Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.
Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства
. Понятие правового государства.
2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы
- между законодательным и
- судебные органы независимы, и в пределах своей компетенции действуют
самостоятельно;
- ни одна из трех властей,
не должна вмешиваться в
власти, а тем более сливаться
с другой властью;
- конституционная система
сдержевания каждой власти
противовесы для всех властей.
Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой
принцип,
суть которого заключается в недопущении
сосредоточения всей полноты государственной
власти в руках какой-либо одной из ее
ветвей: законодательной, исполнительной
или судебной, чтобы тем самым предотвратить
возможность злоупотребления властью.
Исходными
чертами государства является то,
что оно есть:
а) явление
общественное;
б) явление
политическое;
в) представляет
собой систему, то есть целостность,
имеющую свой состав и свою структуру
и ориентированную на решение
определенных задач.
Государство
– это сложное социальное образование,
которое не поддается непосредственному
эмпирическому восприятию, так как
категории государства присущ высокий
уровень абстрактности. Понятие
государства можно дать путем
указания на его существенные признаки.
1. Территория.
Это пространственная основа государства,
его физическая, материальная, опора. Она
включает сушу, недра, водное и воздушное
пространство, континентальный шельф
и др. Без территории государство не существует,
хотя оно может изменяться со временем
(уменьшаться в результате поражения в
войне или увеличиваться в процессе экспансии).
Территория есть пространство государства,
занятое его населением, где в полной мере
действует власть политической элиты.
Территориальная принадлежность человека
выражается в таких терминах, как «подданный»,
«гражданин», «лицо без гражданства»,
«иностранец». На своей территории государство
поддерживает свою суверенную власть
и имеет право защищать ее от внешнего
вторжения со стороны других государств
и частных лиц.
2. Население.
Это человеческое сообщество, проживающее
на территории государства. Население
и народ (нация) – понятия не тождественные.
Народ (нация) – это социальная группа,
члены которой обладают чувством общности
и принадлежности к государству благодаря
общим чертам культуры и историческому
сознанию. Население государства может
состоять из одного народа или быть многонациональным.
Иногда отношения между нациями могут
быть напряженными или даже конфликтными,
что порой приводит к дестабилизации государства.
Для смягчения конфликтов используются
различные средства. Наиболее эффективными
из них являются федерализация и автономизация.
3. Публичная
власть. Термин «власть» означает способность
влиять в нужном направлении, подчинять
своей воле, навязывать ее подвластным,
осуществлять над ними господство. В государстве
такие отношения устанавливаются между
населением и особой когортой (слоем) людей,
которая им управляет. Иначе их еще называют
чиновниками, бюрократией, управленцами,
политической элитой и т. п.
Власть
политической элиты носит институализированный
характер, т. е. осуществляется посредством
органов и учреждений, объединенных в
единую иерархическую систему. Механизм
государства, являющийся материальным
выражением государственной власти, позволяет
обеспечить нормальную жизнедеятельность
общества. К важнейшим частям его относятся
законодательные и исполнительные органы.
Правители меняются, а учреждения сохраняются,
за исключением случаев уничтожения государства
в результате захвата или гражданской
войны. Вследствие своей ин-ституализированности
государство обладает относительной стабильностью.
Отличительными
признаками государственной власти
в отличие от других видов власти
(политической, партийной, религиозной,
экономической, производственной, семейной
и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность,
или публичность, т. е. распространение
прерогатив на всю территорию, на все
население, а также то, что она
представляет все общество в целом;
во-вторых, ее универсальность, т. е. способность
решать любые вопросы, затрагивающие
общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность
ее указаний.
Устойчивость
государственной власти, ее способность
принимать решения и проводить
их в жизнь, зависит от ее легитимности.
Легитимностъ власти означает: а) ее законность,
т. е. установление средствами и способами,
которые признаются справедливыми, должными,
правомерными, моральными; б) ее поддержка
населением; в) ее международное признание.
Существует множество средств обеспечения
легитимности власти, среди которых многопартийность,
выборы, уход в отставку, референдумы и
др.
4. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых.
Суветенитет
принадлежит к числу сложных социальных
образований, сыгравших и играющих в истории
весьма противоречивую и многозначную
роль. Термин "суверенитет" используют
для обозначения каких-то свойств экономики,
социальной жизни, политических процессов,
национальных групп и даже статуса человека.
Причем иногда таким образом, что утверждение
его в одном направлении тут же исключается
подобным утверждением в противоположном.
Необходимо четкое и точное описание сущности
суверенитета.
Идеологом
теории государственного суверенитета
считается француз Жан Боден (1530—1596),
автор обширного труда "Шесть
книг о республике". Он связал суверенитет
с государственной властью и
представил его в виде свойства государственной
власти быть в обществе абсолютной,
высшей и независимой силой. Определяя
государство как правовое управление
многими семействами и тем, что
им принадлежит, Боден вносит в это
определение правовой принцип зависимости
государственной власти от воли людей,
составляющих данное государство, хотя
и через волю монарха. Понятие
государственного суверенитета с момента
его появления всегда имело конкретное
содержание и конкретную направленность:
в то время учение о суверенитете
государственной власти было аргументом
в борьбе светской государственной
власти за освобождение от подчинения
церкви (папской власти). В таком
контексте можно рассматривать
и оценивать политические и правовые
взгляды русских мыслителей Ф.Прокоповича
(1681 — 1736), В.Н.Татищева (1686 — 1750), И.Т.Посошкова
(1652 — 1726), которые немало сделали
для утверждения российского
светского, просвещенного абсолютизма.
Понятие
народного суверенитета, в обоснование
которого вложил свой талант француз
Жан Жак Руссо (1712 — 1778), возникло
в процессе борьбы против абсолютистской
монархической власти за утверждение
прав так называемого "третьего"
сословия (буржуазии). Народный суверенитет
полагал, что источником государственной
власти является не воля властителя (императора,
короля и т.п.), а воля народа. Это
связывало государство с
Идеи
национального суверенитета возникли
в период нарастания освободительной
борьбы народов, когда была поставлена
под сомнение власть империй и
подданные в колониях стали требовать
права на самостоятельность и, соответственно,
государственность. Суть его состояла
в предоставлении каждому народу
возможности создать свое государство.
В результате движение за национальный
суверенитет и его реализацию
в политико-правовой форме вошло
органической частью в общий демократический
процесс и привело, с одной
стороны, к распаду империй (Австро-Венгерской,
Британской, Германской, Оттоманской,
Российской), с другой — к становлению
новых национальных государств, составляющих
сегодня Организацию
Констатация
в истории трех видов суверенитета,
однако, не говорит вовсе о том,
что они самостоятельны, разнопорядковы
и проявляются независимо друг от
друга. В буквальном смысле слова явление
суверенитета можно соотносить только
и исключительно с государством. Именно
государство как властная сила общества
характеризуется суверенитетом как внутри
себя, так и вне. Народ создает государство
и в данном контексте выступает носителем
государственного суверенитета. Иными
словами, государственный суверенитет
отражает состояние государственной воли
народа. Разумеется, что в демократически
организованном государстве, охватывающем
все население той или иной территории,
эта воля должна быть самостоятельной,
независимой и верховной. Но именно воля
всего населения, объединенного в определенное
государство, а не воля отдельных его регионов,
территорий, каких-либо политических либо
экономических образований, сил и движений.
Сложные
нюансы имеются и во взаимосвязях
государственного суверенитета и национального
суверенитета. Могут быть ситуации,
когда нации, дружно проживающие
в одном государстве, реализуют
свои национальные суверенитеты (интересы
и волю) в соответствующем
Для
государственного управления явление
государственного суверенитета имеет
большое значение, поскольку оно
придает ему целостность и
практическую реализуемость. Отсюда актуальность
государственно-правовой интерпретации
соответствующего понятия. В 1903 году приват-доцент
Демидовского юридического лицея Н.И.Палиенко
писал: "Суверенитет является не
только исторической категорией, но и
характеризует собой и ныне юридическую
природу государственного властвования
и является необходимым критерием,
который дает возможность отличить
государство от других публично-правовых
союзов и отграничить сферу
Между
тем, несмотря на то, что термин "суверенитет"
с самого начала присутствовал во
всех послеоктябрьских политико-правовых
документах, научного представления
о его сущности, содержании и формах
реализации до сих пор так и
не создано. Этим термином оперируют
кому как хочется. Из сферы государственно-правовой
суверенитет стал переходить в экономическую
сферу, где действуют совсем иные
закономерности, связанные с формами
собственности и механизмами
хозяйствования Из государственного уровня
переместился на уровень районов
городов, поселков. О суверенности поговаривают
нередко определенные общественные силы,
движения, забывая о том, что они все действуют
в рамках гражданского общества и к ним
это? термин вообще неприменим.
Обобщая
имеющиеся в научной литературе
и политических документах идеи и
положения, относящиеся к государственному
суверенитету, можно сделать такие
выводы: а) суверенитет только и исключительно
характеризует
Суверенитет
государства – свойство государственной
власти, которое выражается в верховенстве
и независимости данного
Суверенитет
государства представляет собой
единство двух сторон:
а) независимости
государства вовне;
б) верховенства
государства внутри страны.
Независимость
государства вовне
Из
суверенитета государства (верховенства
государственной власти) вытекают и
другие признаки государства, отличающие
его от иных политических организаций: