Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

Гимнастика. Лазание по гимнастической сетке, наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях; перелезание через скамейку, подтягивание, лежа на гимнастической скамейке, подтягивание в висе и висе лежа, лазание по канату, перетягивание каната и т.д.

Акробатические  упражнения: группировка, перекаты в группировке. Перекаты, на животе прогнувшись, стойка на лопатках, гимнастический "мостик".

Танцевальные  шаги: шаг с подскоком, приставной, галоп.

Упражнения  на равновесие: на месте, ходьба по гимнастической скамейке с поворотом и приседанием; по наклонной скамейке, равновесие на одной ноге у гимнастической стенки, ходьба по гимнастической скамейке с преодолением препятствий и т.д.

Упражнения  домашнего задания:

Во второй половине второй четверти необходимо разучить упражнения домашнего задания и рекомендовать ученикам их выполнение (те упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях).

 Подвижные   игры: игровые упражнения с малыми (резиновыми) мячами: "увертывание от мяча", "мяч по кругу" и т.д. "Два мороза", "Мышеловка", "День и ночь", "Вызов номеров" и т.д.

Национальные  игры: русские, башкирские, чувашские («Суряка», «Утки и лисы»,   «Прячу платок», «Гуси - лебеди» и т.д.).  Различные  игры на свежем воздухе.

2 класс

I. Основы знаний.

Что такое  безопасность, правила безопасности (при занятиях физическими упражнениями на уроках и самостоятельных занятиях дома). Режима дня. Основные правила закаливания. Физическое развитие и хорошая осанка. Ведение упрощенного варианта "Дневник самоконтроля ученика" (таблица 1)

П. Общая физическая подготовка.

Строевые  упражнения: умение выполнять команды  в движении - "Шире шаг", Чаще шаг", "Реже", размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячами, гимнастическими палками, обручами. Ходьба в приседе, широким шагом и строевым, упражнения для формирования осанки,  профилактика плоскостопия, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.

Бег в  равномерном темпе, бег с изменением направления; с преодолением препятствий, бег с чередованием общеразвивающих упражнений.

Прыжки: с поворотом, в сочетании с  ходьбой, с места, с малого разбега, с высоты до 40см, с доставанием  высокого предмета, прыжки со скакалкой  на одной, двух ногах, напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание. Прыжки в длину - высоту, согнув ноги, через скамейку.

Метание большого и малого мяча на точность и дальность, на отскок от пола - стены, на результат с малого разбега "из-за головы"[51, с 32].

Упражнение в равновесии: ходьба по бревну, перешагивание на скамейке через набивные мячи, перескоки, приставные шаги, махи ногами с хлопками под маховой ногой.

Гимнастика. Лазание и перелезание: по гимнастической стенке, по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке, перелезание через гимнастическое бревно (высота 60см), кувырки, перекаты, стойка на лопатках, сочетание элементов. Упоры стоя, лежа. Отжимание из упора лежа на гимнастическую скамейку.

Исходное  тестирование упражнений домашнего  задания, рекомендации для самостоятельных занятий дома, совершенствование упражнений домашнего задания, проверки этих упражнений.

Подвижные игры.

Различные подвижные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами: "Мяч капитану", баскетбольные "Пятнашки" (различные варианты), "Передача мяча в колоннах", "Мяч на полу" и т.д.

Национальные  игры: русские, башкирские и чувашские («Цыплята и охранник», «Воробьи и  кошка», «Двенадцать девочек», «Алая  лента», «Цепочка руками»),

Различные игры на свежем воздухе.

3 класс                       

I. Основы знаний.

Классификация видов спорта. Техника безопасности при занятиях гимнастикой, бадминтоном, пионерболом, подвижными играми, национальными  играми. Влияние физических упражнений на здоровье, осанку. Движения при беге и ходьбе. Ведение упрощенного варианта "Дневника самоконтроля учащегося". (Таблица 2)

II. Общая физическая подготовка

Строевые  упражнения- команды: "на первый, второй - рассчитайтесь", построение их двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, змейкой.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячом, гимнастической палкой, обручами; упражнения для формирования осанки,  профилактика плоскостопия, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика. Комплекс общеразвивающих  упражнений.

Ходьба  с изменением длины и частоты  шага, с высоким подниманием бедра.

Бег с  чередованием общеразвивающих упражнений, прыжков, метаний.

Прыжки: с ускорением, в шаге, спрыгивание  с высоты до 50см; прыжки в длину.

Метание: малого мяча в цель, на дальность и высоту.

Упражнения  на равновесие: передвижение на гимнастической скамейке; шагов, перескоков, приставных шагов, различных стоек на ногах, выполнение равновесия типа "ласточка", различные повороты.

