Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

    Особенность процедуры оценивания при безотметочном  обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской  оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для  оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

    Самооценка  ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей  работы по целому ряду критериев. В  таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания [21,с 34].

    Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую  он хочет сегодня предъявить учителю  для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. '' Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

    Содержательное  самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

    Младшие школьники имеют право на самостоятельный  выбор сложности контрольных  заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено  не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается- учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).

    Оценка  высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых: детей и не соответствует личностным установкам некоторых, учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.

    О необходимых условиях введения безотметочной  системы обучения в начальной школе Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд "узловых" вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного "организма" школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие:

  1. Упражнение "Стыковка" на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Проблема "стыковки" безотметочного обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе (если такой переход осуществляется, например, после 1-го класса или после 2-го, 3-го) тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной.
  2. Упражнение "Стыковка" "оценочной политики" школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.

3. Упражнение "Стыковка"  оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришколъного контроля (правилах ведения классных журналов, ученических дневников).

   В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой - оценка начального уровня   подготовки   учащегося.   Результат такой   оценки   можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; "дробью", которая фиксирует, отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать "прирост" в умениях каждого ученика.

   Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал - "волшебных линеечек", напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т.Дембо и С.Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике) [25,с 13].

   С помощью линеечки можно измерить все что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху "линеечки" может поставить "крестик" тот ребенок, который все слова в диктанте написал отдельно, а в самом низу этой линеечки - тот, кто все слова написал слитно. Таким образом, ребенок ставит "крестик" на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой "крестик" на той же "линеечке". Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие "волшебных линеечек" от "стандартных отметок в том, что они благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.

   Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого  подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеется, любые изобретенные учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех "Правил оценочной безопасности", которые выработаны педагогическим коллективом. Текущие оценки, фиксирующие  продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который полезно завести для каждого ребенка.  

    2.2 . Методические рекомендации  по формированию  здорового образа  жизни младших  школьников 

  Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место.  Активное вовлечение ребенка в мир движений, делает богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.  Все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.

Уроки построены по принципу воздействия  на внутренние силы ребенка путем  побуждения, активной заинтересованности, а не слепого, механического повторения изучаемого материала, что позволяет ему быстрее освоить важные движения, овладеть разнообразными умениями и навыками в двигательной сфере [36,с 52].

  Предлагаемые  занятия можно проводить один раз в неделю. В их основу положена двигательно-игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании младших школьников.

    Цели  занятий

  • Создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.
  • Оздоровительная направленность упражнений, заложенная в чередовании основных двигательных режимов, должна обеспечить максимум эффективности формирования способностей детей, а значит, и основы здоровья.
  • Пополнение знаний о поведении в быту и на улице, о значении режима дня, о пользе гигиенических процедур для здоровья.
  • Приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

Утренняя  гигиеническая гимнастика (зарядка)

    Практически все великие люди во все времена  начинали свой день с утренней гимнастики. Это не значит, что они непременно приседали, делали махи руками и ногами, отжимались. Каждый по-своему настраивал свой организм на рабочий лад. Например, китайский мудрец Лаоцзы медитировал, А.С. Пушкин, «обув железом острым ноги», мчался по замерзшему озеру, а М.М. Пришвин совершал длительные прогулки по лесу. Физическая зарядка по утрам приносит пользу только в одном случае — если она индивидуальна. Все дети по-разному переключаются с одного вида работы на другой. Одним нужно выполнять медленные, плавные движения (что отличает китайские оздоровительные системы), другим показана интенсивная работа, чтобы быстро «разогреть» мышцы.

    Утренняя  зарядка предназначена не для  тренировки, а для подготовки организма  к активной дневной деятельности. Нагрузка подбирается в соответствии со «стилем жизни», психологическими особенностями ребенка. Если он медленно втягивается в работу (умственную или физическую), долго «раскачивается» перед выполнением повседневных мероприятий, то и упражнения должны быть неспешными, без резких движений, с постепенным увеличением амплитуды движений. Наоборот, если ребенок быстро включается в любую работу, утренняя гимнастика должна выполняться энергично, с большой амплитудой движений, с применением силовых (приседания, отжимания) и скоростных (прыжки на месте) упражнений. Примерное количество повторов — от 6 до 8 раз.

    Познакомимся  с научными рекомендациями составления  комплексов упражнений для зарядки:

  • упражнения «локального» характера (например, вращения кистями рук) должны чередоваться с движениями, включающими в работу большие мышечные группы (например, вращения туловищем);
  • дыхание во время выполнения упражнений должно быть ритмичным и спокойным (прерывистость дыхания — признак превышения необходимой нагрузки); амплитуду движений, их скорость и интенсивность необходимо увеличивать постепенно от начала занятия к его окончанию;
  • комплексы утренней гимнастики необходимо периодически менять, но не чаще чем через 3-4 недели; не следует перегружать комплекс большим количеством упражнений, использовать упражнения с отягощениями;
  • для младших школьников целесообразное время выполнения зарядки — от 10 до 12 минут, количество упражнений — 8—10, пульс во время зарядки не должен превышать 150—160 ударов в минуту.

    Возможные варианты зарядки для младших школьников приведены в Приложение 7. 

    Тренировка  зрения

    Острота зрения во многом зависит от общего здоровья ребенка, поэтому общеукрепляющие игры на открытом воздухе, катание на лыжах, коньках, велосипеде, плавание полезны и для глаз. Однако все чаще даже у здоровых детей зрение ухудшается, особенно с началом обучения в школе. Причины снижения остроты зрения различны, но специалисты особенно выделяют вредное влияние длительного чтения, просмотра телепередач, занятий на компьютере. Для сохранения зрения рекомендуется выполнять следующие правила: не читать в сумерках и лежа в постели, избегать мелкого шрифта, держать книгу на расстоянии 30—37 см, через каждые 20—30 минут зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1—5 минут и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет [44, с 21].

    Кроме того, необходимо регулярно выполнять  комплекс специальных упражнений для  глаз, их лучше делать утром, в течение 2—4 минут, сидя в удобной позе (голова при этом опирается о спинку стула, мышцы максимально расслаблены). Комплекс позволяет предотвратить нарушения зрения примерно в 60 случаях из ста. Познакомьтесь с этими упражнениями.

    Движения  глазными яблоками право и влево. Выполнять движения влево и вправо до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30—40 секунд.

Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах