Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.
Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства
. Понятие правового государства.
2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы
Конституция,
ее положения обязательны абсолютно для
всех государственных и самоуправленческих
органов, учреждений и организаций, общественных
объединений, любых должностных лиц, а
так же частных физических и юридических
лиц, находящихся на российской территории,
независимо от их государственной принадлежности.
Комментарий к Конституции Украины содержит
пункт, в котором рассматривается отношение
учреждений и организаций Украины, их
должностных лиц и иных сотрудников, граждан
Украины и ее юридических лиц, находящихся
за пределами Укпаины. Для всех них Конституция
Украины является законом, и носит обязательный
характер.
Так же в комментарии к Конституции Украины рассматривается такое положение, какотношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на территории, пользующихся
дипломатическим
и консульским иммунитетом (то есть
неприкосновенностью), к Конституции Украины.
Они обязаны уважать и не нарушать ее.
Как
уже было сказано выше, все должностные
лица - от главы государства до рядового
чиновника - обязаны действовать в соответствии
с законом, обязаны соблюдать и не нарушать
его. А за нарушение они должны понести
строгую юридическую ответственность,
в виде уголовной, административной или
гражданской ответственности.
2. Взаимная ответственность
государства и личности.
Взаимная ответственность государства
и личности - неотъемлемый признак правового
государства. В недемократическом государстве
признается только ответственность гражданина
перед государством. Он как бы дарует права
и свободы и определяет его статус. В правовом
же государстве, напротив, делаются акценты
на ответственность государственных органов
и должностных лиц перед гражданами за
их посягательство на их права и свободы.
Эта ответственность обретает реальный
характер только при налички соответствующих
нормативно-правовых актов, закрепляющих
процедуру привлечения к ней должностных
лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан и предусматривающих жестокие
санкции за это.
Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры
государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина
защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом.
Все
это вместе взятое делает государство
ответственным перед гражданином. В свою
очередь гражданин несет ответственность
за свои незаконные действия перед государством
в лице его органов.
Так например, Уголовный кодекс Украины
предусматривает несение уголовной ответственности
личностью перед государством. Уголовная
ответственность - это предусмотренные
законом неблагоприятные последствия(уголовное
наказание, судимость), наступающие для
лица, совершившего преступление после
приговора суда.
Так же выделяется административная ответственность
личности перед государством. Этот вид
ответственности рассматривается в Кодексе
об Административных правонарушениях
Украины. Административную ответственность
характеризуют как меру принуждения, осуществляемая
от имени государства, управомоченым органом
к лицу, совершившему преступление, за
которое предусмотрено применение мер
административного воздействия.
Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в
собственных
решениях и действиях. Подчиняясь праву,
государственные органы не могут нарушить
его предписания и несут ответственность
за нарушение или невыполнение этих обязанностей.
Обязанность закона для государственной
власти (органов) обеспечивается системой
мер, которые призваны ограничить ее произвол.
К ним относятся:
- политическая ответственность правительства перед органами
государственной власти;
- политическая ответственность
депутатов перед своими
- юридическая ответственность
На
тех же правовых основах должна строится
ответственность личности перед государством.
Применение государственного принуждения
должно носить правовой характер. Правовой
характер взаимной ответственности государства
и личности - это важная составная часть
объективно складывающегося в обществе
права. Соблюдение правовых требований
- юридическая обязанность всех, и прежде
всего - государства, что является характерной
чертог правового государства.
3. Разделение властей.
Важной особенностью правового государства
является реализация принципа разделения
властей.
Идея
разделения законодательной, исполнительной
и судебной властей сопровождает поиск
человеком идеального государства на
протяжении многих веков. В зачаточном
состоянии они присутствовали уже во взглядах
древнегреческих философов, таких как
Аристотель, Полибий. А основоположниками
теории разделения властей следует считать
англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза
Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).
“Необходим такой порядок вещей, при котором
различные власти могли бы взаимно сдерживать
друг друга.” - писал Шарль-Луи Монтескье.
А принадлежащая ему теория о разделении
властей как основе устройства государственной
власти, сыграла значительную роль в формировании
буржуазно-демократического общества.