Акробатические  упражнения: перекаты назад в группировке с последующей опорой рук за головой, кувырок назад, два кувырка вперед; стойка на лопатках, из положения лежа на спине "мост".

Висы  и упоры: на гимнастической стенке, лазание по канату в 3 приема, подтягивание в висе и в висе лежа; упоры на гимнастическую стенку, скамейку, пол.

 Домашние  задания, рекомендации для самостоятельных  занятий дома, совершенствование упражнений домашнего задания в домашних условиях.

Подвижные игры.

Подвижные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами; с ведением мяча,  игры с использованием строевых, общеразвивающих упражнений. Игры: "Что изменилось?", "Посадка картофеля", "Прокати быстрее мяч", "Кузнечик", "Медвежата за медом", "Кто дальше бросает", "Кто догонит" и т.д.

Национальные  игры: русские, башкирские и чувашские («Чижик», «Бишамбак», «Игра в бабки», «Воздушный шар», «Кто раньше» и т.д.). Игры на свежем воздухе.

Баскетбол: ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте и после  ведения, бросок мяча двумя руками от груди с места в низкое баскетбольное кольцо, различное передвижение без мяча и с мячом.

Бадминтон: основная стойка игрока при подаче, приеме подачи, при ударах справа, слева, сверху, снизу. Жонглирование воланом. Знакомство с правилами одиночной  и парной игры. Изучение основ техники бадминтона.

4 класс         

I. Основы знаний.

Правила техники безопасности на занятиях физкультуры: по гимнастике, подвижным играм, национальным играм, баскетболу, бадминтону. Правильная осанка и ее значение. Умение определения  ЧСС. Значение разучиваемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника самоконтроля. (таблица 2,3)

П. Общая физическая подготовка.

Ходьба: с изменением длины и частоты  шага, с высоким подниманием бедра.

Бег с чередованием общеразвивающих упражнений, прыжков, метаний, бег с различными препятствиями.

 Прыжки  в длину, в  высоты 60-70 см 

•     прыжки с напрыгиванием на препятствие 

•     выпрыгивания из глубокого приседа.

Метание мяча: в стену, в цель, на дальность, в высоту.

Гимнастика.

•     комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов

•    лазание и перелезание, подтягивания. Полоса препятствий

•     акробатика: кувырки вперед, назад, стойка на лопатках,  "мосты", перекаты, равновесия на колене в упоре и т.д. творческая комбинация учащегося.

- гимнастическая  полоса препятствий.

7.  Упражнения  домашнего задания  на все  группы мышц.

8. Баскетбол:

•     ловля и передача мяча с шагом  и сменой мест.

•     ловля и передача мяча двумя руками от груди

•     ведение мяча с изменением направления 

•     бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после  ведения

•     двухсторонняя игра по упрощенным правилам

•     подвижные игры с мячом

•     игра в пионербол

Национальные  игры: русские, башкирские и чувашские («Черный баран», «Съедобное – не съедобное», «Мяч на земле», «Самый меткий», «Успей запомнить» и т.д.).  различные игры на свежем воздухе.

Бадминтон: основная стойка игрока при подаче, приеме подачи, при ударах справа, слева, сверху, снизу. Жонглирование воланом.

    Выводы  по третьей главе.

    Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия,  - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания.

На базе Муниципального общеобразовательного учреждения  Чувашская гимназия города Белебея Республики Башкортостан открылась республиканская экспериментальная площадка «Безотметочное обучение на уроках физической культуры в условиях гимназии». Появился, помимо 2-х традиционных уроков, третий урок физической культуры, особенностью которого является отсутствие оценок  -  «урок здоровья». В связи с этим возникла необходимость в новой программе по реализации  «безотметочного обучения»  на уроках физической культуры.

Учебный материал данной программы дается в  пяти разделах:

•     основы знаний, общая физическая подготовка

•     гимнастика

•   подвижные игры: национальные игры - русские, башкирские,  чувашские

•     спортивные игры: бадминтон, баскетбол, пионербол.

При изучении видов программы  основное внимание надо уделять:

•    насколько наметились положительные  сдвиги в оздоровлении организма  учащихся;

• умение правильно использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, зарядку, спортивную тренировку;

•     умение правильно восстанавливаться  после выполнения физического упражнения [52, с 24];

•     ведение дневника самоконтроля при  выполнении упражнений домашнего задания;

•     умение соблюдать технику безопасности при утренней гимнастике.

            Заключение 

    Проблема  здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и  укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

    Анализ  научно-методической литературы, опыт передовых школ показывают, что резервы школьного урока физической культуры далеко не исчерпаны. Комплексная программа открывает широкий простор для творчества учителя, его поисков в повышении эффективности учебного процесса, что в свою очередь обеспечивает необходимые условия для того, чтобы каждый учащийся овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Необходим поиск  принципиально подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах