Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 05:24, реферат
Необходимым элементом анализа финансового состояния является изучение результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются величиной прибыли или убытка.
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
- характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;
Сущность и виды прибыли в рыночной экономике |
Практика
оценки финансового
состояния хозяйствующего
субъекта с учетом
мирового опыта »»
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »» Сущность и виды прибыли в рыночной экономике »» |
Необходимым
элементом анализа финансового
состояния является изучение результатов
финансово – хозяйственной Экономическая сущность прибыли заключается в следующем: - характеризует
финансовый результат - является
основой экономического Как финансовый
результат деятельности предприятия,
прибыль характеризуется По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п. По видам
деятельности выделяют прибыль от операционной,
инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционная прибыль является результатом
производственно–сбытовой или основной
для данного предприятия По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой –нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия. По характеру
налогообложения различают По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде. По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль. Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия. |
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов |
Практика
оценки финансового
состояния хозяйствующего
субъекта с учетом
мирового опыта »»
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »» Цель, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов »» |
Основной
целью анализа финансовых результатов
является разработка и принятие обоснованных
управленческих решений, направленных
на повышение эффективности - оценка
динамики и структуры - факторный анализ прибыли; - анализ прочих доходов и расходов; - оценка
динамики показателей - факторный анализ рентабельности продаж и капитала; - анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции; - выявление
резервов роста прибыли и Информационное обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется за счет внешних и внутренних источников информации. К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие: - общеэкономическое
развитие страны. Система показателей
данной группы служит основой
анализа и прогнозирования - конъюнктуру
рынка. Система показателей - деятельность
конкурентов и контрагентов. Система
показателей данной группы К внутренним источникам относятся: - показатели
финансового учета предприятия. - показатели
управленческого учета, - по центрам
ответственности (центрам - по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная); - по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д. В процессе
построения системы информационного
обеспечения анализа и - нормативно-справочные
показатели. Основу этой системы
показателей составляют Использование
всех представляющих интерес показателей,
формируемых из внешних и внутренних
источников, позволяет создать на
каждом предприятии целенаправленную
систему информационного |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности - формы № 2. Такая оценка может быть дана на основе горизонтального, вертикального и трендового (при долгосрочных сравнениях) методов анализа.
Данные для оценки динамики показателей прибыли приводятся в таблице 5.1.
Таблица 5.1
По данным таблицы 5.1 видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла на 820 тыс. руб., или 8,8%.
Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 630 тыс. руб., или 7,4%, процентов к получению на 90 тыс. руб., или 81,8%, доходов от участия в других организациях на 70 тыс. руб., или 17,5%, а также за счет сокращения общей суммы прочих расходов на 50 тыс. руб.
Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения, в частности, сокращение прочих доходов на 20 тыс. руб., или 2,4%.
Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции – 90,2% за отчетный год, что на 1,1 % меньше по сравнению с предыдущим периодом. Положительным фактом является рост доли прочих доходов (включая проценты к получению, доходы от участия в других организациях) в общей величине финансового результата, так на конец отчетного года их удельный вес составил 14,7%, а также снижение доли прочих расходов (включая проценты к уплате) на 1%, что концу отчетного периода составило 4,9%.
Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.
Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 630 / 9350 * 100% = +6%.
Влияние увеличения процентов к получению на величину прибыли до налогообложения: 90 / 9350 * 100% = +0,9%.
Влияние увеличения доходов от участия в других организациях на величину прибыли до налогообложения: 70/ 9350 * 100% = +0,7%.
Влияние увеличения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 50 / 9350 * 100% = +0,5%.
Влияние уменьшения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 20 / 9350 * 100% = -0,2%.
Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 100 / 9350 * 100% = +1%.