Первые же конституции США 1787 года,Франции
1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах,
разделение властей, видя в нем важный
элемент равновесия трех основных вервей
государственной власти для осуществления
главной функции государства: охраны свобод
и прав человека.
На протяжении XIX - XX века разделение властей
завоевывало все болем широкие позиции,
превратившись со временем в общепризнанный
принцип цивилизации и демократии.
Теория Шарля-Луи Монтескье была воспринята
неоднозначно. Например, Жан-Жак Руссо
(1712-1778 г.) - французский философ просветитель,
отрицал разделение властей, в социально-политическом
смысле, указывая на то, чтовласть должна
исходить от народа. Русский ученый-юрист
А. А. Жилин отмечал ущербность властей,
их согласованность, взаимодействие. А
Н. М. Курнов считал, что правильнее говорить
не о разделении властей, а о распределении
функций между самостоятельными органами
единой государственной власти.
Своеобразно расценивалась теория разделения властей в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал : ”Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения
власти
каждого органа путем выделения
для него определенной сферы деятельности.
Возможность органов противопоставить
свою точку зрения, воспрепятствовать
приведению в исполнение решения другого
органа без права замены его своим решением.”
Шло время, изменился процесс обновления
всех сторон жизни общества, сопровождающийся
стремлением пересмотреть устоявшиеся
взгляды. Изменилось и отношение к теории
разделения властей. Если первоначально
говорилось не только о положительных,
но и об отрицательных ее сторонах, то
в последующем речь шла уже о реализации
этой теории в современной практике без
каких-либо изъянов.
Разделение властей, однако, было отвергнуто
марксизмом-ленинизмом. В соответствии
с этим учением было построено тоталитарное
государство, отказавшееся от принципа
разделения властей.
В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою
историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения
властей,
особенно законодательной и
Существенные особенности свойственны системе разделения властей в
государствах
с парламентской формой правления,
в частности в парламентских
республиках и парламентских
монархиях. Здесь, как и в любом
конституционном государстве, обеспечивается
относительная
что парламент
может выразить недоверие правительству,
а глава государства может
распустить парламент.
Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно
французской
доктрине, например, применение принципа
разделения властей отнюдь не равнозначно
раздроблению и ослаблению власти. А напротив,
должно служить сотрудничеству и соединению
всех ее ветвей. В современной Франции
президент обладает широкими полномочиями,
благодаря которым он является в определенной
мере носителем исполнительной власти,
при осуществлении которой он не несет
ответственности перед парламентом. Двухпалатный
парламент остается высшим законодательным
органом страны, но его полномочия, равно
как и сфера применения закона, строго
ограничены конституцией. А столкновения
по вопросам компетенции всех трех властей
должны разрешаться в основном Конституционным
Советом.
Конституция Украины содержит статью
закрепляющую принцип разделения властей.
Статья 6 Конституции Украины гласит:
” Государственная власть в Украине осуществляется
по принципу ее разделения на законодательную,
исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти осуществляют свои полномочия
в установленных настоящей Конституцией
пределах и в соответствии с законами
Украины.”
Многие страны, в том числе
и Украина, в основу правового регулирования,
в основу правовых отношений положили
принцип разделения властей.
А давайте зададимся вопросом - что представляет
сам принцип разделения властей, его содержание?
Чрезвычайно
важное значение имеет и само содержание
принципа разделения властей. Данный вопрос
не должен рассматриваться традиционно
и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной,
исполнительной и судебной властей.
Представляется возможным выделить четыре
основных уровня реализации данного принципа,
олицетворяющие основные направления
осуществляемой в стране политической
реформы.
Первый связан с передачей власти и управленческих
функций от политическо-государственных
структур первичным социальным субъектам
– то есть народу, нации.
Второй уровень разделения властей охватывает
сферу взаимоотношений государства с
политическими партиями, массовыми общественными
организациями, общественными движениями.
Третий уровень разделения властей предполагает
традиционное понимание вопроса как функционирование
законодательной, исполнительной и судебной
властей.
Наконец, выделяется и четвертый аспект,
связанный с взаимодействием республик,
штатов и других национально-государственных
образований друг с другом (примером этого
может служить распавшееся СССР, а так
же СНГ).
Конкретное содержание принципа разделения
властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей
юридической силой и
- исполнительная власть должна
заниматься в основном