозирование суммы прибыли на основе модели регрессии…………………………………………………………………………78

3.5 Построение многофакторных прогнозных моделей оценки вероятного банкротства предприятия………………………………………………………80

3.6 Основные направления улучшения финансового состояния Колпнянского РАЙПО…………………………………………………………………………..84

Заключение……………………………………………………………………….89

Список использованной литературы…………………………………………93

Работа содержит 1 файл

стат изучение фин деят (Лена).doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

        Представленная иерархия в системе  управления определяет возможность  делегирования полномочий в этой  области на более низкие уровни  управления.

Существующая  структура управления РАЙПО:

Начальник управления→Главный Заместитель начальника управления→Бухгалтер→Отдел кадров→Рабочие

Предлагаемая  структура управления:

Управляющий→Менеджер финансовый→Начальник отдела→Специалист по маркетингу→Финансово-экономическая группа→Рабочие

        В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом, заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.

        Как уже упоминалось раньше, руководителю  РАЙПО необходимо уделить особое  значение подбору кадров, но в  силу того, что управляющий не  в силах осуществить данную  работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.

          Поэтому для обеспечения высокой  производительности труда работников, руководству РАЙПО необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.

        Определив потребности предприятия  в кадрах, руководителю  рекомендуется  разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству  необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами , это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие предприятия. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.

        Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.

                Руководству РАЙПО необходимо:

- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований ;

- вести  постоянный поиск российских  заказчиков на услуги, которые  могут быть оказаны предприятием ;

- проанализировать  спрос на предоставление новых  услуг, которые отвечают возможностям  фирмы ;

- обеспечить  эффективную рекламу всех услуг  предприятия ;

- проводить  активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других  фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.) ;

- уменьшение  производственных издержек и  накладных расходов по производимым  фирмой товарам и услугам.

        Многие организации в России  сейчас сталкиваются с рыночными  трудностями. Их руководители  изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять. На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс : в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом , основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом. Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах. 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

                Для современной экономики России  характерны: нестабильность, непоследовательность  налоговой, кредитно-валютной, страховой, таможенной, инвестиционной политики; потеря государственной поддержки в связи с изменением формы собственности без существенных изменений законодательной базы РФ; недостаточность бюджетного финансирования; инфляция; подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения; неопределенность в поведении покупателей, поставщиков, конкурентов. Одно из основных препятствий на пути к стабильному экономическому росту – медленный процесс преобразований на уровне организаций в связи с неэффективностью системы их управления, низким уровнем ответственности руководителей за последствия принимаемых решений и результаты их деятельности, а также в связи с отсутствием достоверной информации об экономическом состоянии организации, ее финансовой устойчивости, которая является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности в условиях рынка.

        Основой финансовой стабильности экономики России является финансовая устойчивость организации, так как именно она служит залогом выживаемости и основой прочного положения организации, поэтому все большее количество контрагентов начинает вовлекаться в исследования и оценку устойчивости конкретной организации.

       Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

        Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное  управление движением финансовых  ресурсов и капитала, находящихся  в распоряжении предприятия.

        В первой главе курсовой работы  были изучены теоретические вопросы  статистического изучения финансовой  деятельности предприятия, была  раскрыта система показателей  изучения результатов финансовой  деятельности организации.

       Во второй главе  был проведен статистический анализ финансовой деятельности Колпнянского райпо за 2006-2008 г.г.

       В первом пункте главы 1 была  приведена краткая характеристика. Анализ производственно-хозяйственной  деятельности показал, что выручка от продаж в 2007 году увеличилась на 23,38%, а в 2008 году увеличилась на 43,25%, основные фонды в 2007 году увеличились на 30,9%, а в 2008 году увеличились на 6,5%, фондоотдача в 2007 году уменьшилась на 1,44%, а в 2008 году увеличилась на 22,28%, фондоемкость в 2007 году увеличилась на 1,39%, а в 2008 году уменьшилась на 19,18%, оборотные средства в 2007 году увеличились на 31,85%, а в 2008 году увеличились на 11,46%, материальные затраты в 2007 году увеличились на 13,23%, а в 2008 году увеличились на 30,15%

       В работе были проанализированы показатели финансового состояния предприятия за 2006-2007 г.г. Были рассчитана динамика показателей прибыли, рентабельности предприятия, был проведен анализ кредитоспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия

    Статистический  анализ объема, структуры и динамики прибыли показал, что в 2007 году валовая прибыль увеличилась на 22,3%, прибыль от продаж увеличилась на 23,9%, прибыль до налогообложения уменьшилась на 0,7%, чистая прибыль уменьшилась на 10,4%. В общем доходы увеличились на 23,4%.  В 2008 году валовая прибыль увеличилась на 38,9%, прибыль от продаж увеличилась на 33,7%, прибыль до налогообложения увеличилась на 107,3%, чистая прибыль увеличилась на 232,2%, доходы увеличились на 43,2%.

       Статистическое изучение динамики показателей рентабельности предприятия показало, что в 2008 году общая рентабельность увеличилась на 11,2%, рентабельность активов увеличилась на 92,08%, рентабельность собственного капитала увеличилась на 175,86, рентабельность заемного капитала увеличилась на 31,4%, рентабельность расходов по обычным видам деятельности уменьшилась на 6,5%, рентабельность совокупных расходов увеличилась на 130,2%, рентабельность производств уменьшилась на 7,42%, рентабельность продаж уменьшилась на 6,05%, валовая рентабельность уменьшилась на 3,04%, рентабельность внеоборотного капитала увеличилась на 183,66, рентабельность оборотного капитала увеличилась на 176,11%, рентабельность совокупных активов увеличилась на 178,48, рентабельность инвестированного капитала увеличилась на 66,3%.

       В результате статистического  анализа финансового состояния  предприятия были получены следующие  выводы: финансовое положение Колпнянского райпо частично укрепилось в 2008 году, о чем свидетельствует положительная динамика ряда коэффициентов. Коэффициент финансирования в 2008 году по сравнению с 2007 увеличился на 0,85. То есть удельный вес собственного капитала в составе совокупных пассивов равен 8,5%.

         Анализ показал, что баланс предприятия можно считать в достаточной мере ликвидным. Большая часть показателей предприятия характеризуется положительной динамикой.

        В третьей главе курсовой работы  был проведен факторный анализ  и прогнозирование результативных  показателей финансовой деятельности  предприятия с использованием приемов и методов статистики.

       Был проведен факторный анализ  рентабельности на основе индексного  метода, рассмотрена взаимосвязь  прибыли и затрат на оплату  труда с помощью корреляционно-регрессионного  анализа, проведено прогнозирование рентабельности на основе метода экстраполяции, проведен анализ возможного банкротства предприятия.

        Для стабилизации финансового состояния предлагается провести следующие мероприятия :

- необходимо  в первую очередь изменить  отношение к управлению производством,

- осваивать  новые методы и технику управления,

- усовершенствовать  структуру управления,

- самосовершенствоваться  и обучать персонал,

- совершенствовать  кадровую политику,

- продумывать  и тщательно планировать политику  ценообразования,

- изыскивать резервы по снижению затрат на производство,

- активно  заниматься планированием и прогнозированием  управления финансов предприятия.

        Как уже говорилось выше, предприятия  являются основными звеньями  хозяйствования и формируют основу  экономического потенциала государства.

       Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее  её доход, тем большим становится  её вклад в социальную сферу  государства, в её экономический  потенциал, наконец тем лучше  живут люди, работающие на таком  предприятии.  
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов А. Е., Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2000г,-354 с.
  2. Баканов М. И., Шеремет А. Д., Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика,2002,- 290с.
  3. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент., - М. : Финансы и статистика, 2001г, - 340 с..
  4. Гитляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Евдовицкий Д.А., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб./Л.Т. Гитляровская [и др].-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 г.-360 с.
  5. Гусаров В.М., Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 285 с.
  6. Ковалев В. В., Финансовый анализ. - М. : Финансы и статистика,2003г, - 530 с.
  7. Ковалев В.В., Патров В.В., Как читать баланс. М.: “Финансы и статистика”,2005г., - 200с.
  8. Ковалева А. М., Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2004г., 280 - с.
  9. Краснобокая И.А., Статистика. Методические указания по выполнения курсовой работы. – Орел, Орел ГТУ, 2009. – 46 с.
  10. Крейнина М. Н., Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 2005г, - 420 с..
  11. Кричевский Н.А., Как улучшить финансовое состояние предприятия.М.:”Бухгалтерский учет”, 2000 г.-340 с.
  12. Лукьянчикова Т.Л., Статистика: Учебное пособие /Т.Л. Лукьянчикова. –Орел, Орел ГТУ, 2004. - 117 с.
  13. Перевозкин Л.М., Статистика: Учебное пособие. – Орел, Орел ГТУ, 1996. - 124 с.
  14. Пласкова Н.С., Экономический анализ: учебник. – М.: «Эксмо», 2007 г.-704 с.
  15. Русак Н.А., Стражев В.И. Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. Стражева В. И. - Минск:”Высшая школа”, 2002. - 398 с.
  16. Сергеев И.В., Веретенников И.И., Экономика организаций (предприятий)/под ред.И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.-560 с.
  17. Справочник финансиста предприятия. - М. : ИНФРА-М, 2006 г., - 800с.
  18. Чернова А.В., Статистика: Учебное пособие. – Орел, Орел ГТУ, 2001. – 285 с.
  19. Экономика организаций: учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров. – М.: издательство «Экзамен», 2005. – 496 с. (серия «Учебник для вузов»).
  20. Экономика предприятия: учебник / Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

Информация о работе Факторный анализ и прогнозирование результативных показателей финансовой деятельности предприятия с использованием приемов и методов