Поняття держави, її основні ознаки

Автор: s***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя, являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.

Содержание

Введение
1. Понятие государства
Происхождение государства

. Понятие правового государства.

2. Основы правового государства.
3. Признаки правового государства.
4. Функции государства.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 69.99 Кб (Скачать)

·  государство  распространяет свою власть на всю  территорию страны, обозначенную государственной  границей; 

·  государство  имеет устойчивую юридическую связь  с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами; 

·  только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; 

·  только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том  числе и физического принуждения) в отношении населения; 

·  у  государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.). 

5. Право. Иногда признаком государства называют право. Это не совсем правильно. Право не является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право и государство - явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства. 

     При рассмотрении признаков государства  необходимо выделить и законы (система  юридических норм), при помощи которых  обеспечивается общеобязательность велений  государства, его способность делать свои веления обязательными для  населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система  юридических норм в силу всеобщности  законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов. 

       Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества. 

6. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. 

     Помимо  применения санкций за нарушение  правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание  налога, отмена незаконного акта и  т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в  нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками  милиции правонарушений и др.). 

7. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже. 

8. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы  для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач. 

     Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести  следующее определение: 

     Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. 

     В литературе можно часто встретить  как применительно к государству, так и к другим явлениям, такое  словосочетание, как "понятие и  сущность". Однако в случае целостной  понятийной характеристики того или  иного явления его сущность выступает  как сущностный признак, и этот признак, как и всякий другой, должен входить  в понятие как совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому  характеристика сущности государства  является составной частью его понятия. Другое дело, что сущностный признак  государства выделяется из ряда других его признаков своей философской  природой, а значит сложностью и  неоднозначностью. "Сущность" как  философская категория характеризует  то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление  самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением. 

     По  поводу сущности государства высказаны  различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно  сказать, что с определенного  момента развития общества государство  является необходимым способом его  организации, неотъемлемым условием его  существования и жизнедеятельности. 

     С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. 

     И, как и всякая система, государство  должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так и в территориальном. Государство есть "оболочка", которая  сохраняет целостность той или  иной социальной общности. 

     Развитие  общественной жизни, рост социальной, политической и нравственной зрелости человека, объективно приводит к изменению  государства. Его признаки, оставаясь  неизменными, наполняются новым  содержанием. Обогащается сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные функции  его деятельности, которые соответствуют  потребностям общественного развития. 
 

4. Функции государства 

     В юридической науке под функциями  государства принято понимать основные направления его деятельности, в  которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства  по управлению обществом в присущих ему формах и методах. 

     Сущность  государства в том, чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его  надлежащее функционирование в эпоху  цивилизации. Другими словами, в  обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный  организм и когда в нем утверждается демократия, государство становится гарантом народовластия, экономической  свободы, свободы личности. 

     Функции государства определяются в зависимости  от задач, которые стоят перед  государством на различных этапах его  исторического развития и представляют собой средство реализации этих задач. Государственные функции имеют  существенные признаки, которые отличают их от функций государственных органов, видов государственной деятельности: 

·  Устойчиво  сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах общественной жизни. 

·  Непосредственная связь между сущностью государства  и его социальным предназначением, которая реализуется посредством  соответствующих функций. 

·  Направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех  или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. 

·  Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми  методами, присущими государственной  власти. 

     В современной юридической науке  функции государства подразделяются по объектам и сферам государственной  деятельности, по способу государственного воздействия на общественные отношения, по территориальному масштабу. По продолжительности  действия отличают постоянные и временные  функции. Одной из основных классификаций  функций государства является их разделение на законодательную, исполнительную, судебную, то есть по принципу разделения властей. 

     Жизнь любого современного общества проходит в двух основных областях: внутри страны и на международной арене. В этой связи, сегодня общепринята классификация  на внутренние и внешние функции  государства. 

     Внутренние  функции – это основные направления  деятельности государства, характеризующие  его цели и задачи внутри страны. 

1. Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении экономической и налоговой политике, в непосредственном управлении государственными предприятиями и учреждениями. 

2. Социальная функция, ее основное назначение в обеспечении общественного благополучия и создании для всех граждан одинаковых возможностей в его достижении. 

Политика  государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. 

Данная  функция включает: удовлетворение потребности  людей в работе, жилье, поддержании  здоровья граждан, осуществлении социальной защиты. Социальная функция исполняется  в форме государственной поддержки  здравоохранения, образования, воспитательных и научных учреждений. 

3. Важной  функцией государства является  налогообложение и взимание налогов, финансовый контроль. Данная функция заключается в выявлении и учете государством доходов производителей, а также в направлении их части в государственный бюджет для обеспечения социальных и прочих общегосударственных нужд. Контроль, за правильностью расходования налогов, государство осуществляет в лице своих органов. 

4. Функция  – охраны прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, соблюдения законности, воздействие на нарушителей установленных норм, восстановление нарушенного состояния – обеспечивается с помощью правоохранительных органов: правосудия, прокуратуры, внутренних дел. 

5. Экологическая функция государства обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие и экологическую безопасность граждан, принимать меры к предотвращению массовых катастроф, наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные, юридические средства гражданам, чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду. 

     Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности на международной арене. Они решают такие внешние задачи государства  как установление и поддержание  взаимовыгодных, равноправных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. 

Информация о работе Поняття держави, її основні ознаки