Поняття держави, її основні ознаки

Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.

Содержание

Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства

. Понятие правового государства.

2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 69.99 Кб (Скачать)

     Теория  общественного договора (естественного  права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в  ХУП-ХУШ вв. По этой теории до появления  государства люди находились в «естественном  состоянии», которое понималось разными  авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и  т.п.). В большинство концепций  входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних  людей приходят в противоречие с  правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между  собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть  своих прав. Эти положения нашли  выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости  США (1776 г.) говорится: «Мы считаем  самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом  определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится  право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для  обеспечения этих прав люди создают  правительства, справедливая власть которых  основывается на согласии управляемых...». 

     Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное  изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев  и др.). Нашло это положение  отражение и в Декларации независимости  ПИТА. 

     Отмечая прогрессивность многих положений  теории общественного договора, которая  противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед  законом, следует указать все  же на то, что, кроме чисто умозрительных  построений, нет убедительных научных  данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить  возможность того, чтобы десятки  тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта  теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Вместе  с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение  людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное  значение, которое имеет данная теория. 

     Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

     Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской  науке, решающую роль отводил возникновению  классов, антагонистическим противоречиям  между ними, непримиримости классовой  борьбы: государство возникает как  продукт этой непримиримости, как  орудие подавления господствующим классом  других классов. Второй подход исходит  из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная  сферы, его «общие дела». Это требует  совершенствования управления, что  и приводит к возникновению государства. 

     Именно  историко-материалистическая теория имеет  под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку  в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления  государства могут приобретать  как классовые антагонизмы, так  и необходимость решения общих  дел, совершенствования управления обществом, специализации этого  управления как формы разделения труда. 
 
 

  1. 2. Понятие правового государства. 

     Статья 1 Конституции Украины гласит : “Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.” 

     Украина - правовое государство. Но что понимается под этим словом, что в себя включает понятие правовое? 

     Я начну с Комментария к Конституции Украины, в частности с комментария   к Статье 1. В ней говориться : Украина есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. 

     Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования

прежде  всего в социальную службу для  человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем. 

     Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод

человека. Для создания правового государства  недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от

беспредельного  административного вмешательства  в саморегулирующееся

гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным  методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. 

  Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились

еще в  Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы.

     Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.” 

     Другой  знаменитый философ древних времен - Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве -государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. 

     В средние века Н. Маккиавелли и  Ж. Боден обосновали задачу государства,

которая состоит в охране прав и свобод граждан. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего,предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. 

    Так же идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций, охвативших XVII - XVIII века. 

    Так, крупный английский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности. 

     Но  все-таки, кто был родоначальником  теории “правового государства?” 

       Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля. “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. фон Моль в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание этой категории. И только Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства . С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство ( по теории Канта ),должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно долино согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно

потеряет  доверие тех, кого объединяет,- граждан.

  В разные эпохи , разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на

верховенстве  закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.” 
 

   2. Основы правового государства. 

    Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует. 

    Основы правового государства носят следующий характер: 

  1. Экономической основой правового государства  являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.
 
  1. Создание  в обществе условий, необходимых  для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.
 
  1. Политическая  основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
 

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона

условий для оптимального развития общества, государства, личности. 

         3. Признаки правового государства. 

    Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому

   государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство

   характеризуется следующими особенностями,  которые являются признаками

   правового государства: 

   - верховенство закона; 

   - взаимная ответственность  государства и  личности; 

   - разделение властей; 

   - гарантия прав  и свобод личности; 

   1. Верховенство закона. 

    Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития.   В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. 

     Конституция Украины - это основной закон Украинского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции Украины, в статье 8, она гласит: « В Украине признается и действует принцип верховенства права». Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей”. Говоря иными словами, Конституция Украины – это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей. 

Информация о работе Поняття держави, її основні ознаки