Поняття держави, її основні ознаки

Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.

Содержание

Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства

. Понятие правового государства.

2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 69.99 Кб (Скачать)
 
 

МВС УКРАЇНИ

ХАРКІВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ВНУТРІШНІХ СПРАВ

Навчально-науковий інститут права та масових комунікацій

НКП у м. Євпаторії  
 
 

КУРСОВА   РОБОТА 
 
 
 

ДИСЦИПЛІНА: Теорія держави і права   
 

  1. ВАРІАНТ (ТЕМА): № 16 Поняття держави, її основні ознаки
 
 
 
 
 

              Виконав(ла) студент(ка)______ курсу _____________________групи

              П.І.П.: ______________________________

              адреса:______________________________

              ____________________________________

              ____________________________________ 
               
               

              Перевірив: ____________________________________

              ____________________________________

              ____________________________________ 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

м. Євпаторія, 2011 р. 
 
 

Содержание 

Введение 

1. Понятие государства 

    1. Происхождение государства
 
    1. . Понятие правового государства.
 

    2. Основы правового государства. 

3. Признаки правового государства. 

4. Функции государства. 

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вопрос  о том, что есть государство, был  актуален на протяжении всей истории  развития человеческой мысли. Чем более  развито человеческое общество, тем  актуальнее он становится. Для современного общества, он приобрел особую злободневность. 

     Существует  множество теорий, по-разному объясняющих  происхождение государства, природу  государственной власти, ее цели и  задачи, путь развития государства  и так далее. 

     В античные времена понятие "государство" было нераздельно связано с понятием "справедливость", ибо право, которое  служит критерием справедливости, выступает  как регулирующая норма политического  общения. (Аристотель, Политика). 

     Одним из первых термин государство ввел в науку Макиавелли, относившийся к числу тех мыслителей, которые  обосновывали самостоятельный характер политики, отделяя ее от религии  и морали. 

     В трактате "Политика" Аристотель подчеркивает естественный характер возникновения  государства. Вполне естествен и  даже необходим союз между мужчиной и женщиной; не менее закономерен  для взаимного самосохранения союз между теми, кого сама природа предназначила  к господству и к подчинению, то есть между господином и рабом. Из обоих этих типов объединения  возникает первая и основная форма  общественного бытия – семья. Объединение нескольких семей, имеющее  прочный, долговременный характер, приводит к возникновению более высокой  формы общежития – селения  или общины (т.е. колонии семьи). И, наконец, объединение ряда селений  есть уже объединение вполне завершенное, т.е. высшая форма общественного  бытия – государство. 

     Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для  упорядочения своей жизни специальных  институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах  естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство  начинает занимать центральное место  в общественной жизни. 

Анализируя  новую государственную форму  организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное  принуждение и осуществление  публичной власти; единая система  налогов и финансов. 

Государство - это одно из объективно необходимых  важнейших организационных форм существования и воспроизводства  человечества, органически возникшая  в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющей столь  значительную политическую роль и имеющую  большую социальную ценность. 

Нужно отметить, что с развитием человеческого  общества создавались именно такие  государственные органы, которые  в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что  для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется  экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Поэтому существуют некоторые классификации  органов государств, которые проводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства  и их компетенции зависят и  от формы государства, то есть от формы  правления и формы государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие государства 

    1. Происхождение государства.
 

     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности они  стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Было создано  множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется  различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они  занимали. 

     Видимо, нет смысла рассматривать те точки  зрения, которые исходят из непознаваемости  путей возникновения и сущности государства и права, а также  концепции, отождествляющие государство  и общество, полагающие, что государство  и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают  вместе с ним. Рассмотрим теории, которые  различают государство и общество и выделяют происхождение государства  и права в качестве специфической  проблемы. 

     Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения  государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский  — XIII в.), идеологи ислама и современной  католической церкви (неотомисты—  Жак Маритен и др.). Теологическая  теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости  всеобщего подчинения государственной  воле как власти от Бога, но вместе с  тем и зависимости самого государства  от божественной воли, которая проявляется  через церковь и другие религиозные  организации. 

     Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего  Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры. 

     Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был  Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

     Смысл этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства  — монархом. Его власть, таким  образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно  вытекает вывод о необходимости  для всех людей подчиняться государственной  власти и ее законам. 

     Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства  подобного способа возникновения  государства. Напротив, установлено, что  патриархальная семья появилась  вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором  существует такая семья, родственные  связи достаточно быстро утрачиваются. 

     Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица  общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки  для возникновения государства. 

     Органическая  теория. Эта теория возникла в XIX в. в  связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались  значительно раньше. Так, некоторые  древнегреческие мыслители, в том  числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. 

     Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс  и др. 

     В соответствии с органической теорией  само человечество возникает как  результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению  людей в процессе естественного  отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором  правительство выполняет функции  мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают его  жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение). 

     Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства. 

     Теория  насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли  возникновение государства и  права факторами военно-политического  характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались  нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается  как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда  многие государства появились именно в результате завоевания одним народом  другого (раннегерманские, венгерское и другие государства). 

     Оценивая  эту теорию, следует отметить, что  она описывает один из частных  случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень  экономического развития общества, который  позволил бы содержать государственный  аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению  государства. И для того чтобы  государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении  германских или венгерского государств. 

     Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли  появление государства и права  проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты  первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и  отношений и прочее. 

     Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь. 

Информация о работе Поняття держави, її основні ознаки