Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема здоровья учащихся на протяжении ряда лет остается актуальной. Безусловно, немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют уроки физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….................………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах…...........................6
1.1 Основные элементы здорового образа жизни………......…..........……6
1.2 Деятельность учителя по формированию умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах..................................................................11
1.3.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста…………………....................................................……..19
Выводы по главе I……………………………………………………………..30
Глава 2.Безотметочное обучение на уроках физической культуры как условие формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах………………………………...........31
2.1 Реализация безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах…………................................................................……..31
2.2 Методические рекомендации по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................38
Выводы по главе II……………………………………………………………46
Глава 3.Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах………….….………………….................…...47
3.1 Экспериментальная работа по формированию умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками........................................47
3.2 Программа по реализации безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах...................................................49
Выводы по главе III…………………………………………………………...61
Заключение………………………………………………….............………...62
Список используемой литературы……………………...................................64
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

    Движения  глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4—6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30—40 секунд.

    Фиксация  взгляда на кончике носа. Выполнять  в течение 10—20 секунд, максимально  расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30—40 секунд.

    Если  чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

    Вращение  глаз. Движения глазными яблоками осуществлять по кругу — сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнить по 3 вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30—40 секунд.

    Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15—20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30—40 секунд. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.

    Чтобы повысить интерес ребенка к тренировке зрения, можно организовать занятия  в занимательной форме. Например, при движении глазными яблоками вправо и влево предложите ребенку представить себя напольными часами и поиграйте с ним в игру под названием «Маятник». При движениях глазными яблоками вверх и вниз перемещайте перед ребенком яркую любимую игрушку, чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к занятиям максимально творчески.

    Коррекция плоскостопия

    Много неприятностей приносит ребенку плоскостопие: с ним связаны быстрая утомляемость, боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, в коленях и ступнях. В результате ребенок меньше двигается, старается больше сидеть, т.е. не получает полноценной физической нагрузки. Требуются значительные усилия, чтобы освободиться от этого недуга. Гораздо легче предотвратить возникновение плоскостопия, чем его вылечить. Как показывает практика, регулярное выполнение комплекса несложных упражнении для свода стопы надежно гарантирует от возникновения этого заболевания   (упражнения проводятся босиком).

    Массаж  стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени — по направлению от стопы к коленному суставу.

    Массаж  можно проводить и при появлении  чувства усталости в ногах  после напряженной мышечной работы. Время выполнения — 2—4 минуты.

    Упражнение  «Сборщик». Сидя на полу (ноги полусогнуты  в коленях), ребенок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т.п.), и складывает их в кучку. Время выполнения упражнения — 1—2 минуты. Затем упражнение выполняется другой ногой.

    «Художник». Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнения — 30—50 секунд. Затем упражнение выполняется другой ногой.

    «Гусеница». Ребенок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперед, затем пальцы распрямляются: следует новый цикл имитации движений гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30—50 секунд.

    Ходьба  на пятках,  на внутренней и наружной сторонах стопы (по 30—50 секунд),  на носках, бег с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой), «семенящий» бег 2—4 раза по 5 секунд, а так же служат профилактике плоскостопия.

    Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.

    Для коррекции плоскостопия полезны  спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на открытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).

    Помимо  физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды 36—37 °С) в течение 1—1,5 минуты.

    Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

    Здоровый  образ жизни следует рассматривать  как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и 
длительное поддержание психического и физического здоровья.

    Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

    соблюдение  рационального режима дня, чередование  труда и отдыха;

    следование  правилам личной гигиены, закаливание;

    рациональное  питание;

    оптимальную двигательную активность — занятия  физическими упражнениями и спортом.

    Именно  эти элементы являются и благоприятными факторами, влияющими  на здоровье человека.

    Остановимся на одном из важнейших факторов —  двигательной активности.

    Двигательная  активность — это естественная потребность  человека в движении.

    Качество  движений, которые совершает человек в течение какого-либо времени, составляет объем двигательной активности. Ученые установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.

    Ученые  выяснили, что норма двигательной активности подростков — 18-25 тысяч  шагов в течение дня, или 3,5-4,5 ч  ходьбы. Конечно, двигательную активность нельзя сводить только к ходьбе. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.

    Занятия физическими упражнениями, спортом  дают человеку чувство бодрости, уверенности  в своих силах, повышают его эмоциональное  со стояние [33, с 25].

     Большое значение в желании вести здоровый образ жизни имеют семейные традиции. Если в семье родители делают зарядку, бегают по утрам, активно отдыхают (ходят в походы, ездят на велосипеде и т.п.), закаливаются, правильно питаются, то и вы сразу приобщитесь к такому образу жизни. Если же этого нет, то вы сами должны позаботиться о своем здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих  близких.

    Немаловажное  значение в выборе стиля жизни  имеют сверстники. Как правило, многие из вас начинают заниматься спортом вместе со своими друзьями или одноклассниками. А увлечение каким-либо видом спорт требует отказа от вредных привычек и других неблагоприятных обстоятельств (факторов риска), к которым относятся:

    недостаточная или избыточная двигательная активность; нарушение режима дня; недостатки в организации и качестве питания; нарушение  гигиенических требований к условиям учебной   и трудовой деятельности; нездоровый психологический климат в семье и коллективе.

Большое влияние на здоровье оказывают эмоции, или душевное состояние, человека.

Выводы  по главе II. 

      Безотметочное обучение - это поиск нового подхода  к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания. Традиционная пятибалльная система оценивания: - не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности — "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня  ключевой  компетенцией,   определяющей   новое   качество содержания российского образования.

    Активное  вовлечение ребенка в мир движений, делает богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Занятия физическими упражнениями, спортом дают человеку чувство бодрости, уверенности в своих силах, повышают его эмоциональное со стояние. Большое значение для здоровья младшего школьника имеет:

    - семейные традиции;

    - сверстники;

    - занятия физическими упражнениями;

    - режим дня;

    - питание;

    - закаливающие процедуры. 
 
 
 
 

      Глава 3 . Экспериментальная работа по реализации программы безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах

    1. Экспериментальная работа по формирования  умений и навыков здорового образа жизни младшими школьниками

       Экспериментальная работа по  формированию навыка здорового  образа жизни младших школьников  были заняты учащиеся 1 – 4 классов (Приложение 8).

     Наши  исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящие в 1-классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растёт частота встречаемости таких заболеваний, как болезнь дыхательных путей, органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания глаз, плоскостопие.

     Ниже  приведены результаты по уровню заболеваемости детей чувашской гимназии в начальных  классах. Исследование уровня заболеваемости велось вместе с медицинским работником гимназии. 

    Уровень заболеваемости детей  чувашской гимназии в начальном звене (таблица 1):

   По  показаниям заболеваемости по нарушению  осанки за период с 2004 по 2006 года наблюдается  рост на 3%, плоскостопие на 4%, заболевание органов дыхания на 6%.

   Какой бы совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого  от всех болезней. С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.

 На  уроках здоровья большое внимание уделяется  выполнению различных упражнений для  развития осанки, голеностопного сустава, органов дыхания, упражнения для развития суставов кисти рук и пальцев, органов зрения.

   После прохождения ежегодного медицинского осмотра детей начальных классов было выявлено, что наблюдается явная тенденция к улучшению уровня здоровья. В 2007 году улучшились показатели по нарушению осанки на 3%, плоскостопие – 3%, но возросли на 8% показатели заболевания органов дыхания.

    В период с 15 - по 25 декабря прошло анкетирование  учащихся начального звена.  После  проведенного анкетирования были сделаны  следующие выводы: учащимся очень  нравится заниматься на уроках здоровья, они получают большой заряд бодрости и хорошего настроения. (Приложение 8)

 Традиционным  стал спортивный конкурс « В здоровом теле - здоровый дух» (Приложение 9), где  учащиеся 1-4 классов со своими классными  руководителями, родителями с большим  интересом принимают участие  в спортивных эстафетах, различных конкурсах и в национальных играх. Это спортивное мероприятие проводится каждую четверть. Активную помощь в подготовке и проведении конкурса « В здоровом теле - здоровый дух» оказывают и классные руководители начальных классов. 

    На  переменах в начальном звене проводятся различные игры, конкурсы, викторины. Чтобы узнать нравится ли ученикам урок здоровья во 2-4 классах, был проведен конкурс сочинений на тему: « Я люблю урок здоровья». Цитата из сочинения ученицы 3 класса Федоровой А.: « На уроках здоровья мы играем в различные игры, прыгаем на скакалках, лазаем по канату. Мне нравится урок здоровья, потому что там очень интересно ». (Приложение 10)

Информация о работе Основы формирования умений и навыков здорового образа жизни в начальных классах