Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа
Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.
Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства
. Понятие правового государства.
2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы
Теория
общественного договора (естественного
права). Эта теория была сформулирована
в работах раннебуржуазных
Характерно,
что в работах многих представителей
указанной школы обосновывалось
право народа на насильственное, революционное
изменение строя, который нарушает
естественные права (Руссо, Радищев
и др.). Нашло это положение
отражение и в Декларации независимости
ПИТА.
Отмечая
прогрессивность многих положений
теории общественного договора, которая
противостояла феодальному
Вместе
с тем, надо иметь в виду и то
обстоятельство, что объединение
людей требует их взаимного согласия,
и это определяет то положительное
значение, которое имеет данная теория.
Историко-
Историко-
Именно
историко-материалистическая теория имеет
под собой строго научные основы.
При этом, как будет показано ниже,
оба ее направления правомерны, поскольку
в разных исторических условиях решающее
значение в качестве причин появления
государства могут приобретать
как классовые антагонизмы, так
и необходимость решения общих
дел, совершенствования управления
обществом, специализации этого
управления как формы разделения
труда.
1. 2. Понятие правового
государства.
Статья
1 Конституции Украины гласит : “Украина
есть суверенное и независимое, демократическое,
социальное, правовое государство.”
Украина
- правовое государство. Но что понимается
под этим словом, что в себя включает понятие
правовое?
Я
начну с Комментария к Конституции Украины,
в частности с комментария к Статье
1. В ней говориться : Украина есть правовое
государство. Правовое государство не
есть просто государство, соблюдающее
законы. Это общество и государство, признающее
право как исторически развивающуюся
меру свободы и справедливости, выраженную
именно в законах, подзаконных актах и
практик реализации прав и свобод человека.
Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования
прежде
всего в социальную службу для
человека и общества, выражающую их
волю и действующую под их контролем.
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод
человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от
беспредельного
административного
гражданское
общество, от попыток кого бы то ни было
прибегнуть к неконституционным
методам осуществления власти. Правовое
государство- это высокий уровень авторитета
государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека
и гражданина в экономической и духовной
сферах.
Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились
еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы.
Все
блага, которые боги могут даровать
государству, учил Платон, бывают только
там, где “закон- владыка над правителями,
а они его рабы.”
Другой
знаменитый философ древних времен
- Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал,
что в наиболее правильно устроенном государстве
-государством правят не люди, а законы,
поскольку даже лучшие правители подвержены
страсти, закон же есть “уравновешенный
разум”. Другими словами сказать, Аристотель
утверждал, что там, где отсутствует власть
закона, нет места и какой-либо форме государственного
строя.
В средние века Н. Маккиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства,
которая
состоит в охране прав и свобод
граждан. Ж. Боден определял государство
как правовое управление многими семействами
и тем, что им принадлежит. А задача государства,
по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить
права и свободы. Н. Маккиавелли в своей
теории, на основе многовекового опыта
существования государств прошлого и
настоящего,предпринял попытку объяснить
принципы политики. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования
имуществом и обеспечении безопасности
для каждого.
Так же идеи правового государства, идеи
его развития волновали ученых так называемой
эпохи начинавшихся демократических революций,
охвативших XVII - XVIII века.
Так, крупный английский ученый в области
политики и права Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) писал,
что государство объединило людей под
эгидой установленного им закона, само
соблюдает и охраняет права личности.
Но
все-таки, кто был родоначальником
теории “правового государства?”
Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля. “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. фон Моль в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание этой категории. И только Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства . С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство ( по теории Канта ),должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно долино согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно
потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.
В разные эпохи , разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на
верховенстве
закона. Форма осуществления
2. Основы правового
государства.
Принципиально важными предпосылками
создания и упрочнения правового государства
являются его основы, на базе которых оно
создается, и благодаря которым оно функционирует.
Основы правового государства носят следующий
характер:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона
условий
для оптимального развития общества,
государства, личности.
3. Признаки правового
государства.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому
государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство
характеризуется следующими
правового государства:
- верховенство
закона;
-
взаимная ответственность
государства и
личности;
-
разделение властей;
-
гарантия прав
и свобод личности;
1. Верховенство закона.
Государство
устанавливает в законах общеобязательные
правила поведения, которые должны учитывать
объективные потребности общественного
развития. В правовом государстве
ни один государственный орган, ни одно
должностное лицо или общественная организация,
ни один человек не вправе посягать на
закон.
Конституция
Украины - это основной закон Украинского
государства, утвержденный высшим органов
власти, устанавливающий основные принципы
устройства государственной власти и
основы правового положения личности,
имеющий высшую юридическую силу. Принцип
верховенства Конституции закреплен в
Конституции Украины, в статье 8, она гласит:
« В Украине признается и действует принцип
верховенства права». Конституция Украины
имеет высшую юридическую силу. Законы
и иные нормативно-правовые акты принимаются
на основе Конституции Украины и должны
соответствовать ей”. Говоря иными словами,
Конституция Украины – это закон законов,
и ни какой другой закон или акт, не вправе
исправить или дополнить Конституцию,
тем более противоречить ей.