Результаты
факторного анализа показали, что
наибольшее влияние на прирост прибыли
до налогообложения оказало
Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг |
Практика
оценки финансового
состояния хозяйствующего
субъекта с учетом
мирового опыта »»
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »» Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг »» |
Главным
источником формирования прибыли является
основная деятельность предприятия, с
целью осуществления которой
оно создано. Характер этой деятельности
определяется спецификой отраслевой принадлежности
предприятия. Ее основу составляет производственно-
коммерческая деятельность, которая
дополняется финансовой и инвестиционной
деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются: - изменение
объема продажи продукции. - изменение
структуры ассортимента - изменение
себестоимости продукции. - изменение
цены реализации продукции. Результаты
факторного анализа прибыли от продажи
позволяют оценить резервы Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2). Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл. 5.2). Таблица 5.2
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму. 1. Для
определения влияния объема Чтобы привести
объем продаж отчетного периода
к сопоставимому виду, необходимо
знать индекс изменения цен на
продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется
делением объема реализации отчетного
периода на индекс изменения цен
реализации. Такой расчет является
не совсем точным, так как цены на
реализованную продукцию В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,475%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. руб. 2. Влияние
структуры ассортимента Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом: - выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47122; - фактически
реализованная продукция, - коммерческие
расходы базисного периода - управленческие
расходы базисного периода - прибыль
отчетного периода, Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. руб. Произведенный
расчет показывает, что в составе
реализованной продукции 3. Влияние
изменения себестоимости 39780 – (41829*0,81525)=5690 тыс. руб. Себестоимость
реализованной продукции 4. Влияние
изменения коммерческих и 5. Для
определения влияния цен 54190 – 47122 = 7068 тыс. руб. Общее влияние всех перечисленных факторов равно: - изменение объема продаж -1577; - изменение
структуры ассортимента - изменение себестоимости -5690; - изменение величины коммерческих расходов +1140; - изменение
величины управленческих - изменение цен реализации +7068; - общее влияние факторов +630. Значительное
удорожание себестоимости реализованной
продукции произошло в основном
за счет повышения цен на сырье
и материалы. Кроме этого, к снижению
прибыли привели снижение объема
продаж, негативные сдвиги в структуре
продукции. Отрицательное воздействие
перечисленных факторов было компенсировано
повышением уровня цен на реализованную
продукцию, а также снижение управленческих
и коммерческих расходов. Следовательно,
резервами роста прибыли |
Анализ затрат на рубль товарной продукции |
Практика
оценки финансового
состояния хозяйствующего
субъекта с учетом
мирового опыта »»
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »» Анализ затрат на рубль товарной продукции »» |
Одним
из основных факторов, влияющих на прибыль
предприятия, являются затраты, которые
представляют стоимость материальных,
трудовых, финансовых ресурсов в денежном
измерении, использованных на обеспечение
процесса расширенного воспроизводства.
Понятие «затраты» шире, чем понятие
себестоимость, которая представляет
собой затраты на простое воспроизводство,
текущие расходы конкретного
производителя.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме совокупность затрат на производство и реализацию продукции. На предприятиях планируются, учитываются и анализируются такие основные показатели: - расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе; - себестоимость
продаж продукции: - затраты
на 1 руб. продукции в двух - калькуляция
себестоимости отдельных При расчете
себестоимости по экономически однородным
элементам затрат в ее состав включаются
следующие расходы: материальные затраты,
амортизация, затраты на оплату труда,
отчисления на социальные нужды, прочие
затраты. Соотношение отдельных
экономических элементов в При анализе затрат используются, в частности, такие показатели, как трудозатраты на 1 руб. продукции (зарплатоемкость), затраты по амортизации на 1 руб. продукции (амортизациеемкость), доля материальных затрат в общей сумме затрат и др. Анализ
затрат на рубль товарной продукции
устанавливает прямую связь между
себестоимостью и прибылью, так как
разница между ценой и Анализ динамики прибыли и затрат на один рубль реализованной продукции представлен в таблице 5.3. Таблица 5.3
Как видно из данных таблицы 5.3, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом наблюдается тенденция снижения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы продукции. Эти изменения произошли в результате снижения доли коммерческих расходов в составе себестоимости. Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией, переоценки основных фондов, изменения уровня оплаты труда и уровня ресурсоемкости продукции. Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов: - изменение
структуры ассортимента - изменение
уровня себестоимости. - изменение цен на сырье и материалы. Если цены растут, то увеличиваются и затраты; - изменение
отпускных цен на продукцию.
Влияние вышеперечисленных Результаты анализа используются при подсчете резервов роста прибыли предприятия. |
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятий