Анализ финансовой деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 05:24, реферат

Описание работы

Необходимым элементом анализа финансового состояния является изучение результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются величиной прибыли или убытка.
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
- характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

Работа содержит 1 файл

Анализ фин деят..docx

— 347.66 Кб (Скачать)
Сущность  и виды прибыли в рыночной экономике 
Практика  оценки финансового  состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Сущность и виды прибыли в рыночной экономике »»
 Необходимым элементом анализа финансового  состояния является изучение результатов  финансово – хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются  величиной прибыли или убытка.

 Экономическая сущность прибыли заключается в  следующем:

 - характеризует  финансовый результат деятельности  предприятия, который зависит  от уровня себестоимости, качества  и количества выпускаемой продукции,  производительности труда, степени  использования производственных  фондов, организации управления, материально-технического  снабжения, а также насколько  продукция удовлетворяет потребности  потребителя, т.е. имеет ли она  спрос;

 - является  основой экономического развития  предприятия. Прибыль выступает  как один из основных источников  расширенного воспроизводства. Таким  образом, прибыль – часть чистого  дохода, который непосредственно  получают предприятия после реализации  продукции как вознаграждение  за вложенный капитал и риск  предпринимательской деятельности.

 Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.

 По источникам формирования выделяют прибыль от продажи  продукции, работ, услуг и прибыль  от прочей реализации. Прибыль от продажи  продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно  связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль  от прочей реализации представляет доход  от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также  доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций  и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.

 По видам  деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом  производственно–сбытовой или основной для данного предприятия деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов  от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными  вкладами, частично – в прибыли  от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный  эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более  выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и  прямая прибыль на вложенный собственный  капитал путем использования  эффекта финансового левериджа.

 По составу  включаемых элементов различают  маржинальную (валовую) прибыль, прибыль  до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между  выручкой –нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

 По характеру  использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

 По характеру  налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.

 По характеру  инфляционной очистки прибыли различают  номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

 По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль  отчетного года, прибыль предыдущего  года и планируемая прибыль.

 Приведенный перечень классификационных признаков  не отражает всего многообразия видов  прибыли, используемых в научной  терминологии и практике работы предприятия.

 
 
 
Цель, задачи и информационное обеспечение  анализа финансовых результатов 
Практика  оценки финансового  состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов »»
 Основной  целью анализа финансовых результатов  является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

 - оценка  динамики и структуры показателей  прибыли за анализируемый период;

 - факторный  анализ прибыли;

 - анализ  прочих доходов и расходов;

 - оценка  динамики показателей рентабельности  продаж и капитала;

 - факторный  анализ рентабельности продаж  и капитала;

 - анализ  затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один  рубль продукции;

 - выявление  резервов роста прибыли и рентабельности.

 Информационное  обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам  формируется за счет внешних и  внутренних источников информации. К  внешним источникам информации относят  показатели, характеризующие:

 - общеэкономическое  развитие страны. Система показателей  данной группы служит основой  анализа и прогнозирования условий  внешней среды функционирования  предприятия. Это необходимо при  разработке политики управления  прибылью, осуществления инвестиционной  деятельности, выявления резервов  роста прибыли; 

 - конъюнктуру  рынка. Система показателей этой  группы является необходимой  для оценки, анализа и принятия  решений в области ценовой  политики, привлечения капитала  из внешних источников, определения  затрат по обслуживанию дополнительно  привлеченного капитала, формирования  портфеля долгосрочных финансовых  вложений, осуществления краткосрочных  финансовых вложений;

 - деятельность  конкурентов и контрагентов. Система  показателей данной группы используется  для осуществления оперативного  анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли.

 К внутренним источникам относятся:

 - показатели  финансового учета предприятия.  На основе этих показателей  осуществляется анализ, прогнозирование  и текущее планирование прибыли.  Преимуществами показателей финансовой  отчетности является их унифицированность, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли;

 - показатели  управленческого учета, формирующих  информационную базу оперативных  управленческих решений. Управленческий  учет может быть структурирован:

 - по центрам  ответственности (центрам затрат, доходов, прибыли, инвестиций);

 - по видам  деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);

 - по видам  ресурсов (материальных, трудовых, финансовых  и нематериальных) и т.д. 

 В процессе построения системы информационного  обеспечения анализа и управления прибылью в управленческом учете  формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов;

 - нормативно-справочные  показатели. Основу этой системы  показателей составляют различные  нормы и нормативы, разработанные  в рамках самого предприятия  – нормативы затрат времени,  нормативы удельных расходов  сырья и материалов и т.д.  Данная система показателей дополняется  различными справочно-нормативными  показателями, действующими в целом  по стране или в отрасли:  нормы амортизационных отчислений, ставки налогов и т.д.

 Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную на принятие не только стратегических решений, но и на эффективное  текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли.

 
 
 

 Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей  прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности - формы № 2. Такая оценка может быть дана на основе горизонтального, вертикального и трендового (при  долгосрочных сравнениях) методов анализа.

 Данные  для оценки динамики показателей  прибыли приводятся в таблице 5.1.

 Таблица 5.1

 

 По данным таблицы 5.1 видно, что сумма прибыли  до налогообложения выросла на 820 тыс. руб., или 8,8%.

 Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи  продукции на 630 тыс. руб., или 7,4%, процентов  к получению на 90 тыс. руб., или 81,8%, доходов от участия в других организациях на 70 тыс. руб., или 17,5%, а также за счет сокращения общей суммы прочих расходов на 50 тыс. руб.

 Вместе  с тем динамика финансовых результатов  включает и негативные изменения, в  частности, сокращение прочих доходов  на 20 тыс. руб., или 2,4%.

 Анализ  структуры прибыли позволяет  установить, что основную ее часть  составляет прибыль от продажи продукции  – 90,2% за отчетный год, что на 1,1 % меньше по сравнению с предыдущим периодом. Положительным фактом является рост доли прочих доходов (включая проценты к получению, доходы от участия в  других организациях) в общей величине финансового результата, так на конец  отчетного года их удельный вес составил 14,7%, а также снижение доли прочих расходов (включая проценты к уплате) на 1%, что концу отчетного периода  составило 4,9%.

 Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное  изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение  каждого показателя следует разделить  на величину прибыли предыдущего  периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и  наоборот.

 Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 630 / 9350 * 100% = +6%.

 Влияние увеличения процентов к получению  на величину прибыли до налогообложения: 90 / 9350 * 100% = +0,9%.

 Влияние увеличения доходов от участия в  других организациях на величину прибыли  до налогообложения: 70/ 9350 * 100% = +0,7%.

 Влияние увеличения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения  определим по формуле: 50 / 9350 * 100% = +0,5%.

 Влияние уменьшения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения определим  по формуле: 20 / 9350 * 100% = -0,2%.

 Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим  по формуле: 100 / 9350 * 100% = +1%.

 Результаты  факторного анализа показали, что  наибольшее влияние на прирост прибыли  до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (6%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (1%). Отрицательное влияние  на величину прибыли до налогообложения  оказало сокращение прочих доходов (0,2%). Следовательно, резервами роста  прибыли предприятия - это сокращение расходов и увеличение доходов. 
 
 

Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг 
Практика  оценки финансового  состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг »»
 Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с  целью осуществления которой  оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

 Прибыль от продажи продукции, работ, услуг  определяется как разница между  выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

 Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

 - изменение  объема продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния  предприятия. Рост объема реализации  убыточной продукции влияет на  уменьшение суммы прибыли;

 - изменение  структуры ассортимента реализованной  продукции. Увеличение доли более  рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации  приводит к увеличению суммы  прибыли. Увеличение удельного  веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

 - изменение  себестоимости продукции. Снижение  себестоимости приводит к росту  прибыли, и наоборот, ее рост  влияет на снижение прибыли.  Такая зависимость существует  в отношении коммерческих и  управленческих расходов;

 - изменение  цены реализации продукции. При  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

 Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

 Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

 Анализ  прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих  данных (табл. 5.2).

 Таблица 5.2

 

 Определим влияние факторов на сумму прибыли  по следующему алгоритму.

 1. Для  определения влияния объема продаж  на прибыль необходимо прибыль  предыдущего периода умножить  на изменение объема продаж. Основная  методическая сложность определения  данного фактора связана с  трудностями определения изменения  физического объема реализованной  продукции. Правильнее всего определять  изменения в объеме продаж  путем сопоставления отчетных  и базисных показателей, выраженных  в натуральных или условно-натуральных  измерителях. Это возможно тогда,  когда продукция однородна. В  большинстве же случаев реализованная  продукция по своему составу  является неоднородной и необходимо  производить сопоставления в  стоимостном выражении. Для обеспечения  сопоставимости данных и исключения  влияния других факторов необходимо  сопоставлять отчетный и базисный  объемы реализации, выраженные в  одинаковых ценах (предпочтительно  в ценах базисного периода).

 Чтобы привести объем продаж отчетного периода  к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного  периода на индекс изменения цен  реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода.

 В нашем  примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода  составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,475%.

 За счет снижения объема продажи продукции  прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:

 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. руб.

 2. Влияние  структуры ассортимента реализованной  продукции на прибыль определяется  сопоставлением прибыли отчетного  периода, рассчитанной на основе  цен и себестоимости базисного  периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема  реализации.

 Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

 - выручка  от продажи отчетного периода  в ценах базисного периода  47122;

 - фактически  реализованная продукция, рассчитанная  по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34091;

 - коммерческие  расходы базисного периода 2615;

 - управленческие  расходы базисного периода 4816;

 - прибыль  отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 5600.

 Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

 5600 –  (8540*0,81525) = -1362 тыс. руб.

 Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим  уровнем доходности.

 3. Влияние  изменения себестоимости реализованной  продукции на прибыль можно  определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного  периода с затратами базисного  периода, пересчитанными на изменение  объема продаж:

 39780 –  (41829*0,81525)=5690 тыс. руб.

 Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи  продукции снизилась на ту же сумму.

 4. Влияние  изменения коммерческих и управленческих  расходов на прибыль определим  путем сопоставления их величины  в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих  расходов прибыль выросла на 1140 тыс. руб. (1475 – 2615), а за счет  снижения размера управленческих  расходов – на 1051 тыс. руб. (3765 – 4816).

 5. Для  определения влияния цен реализации  продукции, работ, услуг на  изменение прибыли необходимо  сопоставить объем продаж отчетного  периода, выраженного в ценах  отчетного и базисного периода,  т.е.:

 54190 –  47122 = 7068 тыс. руб.

 Общее влияние  всех перечисленных факторов равно:

 - изменение  объема продаж -1577;

 - изменение  структуры ассортимента реализованной  продукции -1362;

 - изменение  себестоимости -5690;

 - изменение  величины коммерческих расходов +1140;

 - изменение  величины управленческих расходов + 1051;

 - изменение  цен реализации +7068;

 - общее  влияние факторов +630.

 Значительное  удорожание себестоимости реализованной  продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье  и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре  продукции. Отрицательное воздействие  перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную  продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия  являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 
 
Анализ  затрат на рубль товарной продукции 
Практика  оценки финансового  состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Анализ затрат на рубль товарной продукции »»
 Одним из основных факторов, влияющих на прибыль  предприятия, являются затраты, которые  представляют стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов в денежном измерении, использованных на обеспечение  процесса расширенного воспроизводства. Понятие «затраты» шире, чем понятие  себестоимость, которая представляет собой затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного  производителя.

 Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме совокупность затрат на производство и реализацию продукции. На предприятиях планируются, учитываются и анализируются  такие основные показатели:

 - расходы  по обычным видам деятельности  в поэлементном разрезе; 

 - себестоимость  продаж продукции: производственная  и полная;

 - затраты  на 1 руб. продукции в двух вариантах:  производственной и полной;

 - калькуляция  себестоимости отдельных изделий.  При расчете стоимости продукции  по статьям калькуляции в ее  состав включают расходы, предусмотренные  отраслевыми инструкциями по  планированию, учету и анализу. 

 При расчете  себестоимости по экономически однородным элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты. Соотношение отдельных  экономических элементов в общих  затратах определяют структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку  зависит от специфики отрасли.

 При анализе  затрат используются, в частности, такие  показатели, как трудозатраты на 1 руб. продукции (зарплатоемкость), затраты по амортизации на 1 руб. продукции (амортизациеемкость), доля материальных затрат в общей сумме затрат и др.

 Анализ  затрат на рубль товарной продукции  устанавливает прямую связь между  себестоимостью и прибылью, так как  разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль.

 Анализ  динамики прибыли и затрат на один рубль реализованной продукции  представлен в таблице 5.3.

 Таблица 5.3

 

 Как видно  из данных таблицы 5.3, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом  наблюдается тенденция снижения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы  продукции. Эти изменения произошли  в результате снижения доли коммерческих расходов в составе себестоимости.

 Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь  зависит от изменения стоимости  материальных ресурсов в связи с  инфляцией, переоценки основных фондов, изменения уровня оплаты труда и  уровня ресурсоемкости продукции.

 Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов:

 - изменение  структуры ассортимента продукции.  Уровень затрат не одинаков  по отдельным видам продукции,  поэтому изменение удельного  веса отдельных наименований  в общем объеме приводит к  изменению затрат на рубль  продукции в целом по предприятию;

 - изменение  уровня себестоимости. Уменьшение  затрат на рубль продукции  при соблюдении режима экономии  приводит к снижению себестоимости,  и наоборот;

 - изменение  цен на сырье и материалы.  Если цены растут, то увеличиваются  и затраты;

 - изменение  отпускных цен на продукцию.  Влияние вышеперечисленных факторов  на изменение затрат на рубль  товарной продукции рассчитывается  способом цепных подстановок  по данным об издержках на  производство и реализацию продукции  и по данным о выпуске товарной  продукции.

 Результаты  анализа используются при подсчете резервов роста прибыли предприятия.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятий